Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59618-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила обследований и методы испытаний

Приложение В

(рекомендуемое)

Характеристики и определяющие параметры оценок технического состояния



Таблица В.1 - Характеристики, качественные условия соответствия и определяющий параметр технического состояния по безопасности

Оценка технического состояния по безопасности

Характеристики технического состояния по критерию "безопасность эксплуатации" и качественные условия соответствия мостового сооружения значению показателя технического состояния по безопасности

Определяющий параметр. Коэффициент снижения расчетной

 

Характеристика технического состояния

Качественные условия соответствия

скорости

Отличное состояние по безопасности

МС удовлетворяют всем требованиям безопасности, установленным нормативными документами и конструкторской (проектной) документацией с учетом перспективы развития транспортных средств и дорожной сети. Дефекты, снижающие безопасность, отсутствуют

Обеспечен комфортный проезд автотранспорта. Максимальная безопасная скорость движения не ниже расчетной скорости движения на участке автомобильной дороги, на котором оно расположено

1,0

Хорошее состояние по безопасности

Сооружение или конструкция удовлетворяет требованиям безопасности, установленным конструкторской (проектной) документацией.


В основных конструкциях имеются дефекты максимальной категории по безопасности Б1

1 В конкретных условиях эксплуатации не нарушаются основные функциональные свойства сооружения. Сооружение не вызывает дополнительных затруднений для движения автотранспорта и пешеходов по нему и под ним.


2 Обеспечена плавность движения, при которой не требуется снижения скорости движения ниже установленной правилами дорожного движения.

0,9<1,0

Удовлетворительное состояние по безопасности

Сооружение или конструкция не в полной мере удовлетворяет требованиям безопасности, установленным нормативными документами и конструкторской (проектной) документацией.


Вследствие нарушения условий безопасности движения требуется ограничение скорости движения ниже установленной правилами дорожного движения на участке автомобильной дороги до уровня, установленного экономическими соображениями. В основных конструкциях имеются дефекты максимальной категории по безопасности Б2

Затруднения движения автотранспорта и пешеходов носят только кратковременный характер.

0,7<0,9

Неудовлетворительное состояние по безопасности

Сооружение или конструкция не удовлетворяет требованиям безопасности, установленным нормативными документами и конструкторской (проектной) документацией.


Условия движения характеризуются как повышенной опасности. Не обеспечена плавность движения по сооружению.


В целях обеспечения безопасности требуется ограничение скорости движения ниже уровней, установленных экономическими соображениями, что значительно затрудняет движение автотранспорта и пешеходов на участке дороги, на которой оно расположено, и (или) на пересекаемом препятствии. В основных конструкциях имеются дефекты максимальной категории по безопасности Б3

1 Отсутствуют внешние признаки, свидетельствующие о большой вероятности потери устойчивости, разрушения или обрушения конструкций или части конструкции, что подтверждается расчетами.


2 Безопасный пропуск автомобилей на период до реализации ремонтных мероприятий может быть обеспечен введением различных ограничений движения

0,25<0,7

Непригодное для нормальной эксплуатации состояние по безопасности

МС серьезно затрудняет движение автотранспорта и пешеходов на участке дороги, на котором оно расположено, и (или) на пересекаемой дороге. Не обеспечен безопасный пропуск автомобилей или для пешеходных мостов не обеспечен безопасный проход пешеходов.


Велика вероятность критического отказа одной или нескольких основных конструкций, в результате которого может наступить предельное состояние первой группы, связанное с потерей устойчивости, разрушением или обрушением конструкций или части конструкции

1 Ни одна из основных конструкций при установленных условиях эксплуатации не находится в предельном состоянии первой группы.


2 Внешние признаки, свидетельствующие о большой вероятности разрушения или обрушения конструкций или части конструкции не подтверждаются расчетами, или наоборот, аварийность, установленная по результатам расчетов, не подтверждается внешними признаками

0<<0,25

Аварийное состояние по безопасности

Движение по сооружению и (или) под ним невозможно и (или) его следует немедленно закрыть. Для пешеходных мостов проход пешеходов невозможен.


Требуется немедленная разгрузка конструкций, монтаж страховочных устройств, ограждение опасной зоны проезжей части, усиление конструкций или другие мероприятия, направленные на устранение аварийного состояния.


Возобновление движения возможно только после устранения причин аварийного состояния и восстановления работоспособности аварийных конструкций

1 Одна или несколько основных конструкций находится по механической безопасности в предельном состоянии первой группы.


2 Имеются признаки, свидетельствующие о возможности разрушения или обрушения конструкций или части конструкции, подтвержденные расчетами, или установлен факт такого разрушения

=0

При назначении оценки технического состояния следует учитывать требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения по СП 35.13330, ГОСТ Р 50597, ГОСТ Р 52748, ГОСТ Р 52607.


Значение максимальной безопасной скорости движения следует принимать с учетом [2].


Значение расчетной скорости движения следует принимать в соответствии с таблицей 5.1 СП 34.13330.2012. Для сооружений, расположенных на необособленных участках автомобильных дорог в населенных пунктах, в качестве расчетной скорости движения следует принимать значение, допускаемое действующей редакцией правил дорожного движения.



Таблица В.2 - Характеристики, качественные условия соответствия и определяющие параметры технического состояния по грузоподъемности

Оценка

Основные признаки технического состояния по безотказности (грузоподъемности)

технического состояния по грузоподъ-

емности

Характеристики технического состояния по безотказности (грузоподъемности)

Диапазоны значений определяющих параметров

 

Характеристики технического состояния

Качественные условия соответствия

Проектные нормативные нагрузки и их классы

Фактические классы грузоподъемности , , по нагрузкам АК, НК,

Отличное состояние по грузоподъемности

Сооружение по грузоподъемности удовлетворяет всем требованиям нормативной и конструкторской (проектной) документации с учетом перспективы развития транспортных средств

-

=14 (11),

=14 (11)

14 (11) и 14 (11)

Хорошее состояние по грузоподъемности

Сооружение по грузоподъемности удовлетворяет всем требованиям конструкторской (проектной) документации, но не соответствует всем требованиям, установленным нормативными документами. При этом в конкретных условиях эксплуатации не нарушаются основные функциональные свойства сооружения, связанные с пропуском современных транспортных средств

Мостовое сооружение по грузоподъемности соответствует конструкторской (проектной) документации

Любые

11<14 и (или)

11<14 (20...25 т/ось)

Удовлетворительное состояние по грузоподъемности

Грузоподъемность мостового сооружения ниже уровня, соответствующего эталонным нагрузкам А11 и (или) Н11. При этом допускаемая масса эталонной нагрузки для схемы трехосных транспортных средств не ниже 30 т

Безопасный пропуск транспортных средств в неконтролируемом режиме возможен без введения ограничений движения по грузоподъемности. Установка дорожных знаков 3.11 "Ограничение массы" или 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" не требуется

Любые

8,4<11 (15-20 т/ось)

и (или)   <11 при 30

Неудовлетворительное состояние по грузоподъемности

Мостовое сооружение по грузоподъемности способно только частично выполнять требуемые функции. Одна или несколько основных несущих конструкций имеют недостаточную грузоподъемность, для безопасной эксплуатации в неконтролируемом режиме без введения ограничений движения. Для обеспечения нормативной надежности мостового сооружения требуется введение ограничений по грузоподъемности

1 Безопасная эксплуатация в неконтролируемом режиме может быть обеспечена введением различных ограничений движения без уменьшения числа полос движения, например: ограничением массы, ограничением массы, приходящейся на ось транспортного средства.


2 Критический отказ по грузоподъемности, в результате которого у одной или нескольких основных несущих наступит предельное состояние первой группы, в ближайшее время маловероятен

Любые

6,6<8,4 (12-15 т/ось), и (или) 6,6<11, в случае если воздействие от весом 30 т более, чем от А11 или 18, в случае если воздействие от весом 30 т менее, чем от А11

Предаварийное (непригодное для нормальной эксплуатации) состояние по грузоподъемности

Одна или несколько основных несущих конструкций имеют недостаточную грузоподъемность, при этом безопасная эксплуатация не может быть гарантирована только введением ограничений движения с использованием запрещающих знаков 3.11 "Ограничение массы", 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства". Требуется регулирование движения автотранспорта, например: организация реверсивного движения, запрещение движения грузовых автомобилей в неконтролируемом режиме, запрещение движения автотранспорта по отдельным полосам движения

По результатам расчетов при введении регулирования движения ни одна из основных несущих конструкций не находится в состоянии, близком к предельному состоянию, в результате которого возможна потеря устойчивости, разрушение или обрушение

Любые

4<6,6 (7,2-12 т/ось) и (или)

<6,6, в случае если воздействие от более, чем от А11 или 12<18, в случае если воздействие от менее, чем от А11

Аварийное состояние по грузоподъемности

По результатам расчетов одна или несколько основных несущих конструкций, находятся в предельном состоянии или в состоянии близком к предельному, в результате которого возможна потеря устойчивости, их разрушение или обрушение, что подтверждается наличием внешних признаков такого состояния. Движение над сооружением (участком сооружения) или через сооружение должно быть немедленно закрыто

-

Любые

<4 (<7,2 т/ось) К<12

В скобках указаны классы нагрузок АК и НК для деревянных мостов.



Таблица В.3 - Характеристики и качественные условия соответствия технического состояния по долговечности

Оценка технического состояния по долговечности

Характеристики технического состояния

Качественные условия соответствия

Отличное состояние по долговечности

Долговечность обеспечена

Дефекты, снижающие долговечность, отсутствуют

Хорошее состояние по долговечности

Долговечность на период установленного нормативного межремонтного срока службы может быть обеспечена при выполнении рекомендованных профилактических мероприятий, относящихся к содержанию

Имеющиеся дефекты имеют максимальную категорию по долговечности Д1

Удовлетворительное состояние по долговечности

Долговечность на период установленного нормативного межремонтного срока службы не обеспечена. Ремонтные мероприятия, необходимые для обеспечения долговечности, организуют в плановом порядке

Планирование ремонтных мероприятий не требуется в ближайшие 5 лет до следующего планового обследования

Неудовлетворительное состояние по долговечности

Долговечность не обеспечена. Рассматриваемая конструкция или группа конструкций имеет малый срок службы. Элементы могут иметь дефекты, свидетельствующие о наступлении предельного состояния второй группы

Ремонтные мероприятия требуется запланировать в ближайшие 5 лет, не дожидаясь следующего периодического обследования

Непригодное для нормальной эксплуатации состояние по долговечности

Остаточный срок службы рассматриваемого объекта близок к нулю. Имеются дефекты, свидетельствующие о наступлении предельного состояния второй группы. Требуется срочная замена дефектных конструкций

Требуется незамедлительно запланировать ремонтные мероприятия и выполнить замену или усиление дефектных конструкций

Аварийное состояние по долговечности

Велика вероятность критических отказов, обусловленных накоплением постепенных отказов элементов, которые в ближайшее время могут привести к внезапному разрушению или обрушению всей конструкции или части конструкции.

1 Требуются незамедлительные ремонтные мероприятия по замене или усилению дефектных конструкций


2 До выполнения ремонтных мероприятий мостовое сооружение следует вывести из эксплуатации

Таблица В.4 - Определение показателя вида ремонтного воздействия

Значение показателя вида ремонтного воздействия

Качественные условия соответствия значения показателя вида ремонтного воздействия

Примечание

5

1 Дефекты отсутствуют.


2 В основных конструкциях имеются дефекты, отнесенные только к категории Р1. Устранение имеющихся дефектов предусмотрено работами нормативного содержания.


3 Для приведения мостового сооружения в исправное состояние целевого выделения дополнительных средств не требуется.

-

4

1 В основных конструкциях имеются дефекты, отнесенные только к категориям Р1 и Р2.


2 Приведение мостового сооружения в исправное состояние возможно выполнением ремонта.

-

3

1 В основных конструкциях имеются дефекты, отнесенные к категориям РЗ или Р4.


2 Требуется специальная проектная проработка для устранения некоторых имеющихся дефектов или замены элементов.


3 Для приведения мостового сооружения в исправное состояние требуется ремонт или капитальный ремонт.


4 Значение коэффициента ремонтопригодности <1

Значение  =3, если имеющихся данных недостаточно для того, чтобы определить требуемый вид ремонтного воздействия (ремонт или капитальный ремонт) или не известна оптимальная стратегия ремонтного воздействия

2

1 В основных конструкциях имеются дефекты, отнесенные к категориям Р3 или Р4.


2 Для приведения мостового сооружения в исправное состояние, соответствующее нормативному уровню надежности сооружения, требуется капитальный ремонт.


3 Значение коэффициента ремонтопригодности <1

-

1

1 В основных конструкциях имеются дефекты, отнесенные к категории Р4.


2 Для приведения мостового сооружения в исправное состояние, соответствующее нормативному уровню надежности, требуется реконструкция (перестройка).


3 Значение коэффициента ремонтопригодности >1

-

0

Для приведения мостового сооружения в работоспособное состояние требуются незамедлительные ремонтные мероприятия с выделением целевых средств из специальных источников

Значение =0 присваивают в качестве дополнительной оценки к любому виду ремонтного воздействия, в случаях если требуются незамедлительные ремонтные мероприятия по устранению аварийного или предаварийного состояния

Оценку ТС по ремонтопригодности приводят на основании анализа необходимых ремонтных мероприятий с учетом классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них согласно [10].


- коэффициент ремонтопригодности, определяемый отношением стоимости работ восстановления сооружения к стоимости работ его перестройки.



Таблица В.5 - Условия соответствия для показателей назначения