Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 26262-1-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОРОЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Часть 1

Термины и определения

Road vehicles. Functional safety. Part 1. Terms and definitions



ОКС 43.040.10

         01.040.43

Дата введения 2021-06-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративные электронные системы" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 "Функциональная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2020 г. N 675-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 26262-1:2018*  "Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 1. Термины и определения" (ISO 26262-1:2018* "Road vehicles - Functional safety - Part 1: Vocabulary", IDT).

___________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 26262-1-2014

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Комплекс стандартов ИСО 26262 является адаптацией комплекса стандартов МЭК 61508 и предназначен для применения электрических и/или электронных (далее - Э/Э) систем в дорожных транспортных средствах.

Данная адаптация распространяется на все виды деятельности в процессе жизненного цикла систем, связанных с безопасностью, включающих электрические, электронные и программные компоненты.

Безопасность является одним из приоритетов современного автомобилестроения. Расширение числа функциональных возможностей транспортных средств вызывает необходимость использования методологии функциональной безопасности и подтверждения достижения целей функциональной безопасности.

С ростом сложности технологий, программного обеспечения и мехатронных устройств увеличиваются риски, связанные с систематическими и случайными отказами аппаратных средств, рассматриваемыми в рамках функциональной безопасности. Комплекс стандартов ИСО 26262 является руководством по снижению этих рисков, в которое включены соответствующие требования и процессы.

Для достижения функциональной безопасности комплекс стандартов ИСО 26262 устанавливает:

a) жизненный цикл системы безопасности транспортного средства и включает перечень действий для стадий этого жизненного цикла (разработка, производство, эксплуатация, обслуживание, вывод из эксплуатации);

b) подход, основанный на оценке риска, разработанный специально для автотранспорта для определения уровней полноты безопасности [уровни полноты безопасности транспортного средства (УПБТС)];

c) использование значения УПБТС для спецификации требований комплекса стандартов ИСО 26262 с целью предотвращения неоправданного остаточного риска;

d) требования к мерам по выполнению менеджмента функциональной безопасности, проектирования, реализации, верификации, валидации, а также к мерам их подтверждения;

e) требования к взаимодействию между заказчиками и поставщиками.

Комплекс стандартов ИСО 26262 рассматривает функциональную безопасность Э/Э систем, которая достигается с помощью мер по обеспечению безопасности, включая механизмы обеспечения безопасности. Однако он также обеспечивает подход, в рамках которого можно использовать связанные с безопасностью системы, реализуемые на других технологиях (например, механических, гидравлических и пневматических).

На достижение функциональной безопасности влияют процессы разработки (в том числе спецификация требований, проектирование, реализация, интеграция, верификация, валидация и управление конфигурацией), процессы производства и обслуживания, а также процессы управления.

Вопросы безопасности тесно связаны с опытно-конструкторскими работами, реализующими функционал и обеспечивающими качество создаваемых изделий, а также с результатами таких работ. Настоящий стандарт рассматривает связанные с безопасностью проблемы, касающиеся опытно-конструкторских работ и их результатов.

На рисунке 1 показана общая структура комплекса стандартов ИСО 26262. В нем для различных стадий разработки изделия используется эталонная V-модель процесса. На рисунке 1:

- заштрихованная область в виде символа "V" представляет взаимосвязь между ИСО 26262-3, ИСО 26262-4, ИСО 26262-5, ИСО 26262-6 и ИСО 26262-7;

- для мотоциклов:

ИСО 26262-12:2018, раздел 8, соответствует требованиям ИСО 26262-3;

ИСО 26262-12:2018, разделы 8 и 10, соответствуют требованиям ИСО 26262-4;

- ссылки на конкретную информацию даны в виде: "m-n", где "m" представляет собой номер части настоящего стандарта, а "n" указывает на номер раздела этой части.

Пример - 2-6 ссылается на раздел 6 ИСО 26262-2.

Рисунок 1 - Общая структура ИСО 26262



     1 Область применения


Настоящий стандарт применяется к системам, связанным с безопасностью, включающим в себя одну или несколько Э/Э систем, которые установлены в серийно производимые дорожные транспортные средства, исключая мопеды. Настоящий стандарт не применяется для уникальных Э/Э систем транспортных средств специального назначения, таких как Э/Э системы, предназначенные для водителей с ограниченными возможностями.

Примечание - Существуют другие стандарты по безопасности для специального применения, которые могут дополнить комплекс стандартов ИСО 26262 либо включающие комплекс стандартов ИСО 26262.

Системы и их компоненты, находящиеся в производстве или на стадии разработки до даты публикации настоящего стандарта, не входят в его область применения. Настоящий стандарт распространяется на изменения к существующим системам и их компонентам, запущенным в производство до публикации настоящего документа, корректируя жизненный цикл системы безопасности в зависимости от конкретного изменения. Настоящий стандарт распространяется на интеграцию существующих систем, разработанных не в соответствии с настоящим стандартом, и систем, разработанных в соответствии с настоящим стандартом, при корректировке жизненного цикла системы безопасности.

Настоящий стандарт рассматривает возможные опасности, вызванные некорректным функционированием Э/Э систем, связанных с безопасностью, а также некорректным взаимодействием этих систем. Настоящий стандарт не рассматривает опасности, связанные с поражением электрическим током, возгоранием, задымлением, перегревом, излучением, токсичностью, воспламеняемостью, химической активностью, коррозией и подобными опасностями, если они непосредственно не вызваны некорректным функционированием Э/Э систем, связанных с безопасностью.

Настоящий стандарт описывает методологию функциональной безопасности, обеспечивающую разработку Э/Э систем, связанных с безопасностью. Эта методология предназначена для интеграции действий по функциональной безопасности в определенную для компании дисциплину разработки. Некоторые требования имеют ясную техническую направленность на обеспечение функциональной безопасности изделия; другие связаны с процессом разработки и поэтому могут рассматриваться как требования к процессу, чтобы продемонстрировать способность организации реализовать методологию функциональной безопасности.

Настоящий стандарт определяет термины, определения и сокращения, применяемые во всех частях комплекса стандартов ИСО 26262.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения к нему):

ISO 26262 (all parts), Road vehicles - Functional safety (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность)

     3 Термины и определения


В целях настоящего стандарта применены следующие термины и определения, используемые в ИСО 26262 (все части).

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- https://www.iso.org/obp (ИСО онлайн-платформа);

- http://www.electropedia.org/ (МЭК Энциклопедия).

3.1 архитектура (architecture): Представление структуры из устройств (3.84) или элементов (3.41), которое позволяет идентифицировать блоки, из которых строится архитектура, их границы и интерфейсы, а также включает в себя распределение требований к этим блокам.

3.2 соответствие УПБТС (ASIL capability): Способность устройства (3.84) или элемента (3.41) соответствовать предполагаемым требованиям безопасности (3.132), назначенным при задании УПБТС (3.6).

Примечание - Достижение соответствующих целевых случайных значений метрик сбоев аппаратных средств (см. ИСО 26262-5:2018, разделы 8 и 9), распределенных элементу (3.41), включается в требования безопасности аппаратных средств в случае необходимости.

3.3 декомпозиция УПБТС (ASIL decomposition): Выполняемое при резервировании распределение требований безопасности (3.132) между элементами (3.41), которые в достаточной степени являются независимыми (3.78) и реализуют ту же цель безопасности (3.139), для снижения значений УПБТС (3.6) резервированных требований безопасности (3.132), распределяемых соответствующим элементам (3.41).

Примечания

1 Декомпозиция УПБТС является основой для методов уточнения значений УПБТС (3.6) во время процесса проектирования [определенного в ИСО 26262-9 как декомпозиция требований с уточнением значений УПБТС (3.6)].

2 Декомпозиция УПБТС согласно ИСО 26262-9 не применяется для требований к случайным отказам аппаратных средств.

3 Снижение УПБТС (3.6) требований безопасности (3.132) при резервировании имеет некоторые исключения, например значение УПБТС (3.6) мер подтверждения (3.23) остается на уровне цели безопасности (3.139).

3.4 оценка (assessment): Проверка достижения характеристиками устройства (3.84) или элемента (3.41) целей ИСО 26262.

3.5 аудит (audit): Экспертиза реализованного процесса, касающаяся выполнения его целей.

3.6 уровень полноты безопасности транспортного средства; УПБТС (Automotive Safety Integrity Level; ASIL): Один из четырех уровней, используемый для задания необходимых для устройства (3.84) или элемента (3.41) требований настоящего стандарта и мер безопасности (3.141), чтобы предотвратить неоправданный риск (3.176), для которого значение УПБТС, равное D, является наиболее строгим уровнем, а значение УПБТС, равное А, - наименее строгим.

3.7 готовность (availability): Способность изделия выполнять установленную для него функцию в случае ее запроса, в заданных условиях на протяжении срока его службы.

3.8 базовая интенсивность отказов (base failure rate, BFR): Интенсивность отказов (3.53) элемента (3.41) аппаратных средств в рассматриваемом применении, используемая в качестве исходного значения для анализа безопасности (3.132).

3.9 базовое транспортное средство (base vehicle): Конфигурация транспортного средства T&B (3.175) изготовителя подлинного оборудования до установки на него кузовного оборудования (3.12).

Примечание - Кузовное оборудование (3.12) может быть установлено на базовом транспортном средстве и включать все соответствующие системы (3.163), необходимые для движения и управления (двигатель, трансмиссия, шасси, рулевое управление, тормозная система, кабина и комбинация приборов).

Пример - Шасси с трансмиссией и кабиной грузового транспортного средства (3.174), заготовка шасси с трансмиссией.

3.10 базовая конфигурация (baseline): Версия набора из одного или нескольких готовых изделий (3.185), устройств (3.84) или элементов (3.41), которая используется в качестве основы для дальнейшего изменения.

Примечания

1 См. раздел 8 ИСО 26262-8.

2 Базовая конфигурация, как правило, поддерживается управлением конфигурацией.

3 Базовая конфигурация используется в качестве основы для ее дальнейшего развития в процессе управления изменениями на протяжении жизненного цикла (3.86).

3.11 кузовостроительная компания (body builder, BB): Организация, которая на базовое транспортное средство (3.9) устанавливает кузова, средства для перевозки грузов или оборудование при изготовлении грузовых транспортных средств (3.174), автобусов (3.14), прицепов (3.171) и полуприцепов (3.151) (T&B).

Примечания

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs