Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70250-2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Варианты использования и состав функциональных подсистем искусственного интеллекта

Artificial intelligence systems in road transport. Use cases and composition of functional subsystems of artificial intelligence



ОКС 11.040.01*
________________     
     * Письмом Росстандарта от 28.11.2022 г. N 3001-ОГ/03 разъясняется, что в указании кодов ОКС  допущена опечатка. "Значение кодов ОКС должно быть "35.240.60", здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2023-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Агентство искусственного интеллекта"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 октября 2022 г. N 1053-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


В настоящее время системы искусственного интеллекта (СИИ) все чаще применяются в транспортной отрасли. В целях повышения доверия к технологиям искусственного интеллекта (ИИ) необходимо установить минимальный, но не исчерпывающий состав функциональных подсистем СИИ на автомобильном транспорте, варианты их использования и общие требования к испытанию алгоритмов ИИ на автомобильном транспорте.

Функциональными подсистемами называются подсистемы СИИАУД, в которых используются частные алгоритмы искусственного интеллекта для решения тех или иных задач. Приведенные в стандарте функциональные подсистемы являются рекомендуемыми.

Настоящий стандарт является частью комплекса стандартов по установлению требований к применению технологий ИИ на автомобильном транспорте с целью повышения доверия к технологиям ИИ, повышения уровня безопасности на транспорте и эффективности транспортных процессов.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает минимальный, но не исчерпывающий, состав функциональных подсистем искусственного интеллекта (ИИ), обеспечивающих безопасное и эффективное функционирование систем искусственного интеллекта (СИИ) на автомобильном транспорте в составе интеллектуальных транспортных систем (ИТС), систем технического диагностирования (СТД) и СИИ для автоматизированного управления движением (СИИАУД), а также общие требования к испытанию алгоритмов СИИАУД.

Примечание - Функциональными подсистемами ИИ являются подсистемы высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), в которых применяются алгоритмы ИИ.

Настоящий стандарт предназначен для применения во всех технологических процессах эксплуатации СИИ на автомобильном транспорте при их коммерческом и личном использовании для перевозки людей и грузов на автомобильных дорогах и применяется:

- при построении ИТС на различных уровнях управления;

- при разработке СТД;

- при интеллектуализации систем управления ВАТС.

СИИ, варианты использования, состав функциональных подсистем и требования к испытаниям, установленные в настоящем стандарте, допускается применять исключительно на ВАТС категорий L, M, и N по [1], эксплуатируемых на автомобильных дорогах и соответствующим уровням автоматизации управления 4 и 5 (ГОСТ Р 58823).

Примечание - Настоящий стандарт не накладывает ограничений на способы реализации систем ИИ на автомобильном транспорте. Приведенный в стандарте состав функциональных подсистем является примерным и в конкретных реализациях автомобилей может отличаться.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 19.301 Единая система программной документации. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию и оформлению

ГОСТ 24940 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 28195 Оценка качества программных средств. Общие положения

ГОСТ 32846 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация

ГОСТ 32944 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования

ГОСТ 32963 Дороги автомобильные общего пользования. Расстояние видимости. Методы измерений

ГОСТ 32965 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока

ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация

ГОСТ 33475 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 53613 Воздействие природных внешних условий на технические изделия. Общая характеристика. Осадки и ветер

ГОСТ Р 58823 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизации управления движением. Классификация и определения

ГОСТ Р 70249 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Высокоавтоматизированные транспортные средства. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 26262-1 Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 1. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета этого изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 70249.

     4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

- V2X - обмен информацией между автомобилем и другими объектами (vehicle-to-everything);

- ДТП - дорожно-транспортное происшествие;

- ПДД - правила дорожного движения РФ;

- СИИАУД ВАТС - система искусственного интеллекта для автоматизированного управления движением высокоавтоматизированным транспортным средством;

- ЧС - чрезвычайная ситуация.

     5 Варианты использования систем искусственного интеллекта на автомобильном транспорте

Варианты использования СИИ на автомобильном транспорте:

- СИИАУД: получение данных с датчиков; обработка данных; объединение полученных данных; согласование полученных данных; обработка изображений; определение препятствий; определение дорожных условий; определение транспортных средств; определение расстояния до объектов; позиционирование ВАТС; определение текущего состояния СИИАУД; автоматическое управление скоростью ВАТС; автоматическое управление траекторией (курсом) движения; автоматическая реакция на объекты, окружающие ВАТС; принятие решений на управляющие действия; управление исполнительными устройствами; формирование базы данных для последующего анализа;

- ИТС: светофорное регулирование, V2X-взаимодействие, видеонаблюдение, видеоаналитика и ситуационное детектирование, адаптивное управление транспортными потоками, распознавание объектов, прогнозирование дорожной обстановки, управление маршрутами общественного и специализированного транспорта;

- СТД: автоматизированное диагностирование узлов и агрегатов транспортного средства, оценка состояния водителя и прогнозирование его действий.

Примечание - Раздел 5 настоящего стандарта отражает представленные варианты использования и не является исчерпывающим.

     6 Состав функциональных подсистем искусственного интеллекта на автомобильном транспорте

В настоящем разделе представлены перечни подсистем, использующих технологии ИИ на автомобильном транспорте. Представленные перечни не являются исчерпывающими.

Примечание - В состав функциональных подсистем ИИ могут входить не только интеллектуальные, но и другие алгоритмы.

6.1 Подсистемы СИИАУД, использующие технологии ИИ:

- подсистема планирования базового маршрута;

- подсистема интерпретации входных данных о дорожной обстановке;

- подсистема оценки дорожной обстановки;

- подсистема мониторинга и контроля состояния ВАТС;

- подсистема оперативного управления;

- подсистема тактического управления.

6.2 Подсистемы ИТС, использующие технологии ИИ:

- подсистема светофорного управления;

- подсистема взаимодействия с транспортными средствами;

- подсистема обеспечения приоритетного проезда;

- подсистема контроля соблюдения ПДД и контроля транспорта;

- подсистема контроля соблюдения ПДД пешеходами;

- подсистема управления маршрутами общественного транспорта;

- подсистема видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС.

6.3 Подсистемы СТД, использующие технологии ИИ:

- подсистема диагностирования;

- подсистема мониторинга.

Примечание - Любые из перечисленных подсистем могут быть реализованы на принципах "черного ящика", в котором создается модель на основе методов машинного обучения, осуществляющих имплицитное построение взаимосвязей между входными и выходными данными.

6.4 Набор взаимосвязанных алгоритмов, обеспечивающих функционирование подсистем ИИ

Набор взаимосвязанных алгоритмов, обеспечивающих функционирование подсистем ИИ, приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Набор взаимосвязанных алгоритмов, обеспечивающих функционирование подсистем ИИ

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs