Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70433-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (СИСТЕМА АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА) В ОРГАНИЗАЦИИ

The internal system for ensuring compliance with the requirements of antimonopoly legislation (antimonopoly compliance system) in the organization



ОКС 03.100

Дата введения 2023-01-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности" (РНИИИС) по заказу Ассоциации комплаенс-менеджеров.

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 "Интеллектуальная собственность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2022 г. N 1181-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


К 2019 году в Российской Федерации в целом сложилась система антимонопольного законодательства, обеспечивающего эффективное применение институтов защиты конкуренции в соответствии с Федеральным законом [1]. С учетом принятия "четвертого антимонопольного пакета", вступившего в силу в 2016 году, антимонопольное законодательство России признано соответствующим международным стандартам и позволяет обеспечить защиту конкуренции на высоком уровне. Вместе с тем развитие экономических отношений с учетом изменений глобальной экономики требует постоянного принятия оперативных мер, представляющих собой создание адекватных инструментов и механизмов предотвращения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Среди таких мер в соответствии с [2] предусмотрены совершенствование антимонопольного законодательства и практики его применения, в том числе развитие превентивных механизмов антимонопольного контроля: внедрение на законодательном уровне норм, стимулирующих принятие антимонопольного комплаенса (системы мер, направленных на обеспечение соблюдения требований антимонопольного законодательства) хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления. Федеральным законом [3] в базовый Федеральный закон [1] была введена статья 9.1 "Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства". Мировой и зарубежный опыт, а также передовая российская корпоративная практика свидетельствуют о том, что одними из таких эффективных инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для компаний являются разработка и внедрение антимонопольного комплаенса - системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Настоящий стандарт вводится в целях создания механизмов, стимулирующих принятие по единым правилам и процедурам антимонопольного комплаенса в организациях в соответствии с антимонопольным законодательством и повышения национальной конкурентоспособности при переходе к цифровой экономике.

Согласно Стратегии [4] формирование цифровой экономики отнесено к национальным интересам России, включая:

- формирование новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного развития российской экосистемы цифровой экономики (крупных российских организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий);

- повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке;

- обеспечение технологической независимости и безопасности инфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услуг российским гражданам и организациям;

- защиту граждан от контрафактной и некачественной продукции;

- совершенствование антимонопольного законодательства, в том числе при предоставлении программного обеспечения, товаров и услуг с использованием сети Интернет лицам, находящимся на территории Российской Федерации;

- развитие торговых и экономических связей со стратегическими партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках ЕАЭС.

Согласно Консультативному заключению Суда Евразийского экономического союза от 4 апреля 2017 г. N СЕ-2-1/1-17-БК "О разъяснении положений статей 74, 75, 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014", конкурентное право Союза включает три вида политик:

- единую конкурентную (антимонопольную) политику Союза (наднациональное регулирование) для защиты конкуренции на трансграничных рынках;

- скоординированную конкурентную (антимонопольную) политику для защиты конкуренции на национальных рынках государств - членов ЕАЭС, в том числе скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции;

- согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств - членов ЕАЭС.

Применение политик зависит от следующих критериев: 1) характера рынка (национальный или трансграничный); 2) национальности хозяйствующего субъекта (субъект рынка государства-члена или субъект рынка третьих стран).

Успешная правоприменительная практика антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции является междисциплинарной темой, что предполагает определение границ и правил межведомственного взаимодействия на всех уровнях (региональном, национальном и межгосударственном) при исполнении функций системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (системы антимонопольного комплаенса) в организации.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие подходы в рамках антимонопольного регулирования на уровне контролируемого лица, а также общие правила и процедуры разработки и принятия документов организации и функционирования системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (системы антимонопольного комплаенса).

Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется в пересечении общественных отношений, связанных: 1) с антимонопольным регулированием и защитой от недобросовестной конкуренции, 2) государственным контролем и надзором и 3) контролируемыми лицами - при многообразии их видов и особенностей деятельности.

Применение системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (системы антимонопольного комплаенса) является стратегическим решением для контролируемого лица, так как позволяет обеспечить предупреждение нарушений антимонопольного законодательства на раннем этапе, предотвращение репутационного вреда и минимизацию негативных последствий, повышение эффективности и улучшение деятельности контролируемых лиц в долгосрочной перспективе и обеспечение их конкурентоспособности.

Положения настоящего стандарта предназначены для добровольного применения любыми организациями (субъектами рынка) и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность, в соответствии с антимонопольным законодательством, подлежит антимонопольному регулированию и контролю на территории Российской Федерации, независимо от их правового статуса, организационной структуры, вида и отраслевой специфики деятельности.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.4 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р 58086 Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ

ГОСТ Р 58223 Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции

ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска

ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], [5], [6]-[8], ГОСТ Р 1.12, ГОСТ Р 58223, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 антимонопольный орган: Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (Федеральная антимонопольная служба), и его территориальные органы.

3.2 антимонопольное регулирование: Комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможности чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

3.3 антимонопольное законодательство: Законодательство Российской Федерации, которое основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и включает Федеральный закон "О защите конкуренции", иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, а также правила международного договора Российской Федерации, если этим договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о защите конкуренции.

3.4 профилактика правонарушений: Совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Примечание - См. [8].

3.5 антимонопольная политика: Часть экономической политики контролируемого лица по обеспечению развития конкуренции на товарных рынках и эффективных рыночных отношений при соблюдении требований антимонопольного законодательства.

3.6 контролируемые лица: Хозяйствующие субъекты, либо другие лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, в том числе организации (субъекты рынка) - российские и иностранные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, а также организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, если соглашения между российскими и (или) иностранными лицами, а также совершаемые ими действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации и подлежат государственному контролю (надзору) в сфере антимонопольного регулирования.

3.7 система антимонопольного комплаенса: Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства как совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним локальным правовым актом (внутренними локальными правовыми актами) контролируемого лица, направленная на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

3.8 антимонопольные риски: Риски (сочетание вероятности и последствий) наступления убытков или других неблагоприятных событий в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны антимонопольного органа в связи с несоблюдением требований антимонопольного законодательства контролируемым лицом.

3.9 карта [паспорт] антимонопольных рисков: Документ системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, отражающий наименования и описание основных рисков нарушения антимонопольного законодательства по видам соответствующих нарушений (включая описание прогнозируемого вида и размера соответствующего вреда), прогнозируемую вероятность реализации соответствующего риска (уровень риска), основные причины и условия возникновения соответствующего риска.

3.10 конкуренция: Соперничество контролируемых лиц, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

3.11 недобросовестная конкуренция: Любые направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности действия контролируемых лиц, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

3.12 доминирующее положение: Положение контролируемого лица на рынке определенного товара, дающее такому лицу возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого товарного рынка других контролируемых лиц, затруднять доступ на этот товарный рынок другим контролируемым лицам и отвечающее условиям, установленным антимонопольным законодательством.

3.13 монополистическая деятельность: Злоупотребление контролируемым лицом своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные(ое) в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

3.14 признаки ограничения конкуренции: Обстоятельства, создающие возможность для контролируемого лица в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Примечание - Эти обстоятельства включают в том числе:

- сокращение числа контролируемых лиц;

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

- отказ контролируемых лиц от самостоятельных действий на товарном рынке;

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между контролируемыми лицами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования контролируемых лиц своих действий на товарном рынке;

- иные обстоятельства, создающие возможность для контролируемого лица в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;

- установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.15 несоответствие: Несоответствие деятельности контролируемого лица требованиям системы антимонопольного комплаенса вследствие их несоблюдения или требованиям антимонопольного законодательства вследствие их нарушения.

3.16 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины выявленного несоответствия.

     4 Сокращения

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs