МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 ноября 2021 года N 526

Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год



В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2016, N 27, ст.4210; 2018, N 32, 5109)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год.

2. Ответственным структурным подразделением за организацию работы по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год определить Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации В.В.Колычева.

Министр
А.Г.Силуанов



УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 26 ноября 2021 года N 526



Программа профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год

I. Общие положения

     

1. Настоящая Программа определяет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.15; 2021, N 27, ст.5187) (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России (далее - обязательные требования) саморегулируемой организацией аудиторов.

2. Целями проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов являются:

а) предупреждение нарушений саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований;

б) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

в) повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;

г) снижение издержек Минфина России и саморегулируемой организации аудиторов при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;

д) снижение административной нагрузки на саморегулируемую организацию аудиторов;

е) создание мотивации к добросовестной деятельности саморегулируемой организации аудиторов;

ж) разъяснение саморегулируемой организации аудиторов системы обязательных требований.

3. Задачами проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организации аудиторов являются:

а) формирование единообразного понимания обязательных требований у саморегулируемой организации аудиторов и у Минфина России;

б) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;

в) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

г) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.

II. Анализ текущего состояния государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов

     

4. Субъектом государственного контроля (надзора) является некоммерческая организация, включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. По состоянию на 1 декабря 2021 г. в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов содержатся сведения об одной саморегулируемой организации аудиторов: Ассоциация "Содружество" (далее - ААС).

С 1 января 2022 г. некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты присвоения ей статуса саморегулируемой организации аудиторов в соответствии с частью 8 статьи 21.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

5. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов является соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований.

6. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержден приказом Минфина России от 18 декабря 2020 г. N 1122.

7. На основе анализа текущей структуры нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов сформированы следующие ключевые охраняемые законом ценности, защита которых должна быть предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов:

1) право юридических лиц и граждан на получение информации;

2) право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию;

3) право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом;

4) обеспечение условий осуществления аудиторской деятельности.

По данным ценностям определены следующие ключевые риски, воздействие которых может причинить ущерб ценностям.

Ключевые риски, оказывающие воздействие на охраняемые законом ценности, источники их возникновения и способы регулирования


N п.п.

Охраняемые законом ценности, на которые воздействует риск

Ключевой риск, оказывающий воздействие на охраняемые законом ценности

Источник возникновения риска

Способ регулирования риска

1.

Право юридических лиц и граждан на получение

Риск нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц

Человеческий фактор (неисполнение

Проведение плановых и внеплановых проверок,

информации

Риск неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией аудиторов возложенных на нее функций (искажение информации о субъектах аудиторской деятельности; осуществление деятельности лицами, не отвечающими надлежащим требованиям)

сотрудником саморегулируемой организации аудиторов установленных требований)

осуществление систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.

Применение мер воздействия, предусмотренных статьей 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

2.

Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию

Риск неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией аудиторов возложенных на нее функций (установление стандартов, не отвечающих общественным интересам, создающим препятствие в деятельности субъектов аудиторской деятельности; осуществление деятельности лицами, не отвечающими надлежащим требованиям; необеспечение имущественной ответственности субъектов аудиторской деятельности перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами

Человеческий фактор (неисполнение сотрудником саморегулируемой организации аудиторов установленных требований)

Проведение плановых и внеплановых проверок.

Применение мер воздействия, предусмотренных статьей 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

3.

Право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом

Риск неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией аудиторов возложенных на нее функций (необеспечение имущественной ответственности субъектов аудиторской деятельности перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами; недобросовестное рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации аудиторов и качество оказываемых ими услуг)

Человеческий фактор (неисполнение сотрудником саморегулируемой организации аудиторов установленных требований)

Проведение плановых и внеплановых проверок.

Применение мер воздействия, предусмотренных статьей 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

4.

Обеспечение условий осуществления аудиторской деятельности

Риск неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией аудиторов возложенных на нее функций (установление стандартов, не отвечающих общественным интересам, создающим препятствие в деятельности субъектов аудиторской деятельности; осуществление деятельности лицами, не отвечающими надлежащим требованиям; искажение информации о субъектах аудиторской деятельности; необеспечение имущественной ответственности субъектов аудиторской деятельности перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами; недобросовестное рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации аудиторов и качество оказываемых ими услуг)

Человеческий фактор (неисполнение сотрудником саморегулируемой организации аудиторов установленных требований)

Проведение плановых и внеплановых проверок, осуществление систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.

Применение мер воздействия, предусмотренных статьей 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

8. Наиболее значимыми рисками деятельности саморегулируемой организации аудиторов являются:

а) риски, связанные с ведением реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр). Реестр является правоустанавливающим документом (у аудиторской организации и аудитора возникает право осуществлять аудиторскую деятельность с момента включения сведений о них в указанный реестр). С другой стороны, реестр обеспечивает удовлетворение информационных потребностей широкого круга пользователей в сведениях о лицах, имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленных требований к ведению реестра имеет существенное значение для функционирования рынка аудиторских услуг;

б) риски, связанные с подтверждением соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов. Организация в саморегулируемой организации аудиторов системы повышения квалификации аудиторов и подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов обеспечивает: поддержание профессиональных знаний аудитора на должном уровне; выявление и исключение из реестра не выполнивших данное требование аудиторов. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленного требования по организации подтверждения ежегодного повышения квалификации аудиторами имеет существенное значение для обеспечения надлежащего уровня профессиональной компетентности аудиторов;

в) риски, связанные с обеспечением саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов). Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) является одним из требований к саморегулируемой организации аудиторов, установленным Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по формированию компенсационного фонда (компенсационных фондов) имеет существенное значение в защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;

г) риски, связанные с некачественным осуществлением внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов, имеет первостепенное значение для обеспечения качества аудиторских услуг и является одним из важнейших факторов устойчивого функционирования аудиторского рынка. Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов имеет существенное значение в обеспечении качества аудиторских услуг и защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;

д) риски, связанные с применением мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения обязательных требований. Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов тесно связано с проводимым саморегулируемой организацией аудиторов внешним контролем деятельности аудиторских организаций, аудиторов. Реализация саморегулируемой организацией аудиторов права на применение мер дисциплинарного воздействия и соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по применению мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения обязательных требований, создает условия для повышения качества аудиторских услуг, освобождения рынка от недобросовестных аудиторских организаций и аудиторов, работы механизмов репутационного воздействия на них;

е) риски, связанные с рассмотрением саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов. Рассмотрение саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов также является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов. Работа по рассмотрению саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов имеет особое значение в отношениях с пользователями аудиторских услуг, а также с точки зрения нормального функционирования аудиторского рынка.

9. Результаты государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов характеризуются следующими данными.

В период с 2011 по 2021 годы проведено 16 плановых и 11 внеплановых проверок саморегулируемых организаций аудиторов.

Саморегулируемая

Количество проверок в

организация аудиторов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Всего проверок

2

8

4

3

4

2

1

1

1

0

1

в том числе:

плановые проверки

2

2

2

2

2

2

1

1

1

0

1

внеплановые проверки

0

6

2

1

2

0

0

0

0

0

0

"Аудиторская палата России" (Ассоциация) (далее - АПР) - всего

0

1

1

0

2

0

х

х

х

х

х

в том числе:

плановые проверки

0

0

1

0

1

0

х

х

х

х

х

внеплановые проверки

0

1

0

0

1

0

х

х

х

х

х

Некоммерческое партнерство "Институт Профессиональных Аудиторов" (далее - ИПАР) - всего

0

2

0

1

1

0

х

х

х

х

х

в том числе:

плановые проверки

0

1

0

1

0

0

х

х

х

х

х

внеплановые проверки

0

1

0

0

1

0

х

х

х

х

х

"Российский Союз аудиторов" (Ассоциация) (далее - РСА) - всего

0

2

0

0

1

0

1

0

1

х

х

в том числе:

плановые проверки

0

1

0

0

1

0

1

0

1

х

х

внеплановые проверки

0

1

0

0

0

0

0

0

0

х

х

Некоммерческое партнерство "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" (далее - Гильдия аудиторов) - всего

0

1

х

х

х

х

х

х

х

х

х

в том числе:

плановые проверки

0

0

х

х

х

х

х

х

х

х

х

внеплановые проверки

0

1

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов" (далее - РКА) - всего

1

1

1

0

0

1

х

х

х

х

х

в том числе:

плановые проверки

1

0

1

0

0

1

х

х

х

х

х

внеплановые проверки

0

1

0

0

0

0

х

х

х

х

х

ААС - всего

1

1

2

2

0

1

0

1

0

0

1

в том числе:

плановые проверки

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

внеплановые проверки

0

1

2

1

0

0

0

0

0

0

0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»