Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ Р 58086-2018

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальная собственность

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ И АВТОРОМ НА ОХРАНЯЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ И/ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

Intellectual property. Distribution of the intellectual rights between the customer, the performer and the author on the protected results of intellectual activity created and/or used at performance of research, developmental work, technological and production works



ОКС 03.140

Дата введения 2018-08-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности" (РНИИИС) по заказу Некоммерческого партнерства по содействию в проведении научных исследований "Институт нового индустриального развития"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 "Интеллектуальная собственность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 марта 2018 г. N 131-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).

Введение


В Государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" среди нерешенных серьезных проблем, сохранение которых может свести к нулю результативность деятельности Правительства Российской Федерации и бизнеса в плане инновационного развития экономики страны, указана в том числе проблема неурегулированности вопросов распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств.

_______________

Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 467-р.


Целью настоящего стандарта является введение процедур и правил, регулирующих отношения при распределении исключительных (имущественных) прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и производственных работ, в том числе при бюджетном финансировании.

К основным задачам стандартизации, направленным на достижение указанной цели, относятся:

- создание условий (предпосылок) для обеспечения экономической и технологической безопасности, а также минимизации рисков и повышения экономической значимости использования интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов, в том числе при бюджетном финансировании;

- обеспечение гибкости (широкого выбора вариантов распределения исключительных (имущественных) прав) системы процедур и правил;

- регламентация процедур согласования интересов участников отношений, возникающих при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР);

- повышение уровня коммерциализации исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Основные правоотношения, связанные с распределением исключительных (имущественных) прав на РИД, возникают при выполнении следующих ключевых процессов НИОКТР:

- государственных программ, федеральных и ведомственных целевых программ;

- региональных целевых программ;

- программ инновационного развития государственных компаний;

- проектов, осуществляемых в рамках программ инновационного развития государственных академий наук;

- проектов, осуществляемых в рамках технологических платформ;

- проектов, осуществляемых в рамках региональных инновационных кластеров;

- проектов, осуществляемых научными и образовательными организациями в рамках собственных программ развития за счет собственных источников финансирования;

- проектов, осуществляемых в рамках программ международного сотрудничества.

При этом в числе основных направлений классификации отношений распределения исключительных (имущественных) прав можно выделить:

а) по заказчикам НИОКТР;

б) по исполнителям НИОКТР;

в) по процессам, в которых возникают отношения распределения исключительных (имущественных) прав в связи с выполнением НИОКТР;

г) по объектам исключительных (имущественных) прав, создаваемым и/или используемым в ходе выполнения НИОКТР.

Указанная матрица отношений и определяет предметную область данного стандарта.

Настоящий стандарт позволяет обеспечить эффективное распределение исключительных (имущественных) прав между участниками правоотношений, возникающих при выполнении НИОКТР и при производстве продукции, и минимизировать риски, возникающие при этом, и в итоге станет основой для реализации потенциала интеллектуальной собственности на благо экономики страны, повышения конкурентоспособности инновационной продукции с использованием преимущественно отечественных наукоемких технологий.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на отношения, возникающие при распределении исключительных (имущественных) прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые, приобретаемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и производственных работ, в том числе при бюджетном финансировании.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 15.000-94 Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения

ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 55385-2012 Интеллектуальная собственность. Научные произведения

ГОСТ Р 55386-2012 Интеллектуальная собственность. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины, установленные в Гражданском кодексе Российской Федерации [1], ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

автор результата интеллектуальной деятельности: Гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

[ГК РФ [1], ст.1228]

3.2 бюджетные обязательства: Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

3.3 бюджетная смета: Документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения в соответствии с классификацией расходов бюджетов.

3.4 главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета): Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

3.5 государственные заказчики: Государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3.6 государственный оборонный заказ: Задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

3.7 заказчик: Физическое или юридическое лицо (предприятие, организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке которого или контракту (договору) с которым производится в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической).

3.8

изготовитель базы данных: Лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

[ГК РФ [1], ст.1333]

3.9

изобретение: Техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению.

[ГК РФ [1], ст.1350]

3.10 иные заказчики: Бюджетные учреждения, осуществляющие размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

3.11 исполнитель (работ): Физическое или юридическое лицо, выполняющее объем работ по заявке или в рамках контракта (договора) на проведение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, создание и (или) поставку продукции или оказывающее услуги:

- при прогнозировании, перспективном и текущем планировании научных исследований, выборе направлений исследований для создания новых и модернизации существующих объектов техники и их технико-экономического обоснования, развития производства или его модернизации, постановки продукции на производство;

- при обосновании необходимости выполнения конкретных работ, включая решение вопросов повышения качества продукции, совершенствования технологии, материального, технологического обеспечения производства;

- при выполнении научно-исследовательских работ и их этапов;

- в процессе выполнения опытно-конструкторских, проектно-конструкторских, проектных, технологических, изыскательских и других работ (в том числе аванпроектов) и их этапов;

- при обосновании выбора форм реализации и обеспечения оптимальных условий реализации, включая приобретение зарубежного оборудования и лицензий, сервисные услуги поставленной продукции;

- при изыскании, исследовании применения объектов техники по новому назначению;

- при решении вопросов использования опыта и знаний сторонних организаций и фирм;

- при определении инжиниринговых услуг;

- при осуществлении научно-технического сотрудничества, включая кооперирование производства, создание совместных предприятий.

3.12

контрактная система: Совокупность участников (в т.ч. федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими отношений, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

[Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"]

3.13 муниципальные заказчики: Органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.