ГОСТ Р 59021-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нефтяная и газовая промышленность
ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И БУНКЕРОВКА СЖИЖЕННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ
Общие требования
Petroleum and natural gas industries. Cargo operations and LNG bunkering. General requirements
ОКС 47.20.01
Дата введения 2020-12-01
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (АО "ЦНИИМФ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Крыловский государственный научный центр" (ФГУП "Крыловский государственный научный центр")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 "Морфлот"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 сентября 2020 г. N 635-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт разработан в поддержку все более широкого использования сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива всеми видами транспорта, в том числе морскими судами и судами внутреннего водного плавания. В настоящем стандарте надлежащим образом учтены требования Международной морской организации, регламентированные Международным кодексом по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки (Кодекса МГТ).
Использование СПГ в качестве морского бункерного топлива является одним из наиболее экологически рациональных способов, способствующих предотвращению загрязнения атмосферного воздуха. Настоящий стандарт обеспечивает соблюдение Российской Федерацией обязательств в соответствии с международными договорами по ограничению выбросов с судов парниковых газов и оксидов азота и серы. Объект стандартизации в настоящем стандарте - это процесс проведения технологических операций при бункеровке СПГ. В настоящем стандарте устанавливаются общие характеристики процесса проведения бункеровки СПГ, включая бункеровку, осуществляемую из стационарных береговых хранилищ, мобильных хранилищ, а также с использованием иной инфраструктуры и оборудования.
Целью настоящего стандарта является обеспечение необходимого уровня безопасности при выполнении бункеровки судов СПГ из стационарных береговых, а также мобильных хранилищ.
Настоящий стандарт устанавливает основные принципы взаимодействия сторон, принимающих участие в процессе подготовки и проведения операции бункеровки сжиженного природного газа (СПГ), а также общие требования:
- к технологии бункеровки СПГ, выполняемые при подготовке к проведению бункеровки СПГ, в части составления плана бункеровки с учетом вопросов пожарной, криотемпературной и экологической безопасности судов, а также требований к содержанию, составлению и заполнению отчетных документов, деклараций и проверочных листов, заполняемых до, во время и после проведения бункеровки СПГ;
- процедурам, выполняемым при бункеровке СПГ, в части швартовных операций, состава, функционального назначения и характеристик грузовой системы газотопливных судов и судов - бункеровщиков СПГ;
- процедурам выполнения грузовых операций с СПГ на судах - бункеровщиках СПГ и бункеровки СПГ в части взаимодействий судно - берег, судно - судно, автоцистерна - судно, железнодорожная цистерна - судно и портовых операций, а также к описанию существенных факторов, влияющих на данное взаимодействие, общим требованиям к причальным сооружениям, морским операциям, в том числе к заходу в порт, к операциям с судами на терминале, к потенциально опасным зонам, электробезопасности, связи, перекачке груза;
- подготовке персонала, участвующего в бункеровке СПГ, включая требования к приобретаемым им в ходе подготовки компетенциям;
- конструкциям систем удержания и передачи топлива применительно к судну, использующему СПГ в качестве топлива, с учетом его района эксплуатации;
- конструкциям систем удержания и передачи груза применительно к судну - бункеровщику СПГ с учетом его района эксплуатации;
- конструкциям систем удержания и передачи топлива, средствам связи и автоматики применительно к судну, использующему СПГ в качестве топлива, с учетом его района эксплуатации, а также к контролю передаваемого СПГ;
- системе менеджмента/обеспечения качества проведения бункеровочных операций в части взаимодействия лиц, ответственных за выполнение бункеровки СПГ;
- системе менеджмента/обеспечения качества в области изготовления оборудования для передачи топлива и оборудования для транспортировки СПГ;
- в области выполнения оценки риска и определения опасных и контролируемых зон с учетом [1].
Примечание - Настоящий стандарт не предназначен для подтверждения соответствия требованиям Федерального закона [2].
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 4666 Арматура трубопроводная. Требования к маркировке
ГОСТ 14202-69 Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки
ГОСТ 34294 Арматура трубопроводная криогенная. Общие технические условия
ГОСТ IEC 60079-10-1 Взрывоопасные среды. Часть 10-1. Классификация зон. Взрывоопасные газовые среды
ГОСТ Р ИСО 28460 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно - берег и портовые операции
ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001 Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности
ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 51901.11 (МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство
ГОСТ Р 56275 Менеджмент рисков. Руководство по надлежащей практике менеджмента рисков проектов
ГОСТ Р 56400 Нефтяная и газовая промышленность. Проектирование и эксплуатация морских терминалов сжиженного природного газа. Общие требования
ГОСТ Р 57431 (ИСО 16903:2015) Газ природный сжиженный. Общие характеристики
ГОСТ Р 57433 Использование природного газа в качестве моторного топлива. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 17776 Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Способы и методы идентификации опасностей и оценки риска. Основные положения
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
СП 240.1311500.2015 Хранилища сжиженного природного газа. Требования пожарной безопасности
СП 350.1326000.2018 Нормы технологического проектирования морских портов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 17776, ГОСТ Р 57431, ГОСТ Р 57433, ГОСТ Р 28460, ГОСТ Р 56275, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 51901.11, ГОСТ Р ИСО 31000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 пункт снабжения судов топливом (бункеровочная база) (Bunkering facility): Плавучее или береговое сооружение, предназначенное для снабжения судов топливом и маслом.
Примечание - Бункеровочная база представляет собой стационарное береговое хранилище или мобильное хранилище (самоходное или несамоходное судно - бункеровщик СПГ, криогенная автоцистерна, танк-контейнер СПГ или железнодорожная цистерна).
3.2 ответственный за бункеровку СПГ (person in charge): Уполномоченное лицо, ответственное за организацию и проведение бункеровочных операций с СПГ за выполнение мероприятий по предотвращению разливов и утечек СПГ и отпарного газа, а также за действия подчиненных лиц.
3.3
оценка риска (risk assessement): Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска. [ГОСТ Р 51897-2011, статья 3.4.1] |
3.4 система передачи СПГ (LNG transfer system): Система, включающая в себя все оборудование, установленное между танками СПГ бункеровочной базы и танками СПГ газотопливного судна, в том числе: линию возврата паров; бункеровочные (погрузочные) шланги и стендеры; трубопроводы СПГ; насосы, изолирующие фланцы; быстроразъемные соединения; системы контроля и мониторинга; системы связи; системы аварийной остановки и системы повторного сжижения или утилизации отпарного газа.
3.5 план управления операциями при бункеровке СПГ (LNG Bunker Management Plan): Разработанный в соответствии с имеющейся нормативной базой и утвержденный ответственным лицом документ, представляющий собой совокупность инструкций, процедур и проверочных листов, направленный на обеспечение выполнения безопасной бункеровки.
3.6 оператор причала/терминала: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию таких объектов от своего имени независимо от того, являются они собственником данного объекта или используют его на ином законном основании.
3.7
морской терминал сжиженного природного газа: Морское сооружение с комплексом технических средств и оборудованием, основными функциями которого являются прием, хранение и отгрузка сжиженного природного газа. Примечание - В зависимости от назначения морские терминалы могут выполнять и функции по сжижению и/или регазификации сжиженного природного газа. [ГОСТ Р 56400-2015, пункт 3.1.9] |
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
автоцистерна - автомобильная цистерна;
ИМО - Международная морская организация;
СПГ - сжиженный природный газ;
СУБ - система управления безопасностью;
ERS - система аварийного разъединения (emergency release system);
ESD - аварийная остановка (emergency shutdown).
5.1 Настоящий стандарт устанавливает правила и процедуры бункеровки СПГ, обеспечивающие надлежащий уровень ее безопасности, а также регламентирует процесс планирования бункеровки СПГ.
5.2 Планирование бункеровки СПГ должно заключаться в оценке риска и возможности проведения бункеровки СПГ, составления плана управления операциями исходя из размеров судов, их конструкции и оборудования и совместимости с техническими характеристиками пункта снабжения судов топливом (бункеровочной базы, терминала/причала).
5.3 Оценку риска при бункеровке СПГ можно проводить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56275 по утвержденной методике идентификации всех существенных видов опасности, связанных с рассматриваемой деятельностью, с последующим исследованием опасности и работоспособности выбранной рабочей схемы проведения бункеровки СПГ.
5.4 Проведение бункеровки СПГ должно включать в себя следующие стадии: подготовка к бункеровке СПГ (составление плана управления операциями, планирование швартовки и установки трапа или иных средств доступа на судно/пункт снабжения судов топливом/терминал); подготовка оборудования и систем (соединение трубопроводов, инертизация, тестирование, захолаживание бункерной линии, повторное тестирование); процесс бункеровки СПГ (передача СПГ, мониторинг, управление) и процесс окончания бункеровки и отсоединения шланговых линий (дренирование, очистка, отсоединение трубопроводов, сборка шлангового оборудования и установка заглушек).
5.5 При подготовке к проведению бункеровки СПГ должен быть составлен план управления операциями, который объединяет всю информацию о предстоящей бункеровке СПГ (используемый метод учета СПГ, температура СПГ, давление в трубопроводах, тип принимающей емкости СПГ, давление в грузовых емкостях, метод поддержания давления в грузовых емкостях, минимальная и максимальная производительности бункеровки), а также проверено наличие всех сертификатов соответствия и надлежащим образом оформленных и подписанных проверочных листов.
5.6 Проведение бункеровки СПГ должно быть выполнено одним из следующих методов: "судно - судно", "берег - судно" ("автоцистерна - судно", "железнодорожная цистерна - судно", "танк-контейнер - судно", "терминал - судно").