Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59205-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Охрана окружающей среды. Технические требования

     6 Требования по охране окружающей среды при строительстве (реконструкции), капитальном ремонте автомобильных дорог

6.1 При проведении работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту автомобильных дорог необходимо:

- обеспечить защиту почв, растительности и животного мира;

- обеспечить рекультивацию земель, временно используемых для размещения применяемых при строительстве оборудования, материалов, подъездных путей, территории карьеров и других зон деятельности;

- обеспечить повышение устойчивости земляного полотна на оползневых участках, создание благоприятных условий для дальнейшего использования земель, временно изымаемых под строительство;

- осуществить защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязнения дорожной пылью, горюче-смазочными материалами, обеспыливающими, противогололедными и другими химическими веществами, используемыми во время строительства;

- разработать мероприятия по предупреждению и снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами пыли на строящейся дороге и временных дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд, а также по защите от шума и вибрации населения, проживающего в непосредственной близости от строящегося участка автомобильной дороги;

- обеспечить контроль за радиационным уровнем используемых строительных материалов; при наличии радиационного качества материала в паспортах качества радиационный контроль при сдаче объекта в эксплуатацию не проводится;

- по окончании строительных работ, затрагивающих водные объекты, обеспечить мероприятия по восстановлению нарушенной береговой линии;

- обеспечить во время строительства максимальное использование строительных материалов, своевременную утилизацию или захоронение образующихся отходов строительного производства и уборку твердых коммунальных отходов;

- строительные материалы складировать на временных площадках, расположенных в соответствии с утвержденной проектной документацией или ППР

6.2 Расчистку полосы отвода и площадей для дорожных сооружений выполняют строго в отведенных границах. Складирование леса, порубочных остатков, материалов, оставшихся после разборки сооружений по краям полосы отвода, допускается только на период выполнения расчистки с последующим вывозом в специально отведенные проектной документацией места на утилизацию или повторное использование.

6.3 Расчистку полосы отвода от леса и кустарника следует выполнять на отдельных участках, в порядке очередности возведения на них земляного полотна или выполнения других работ, за исключением выполнения работ по подготовке территории. В лесистой местности расчистку, как правило, рекомендуется проводить в зимнее время года. Опережение расчистки полосы отвода от леса и кустарника не должно превышать возможностей поточного строительства и объема работ в предстоящем сезоне.

6.4 При вырубке леса трелевочные волоки и лесосечные склады следует размещать в пределах полосы постоянного или временного отвода.

6.5 Вывоз древесины и порубочных остатков осуществляют по временным дорогам, проложенным в пределах полосы отвода или по установленным проектной документацией маршрутам с использованием сети местных дорог или автозимников, а также по специально прокладываемым временным дорогам, предусмотренным проектом.

6.6 Древесина и порубочные остатки, включая выкорчеванные пни, должны быть утилизированы или вывезены в установленные проектной документацией места до начала земляных работ. Оставлять порубочные остатки на границе полосы отвода не допускается.

6.7 При невозможности использования порубочных остатков и неделовой древесины допускается их ликвидация путем переработки.

6.8 На болотах порубочные остатки могут быть использованы в виде хворостяной выстилки в основании насыпи, если предусматривается конструкция насыпи без замены слабых грунтов.

6.9 Сплошная валка леса и удаление кустарника бульдозерами или кусторезами и перемещение их вместе с корнями и почвой за границу полосы отвода не допускается.

6.10 С земель, занимаемых под дорогу и ее сооружения, а также временно занимаемых на период строительства дороги, плодородный слой почвы снимают в соответствии с проектной документацией и используют для последующей рекультивации, излишки вывозят. Размещение плодородного слоя почвы осуществляется в предусмотренных проектной документацией местах.

6.11 Снятию подлежит плодородный слой почвы по всей площади, ограниченной внешними контурами земляного полотна и других дорожных сооружений. Границы и толщина снимаемого слоя задаются проектной документацией на основании инженерно-экологических изысканий.

6.12 При снятии слоя почвы принимают меры по защите ее от загрязнения остатками строительных материалов, водной и ветровой эрозии.

6.13 При нехватке плодородного слоя почвы для целей рекультивации следует использовать потенциально-плодородный слой почвы.

6.14 Для повышения качества плодородного слоя почвы и отделения растительности и других включений используются сепарационные установки барабанного типа, наклонные вибрационные грохоты и другое оборудование.

6.15 Штабели плодородного слоя почвы располагают на сухих местах за пределами откосов насыпи (выемки) в форме, удобной для последующей погрузки и транспортирования. Высота штабелей не должна превышать 10,0 м, а угол неукрепленного откоса не должен превышать 30°. При длительном хранении поверхности штабелей плодородного слоя почвы и потенциально-плодородных пород укрепляют посевом многолетних трав.

Для предохранения штабелей грунта от размыва устраивают водоотводные канавы.

Рекомендуемый срок хранения снятого плодородного грунта - не более двух лет.

6.16 При планировке поверхности земляного полотна перед вывозкой и распределением материала в сухую погоду проводят обеспыливание путем розлива (распределения) обеспыливающих веществ или воды с помощью поливомоечных машин, цистерн, оборудованных распределительными устройствами.

6.17 При проведении строительных работ необходимо исключить засорение полосы отвода дороги остатками строительных материалов.