ГОСТ Р 58223-2018
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интеллектуальная собственность
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Intellectual property. Antitrust regulation and protection against unfair competition
ОКС 03.140
Дата введения 2018-12-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности" (РНИИИС)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 "Интеллектуальная собственность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2018 г. N 597-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Между ростом недобросовестной конкуренции и отсутствием рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации и других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) есть прямая взаимозависимость и взаимообусловленность. В условиях когда доля рынка интеллектуальной собственности в мировой торговле в XXI столетии выросла в четыре раза (превышает 15% ВВП) и продолжает расти, национальные рынки интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС остались на прежнем уровне (менее 1-2% патентных продаж от общего числа действующих патентов). При переходе к цифровой экономике доля добавленной стоимости от оборота интеллектуальной собственности в ценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов будет только возрастать, что, в свою очередь, будет усиливать конкуренцию, в том числе и недобросовестную, в этой сфере.
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, формирование цифровой экономики отнесено к национальным интересам России, включая:
- формирование новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного развития российской экосистемы цифровой экономики (крупных российских организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий);
- повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке;
- обеспечение технологической независимости и безопасности инфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услуг российским гражданам и организациям;
- защиту граждан от контрафактной и некачественной продукции;
- совершенствование антимонопольного законодательства, в том числе при предоставлении программного обеспечения, товаров и услуг с использованием сети Интернет лицам, находящимся на территории Российской Федерации;
- развитие торговых и экономических связей со стратегическими партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках ЕАЭС.
Решениями высших органов ЕАЭС всем государствам - членам ЕАЭС предписано расширить набор применяемых инструментов, активизировать усилия по достижению и поддержанию макроэкономической устойчивости, реализовывать совместные меры в рамках ЕАЭС и национальные меры по ключевым направлениям. Реализация указанных мер предполагает активное включение экономического потенциала от использования в данных процессах интеллектуальной собственности: от ценообразования при взимании таможенных платежей до формирования нематериальных активов и использования интеллектуальной собственности как инвестиционного ресурса при диверсификации экономик на всех уровнях.
По результатам анализа законодательства и правоприменительной практики в сфере производства, оборота и защиты интеллектуальной собственности в России и других странах ЕАЭС при переходе к цифровой экономике выявлены устойчивые противоречия (коллизии), новые вызовы и закономерности, требующие принятия первоочередных мер в сфере антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции как путем изменения правил, так и процедур их применения.
По оценке директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации академика РАН, доктора юридических наук, профессора Т.Я.Хабриевой, "нахождение баланса между интересами правообладателей исключительных прав и публичными и частными интересами, защищаемыми антимонопольным законодательством", является сегодня одной из реальных проблем становления и развития современного конкурентного права.
Согласно ч.7 ст.1252 Гражданского кодекса Российской Федерации* (ГК РФ), в случаях когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными ГК РФ, так и в соответствии с антимонопольным законодательством. В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" возможности применения антимонопольных мер в сфере интеллектуальной собственности ограничены.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ч.4 ст.1252 Гражданского кодекса Российской Федерации. - Примечание изготовителя базы данных.
Так, в последнее десятилетие сложилось устойчивое противоречие между патентной монополией на результаты интеллектуальной деятельности и возможностями развития конкуренции на рынках товаров, работ и услуг с использованием таких объектов патентного права. Результаты интеллектуальной деятельности, зачастую полученные при бюджетном финансировании (85% всех расходов на исследования и разработки в Российской Федерации в 2015-2017 гг. - средства федерального бюджета), при возможном сроке правовой патентной охраны 20 лет переходят в режим свободного использования через два - три года с момента выдачи патента. Этим нередко пользуются иностранные компании, в том числе транснациональные компании (ТНК), которые при небольших доработках вновь патентуют эти технические решения на себя. За последние 10 лет весь прирост выдачи патентов в России (5%) обеспечен только иностранцами. При этом совместные предприятия не создаются, лицензионные договоры с отечественными производителями не заключаются, вытесняя тем самым с национальных рынков отечественные компании в угоду интересам международных и иностранных ТНК. Такие злоупотребления в рамках как формальной патентной монополии иностранных правообладателей, так и при заключении антиконкурентных соглашений ведут к фактической монополии с их стороны на товарных рынках, что предполагает меры антимонопольного регулирования, применение которых в сфере осуществления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также оборота интеллектуальной собственности запрещено ст.10, 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ.
Глобализация мировой торговли, введение экономических санкций актуализировали юридическую проблему исчерпания прав правообладателя в отношении товарного знака, которое является юридическим ограничением легальной монополии на использование исключительного права на товарный знак. Параллельный импорт, под которым понимается ввоз из-за границы в страны ЕАЭС импортерами оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, но без его разрешения, порождает конфликт интересов импортеров и правообладателей, претендующих на абсолютные правомочия по контролю параллельного импорта. В соответствии с Договором о ЕАЭС (приложение N 26) и с принятием и вступлением в силу с 1 января 2018 г. нового Таможенного кодекса в ЕАЭС действует региональный принцип исчерпания права, тогда как в Российской Федерации - национальный принцип исчерпания права (ст.1487 ГК РФ), предполагающий запрет на импорт в Россию товаров с размещенными на них товарными знаками без разрешения правообладателей. В этих условиях иностранный правообладатель может недобросовестно использовать исключительное право на товарный знак и ограничивать ввоз на внутренний евразийский рынок конкретных товаров или реализовывать ценовую политику, состоящую в завышении цен на этом рынке. В целях обеспечения единообразия подходов разрешения конфликтов частных и публичных интересов при антимонопольном регулировании и защиты от недобросовестной конкуренции с учетом разъяснений Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от 13 февраля 2018 г. N 8-П) в случаях недобросовестного поведения иностранных правообладателей товарных знаков, в том числе создания с их стороны угрозы монополии на товарных рынках стран ЕАЭС, необходимо использовать механизмы антимонопольного регулирования и гражданско-правовые институты противодействия злоупотреблению правом в интересах реализации публичных интересов по защите конкуренции, включая государственную поддержку национальных товаропроизводителей.
При этом, исходя из судебной практики, сохраняется высокая правовая неопределенность в разделении недобросовестной конкуренции, связанной с оборотом товара с использованием результатов интеллектуальной деятельности (РИД), и недобросовестной конкуренции, связанной с оборотом исключительных прав на данные РИД. При этом нормы действующего Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ не могут быть применены в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), так как основным объектом оборота здесь на разных этапах "НИР - ОКР - ТР - производство" может быть только исключительное право на РИД, созданный/ используемый в рамках данного НИОКТР. Отсюда многочисленные злоупотребления со стороны государственных заказчиков на использование предшествующей интеллектуальной собственности, где правообладателями являются исполнители или третьи лица.
Несмотря на заявленные цели гармонизации национальных законодательств для построения единых рынков в ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности, защиты от недобросовестной конкуренции и противодействия контрафакту, по-прежнему существуют принципиальные различия в странах ЕАЭС;
- система охраняемых объектов интеллектуальной собственности;
- определение правообладателей РИД, созданных с использованием бюджетных средств;
- содержание прав на РИД;
- ограничения исключительных прав на РИД;
- механизмы гражданско-правовой и таможенной защиты интеллектуальной собственности;
- понимание института контрафакта и способов защиты от него;
- определение перечня субъектов недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и особенностей их правового статуса;
- способы недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и их выявление;
- способы защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в рамках ЕАЭС.
Согласно Консультативному заключению Суда Евразийского экономического союза от 4 апреля 2017 г. N СЕ-2-1/1-17-БК "О разъяснении положений статей 74, 75, 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014", конкурентное право Союза включает все три вида политик:
- единую конкурентную (антимонопольную) политику Союза (наднациональное регулирование) для защиты конкуренции на трансграничных рынках;
- скоординированную конкурентную (антимонопольную) политику для защиты конкуренции на национальных рынках государств - членов ЕАЭС, в том числе скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции;
- согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств - членов ЕАЭС.
Применение политик зависит от следующих критериев: 1) характер рынка (национальный или трансграничный); 2) национальность хозяйствующего субъекта (субъект рынка государства-члена или субъект рынка третьих стран).
Успешная правоприменительная практика антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности является междисциплинарной темой, что предполагает определение границ и правил межведомственного взаимодействия на всех уровнях (региональном, национальном и межгосударственном) при исполнении функций защиты от недобросовестной конкуренции и противодействия контрафакту, а также определенную корректировку системы подготовки и принятия решений в ЕЭК ЕАЭС в силу сохраняющихся принципиальных противоречий национальных законов стран ЕАЭС и существующей автономности министров (членов коллегии) ЕЭК и подчиненных им департаментов.
Если целью инновационного развития является конкурентоспособность, а рынок интеллектуальной собственности служит необходимым условием его успешности, то антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности могут стать достаточным средством обеспечения такой конкурентоспособности.
Настоящий стандарт устанавливает единые подходы в рамках антимонопольного регулирования, в том числе через установление границ, правил и процедур межведомственного взаимодействия при исполнении функций защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и противодействия контрафакту (как на национальном, так и в последующем на межгосударственном уровнях) в интересах защиты конкуренции и реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности, повышения конкурентоспособности инновационной продукции и отечественных товаропроизводителей, создания благоприятных условий для формирования рынка интеллектуальной собственности как механизма инновационного развития и для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечивающих национальную конкурентоспособность при переходе к цифровой экономике в России и ЕАЭС в XXI в.
Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется в пересечении общественных отношений, связанных с 1) интеллектуальной собственностью, 2) антимонопольным регулированием и защитой от недобросовестной конкуренции, 3) противодействием производству и обороту контрафактной продукции.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55384 Интеллектуальная собственность. Научные открытия
ГОСТ Р 55385 Интеллектуальная собственность. Научные произведения
ГОСТ Р 55386 Интеллектуальная собственность. Термины и определения
ГОСТ Р 56823 Интеллектуальная собственность. Служебные результаты интеллектуальной деятельности
ГОСТ Р 58086 Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины, установленные в Договоре о ЕАЭС [1], Гражданском кодексе Российской Федерации [2], Федеральном законе "О защите конкуренции" [3], Федеральном законе "Об организованных торгах" [4], Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" [5], Федеральном законе "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" [6], Федеральном законе "Об акционерных обществах" [7], Федеральном законе "Об инвестиционных фондах" [8], Федеральном законе "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [9], ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 антимонопольный орган: Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.
3.2 защита конкуренции: Совокупность мер, направленных на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущение, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
3.3 антимонопольное регулирование: Комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможности чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
3.4 единая конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, осуществляемая государствами - членами ЕАЭС в сфере антимонопольного регулирования для защиты конкуренции на трансграничных рынках (если его географические границы охватывают территории двух и более государств-членов) на основе применения норм и механизмов наднационального унифицированного правового регулирования как общих правил конкуренции, которые обладают прямым действием и должны непосредственно применяться государствами-членами как нормы международного договора, а также на основе решений органов ЕАЭС в рамках их полномочий.
3.5 скоординированная конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств - членов ЕАЭС для защиты конкуренции на национальных рынках государств - членов ЕАЭС на основе общих принципов и подходов, одобренных в рамках органов ЕАЭС, необходимых для достижения его целей.
3.6 согласованная конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, осуществляемая государствами - членами ЕАЭС в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств - членов ЕАЭС, предполагающая гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов ЕАЭС, в такой степени, которая необходима для достижения его целей.