Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59205-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Охрана окружающей среды. Технические требования

     4 Общие требования по охране окружающей среды на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях

4.1 При строительстве (реконструкции), капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений следует соблюдать требования [1], [5], других федеральных законов, национальных и межгосударственных стандартов в области охраны окружающей среды, а также выполнять природоохранные мероприятия, содержащиеся в проектной документации.

4.2 Требования по защите окружающей среды и охране природного ландшафта следует учитывать на всех этапах проектирования, строительства (реконструкции), капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений.

4.3 Мероприятия по охране окружающей среды при строительстве (реконструкции), капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений реализуются в составе разработанной проектной документации.

4.4 Мероприятия по охране окружающей среды на стадии проектирования для строительства (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений выполняют на основе инженерно-экологических изысканий.

4.5 Инженерно-экологические изыскания на стадии проектирования для строительства (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений проводят на основе фрагментации территории и определения воздействия на фрагмент территории проектируемой (реконструируемой) автомобильной дороги.

4.6 Фрагментация территорий осуществляется с учетом:

- особенностей режима особо охраняемых природных территорий по категориям: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады;

- мест исторического и культурного наследия;

- ареалов распространения диких животных, дикорастущих растений и грибов, мест обитания птиц, занесенных в Красные книги;

- мест миграции диких животных;

- водных объектов рыбохозяйственного значения с местами обитания и нереста ценных и особоценных пород рыб;

- границ скотомогильников;

- зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

- границ населенных пунктов;

- границ ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий;

- других особенностей территорий, где необходимо проведение природоохранных мероприятий.

4.7 Фрагментированная территория условными обозначениями наносится на карту местности и с учетом воздействия на фрагменты территории разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды.

4.8 Описание проектных решений и перечень мероприятий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в период строительства (реконструкции), предусматривают в проекте организации строительства (ПОС), в проекте производства работ (ППР), а также в технологических регламентах (технологических картах и т.п.).

4.9 При выборе методов организации работ и технологии строительства (реконструкции), капитального ремонта, ремонта автомобильной дороги и мостового сооружения кроме технико-экономических показателей следует учитывать снижение неблагоприятного экологического воздействия, наносимого окружающей среде и человеку как в период строительства (реконструкции), капитального ремонта, ремонта, так и во время эксплуатации, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую среду.

4.10 Подрядчик несет ответственность за сохранность природоохранных объектов, определенных природоохранным законодательством, находящихся в зоне проводимых работ, и обязан принимать необходимые меры по их защите от повреждения или иного ущерба, в том числе в случаях, когда это по каким-либо причинам не предусмотрено проектом.

4.11 При нанесении ущерба, порче или утрате объектов собственности или природных ресурсов по причинам упущений, пренебрежения или нарушения соответствующих норм и правил подрядчик осуществляет восстановление их за свой счет до состояния, подобного или равноценного существовавшему до нанесения ущерба, либо выплачивает владельцу (с согласия владельца) соответствующую компенсацию.

4.12 На всех землях, занимаемых под временные сооружения или объездные участки дорог, после выполнения всех работ проводят рекультивацию и восстановление плодородного слоя почвы. Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования.

4.13 Снятию подлежит плодородный слой почвы, удовлетворяющий по физическому и химическому составу требованиям ГОСТ 17.5.1.03.

4.14 Если грунт, извлеченный из выемки, не может быть использован для отсыпки насыпей, то его следует применять для засыпки оврагов (с одновременным их закреплением), эрозионных промоин, карьеров и свалок с последующим уплотнением и планировкой поверхности.

4.15 Не следует снимать плодородный слой почвы с вечномерзлых грунтов и в иных местах, где его снятие может привести к нарушению устойчивости.

4.16 Если возведение земляного полотна (независимо от высоты насыпи) создает опасность подтопления поверхностными водами и заболачивания примыкающих к дороге земель, рекомендуется предусматривать водоотводные и водопропускные сооружения, в том числе с применением метода фильтрации (дренирования), гарантирующие отсутствие подтопления для сельскохозяйственных культур или лесных насаждений.

4.17 При строительстве насыпей через болота с поперечным (по отношению к трассе дороги) движением воды в водонасыщенном горизонте предусматривают мероприятия, исключающие увеличение уровня воды и площади заболачивания в верховой части болота путем отсыпки насыпи или ее нижней части из дренирующих материалов, устройства вдоль земляного полотна продольных канав, а в пониженных местах, если это необходимо, - искусственных сооружений.