Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33787-2019 (IEC 61373:2010) Оборудование железнодорожного подвижного состава. Испытания на удар и вибрацию (с Поправками)

     4 Общие положения

4.1 Оборудование железнодорожного подвижного состава для проверки соответствия требованиям по стойкости (устойчивости и/или прочности) к механическим ВВФ подвергают испытаниям установленной продолжительности, моделирующим условия эксплуатации за весь предполагаемый срок службы (испытания на вибропрочность).

Испытания на вибропрочность, моделирующие срок службы, проводят следующими методами:

- усиления: увеличение уровней воздействующей вибрации и уменьшение временной базы;

- временного сжатия: сохранение уровней вибрационного нагружения во времени и сокращение временной базы (увеличение частоты воздействующей вибрации при испытании);

- прореживания: исключение уровней вибрационного нагружения ниже установленного порогового значения.

Примечание - В настоящем стандарте метод прореживания не рассматривается.

Испытания при воздействии случайной вибрации и удара проводят по настоящему стандарту методом усиления в соответствии с ГОСТ 28213, ГОСТ 28231, ГОСТ 30630.1.9.

Испытания при воздействии синусоидальной вибрации и ударов проводят по настоящему стандарту методами, соответствующими методу временного сжатия, в соответствии с ГОСТ 30630.0.0, ГОСТ 30630.1.1, ГОСТ 30630.1.2, ГОСТ 20.57.406, ГОСТ 28203, ГОСТ 28215, ГОСТ 28231 и другими нормативными документами, действующими на территории государства - участника Соглашения, принявшего настоящий стандарт*.

_______________

* В Российской Федерации действует также ГОСТ Р 51371-99 "Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов".

При наличии эксплуатационных данных испытания на вибропрочность при воздействии случайной вибрации могут быть проведены методом, приведенным в приложении А.

При этом, если испытательные уровни вибрации будут ниже установленных в настоящем стандарте, испытуемое оборудование будет соответствовать требованиям по стойкости к механическим ВВФ в части воздействия случайной вибрации только для условий эксплуатации, которым соответствуют испытательные уровни, не превышающие или равные указанным в отчете об испытаниях (протоколе испытаний).

Испытания проводят:

- при воздействии случайной вибрации по одной координатной оси (испытания при многокоординатном воздействии случайной вибрации выходят за область применения настоящего стандарта) последовательно по трем взаимно перпендикулярным направлениям;

- при одновременном или последовательном воздействии синусоидальной вибрации по трем взаимно перпендикулярным направлениям.

При наличии требований по прочности и/или устойчивости к воздействию случайной вибрации оборудование, имеющее не менее четырех резонансов в рабочем диапазоне частот, испытывают на воздействие случайной вибрации; оборудование, имеющее менее четырех резонансов в рабочем диапазоне частот, испытывают на воздействие синусоидальной вибрации.

Испытания оборудования при воздействии случайной вибрации разделяют на категории в зависимости от размещения оборудования на железнодорожном подвижном составе. Категории испытаний оборудования на воздействие случайной вибрации в зависимости от размещения на железнодорожном подвижном составе приведены в таблице 1 и представлены в приложении В.

Таблица 1 - Категории испытаний оборудования железнодорожного подвижного состава

Категория

Область распространения категорий испытаний

1

Оборудование, устанавливаемое в кузове (на кузове, под кузовом)

- класс А

Комплектные изделия, сборочные узлы, оборудование и элементы, устанавливаемые непосредственно в кузове (на кузове) или под кузовом

- класс Б

Прочее оборудование (встроенные элементы), устанавливаемое внутри комплектного изделия, которое, в свою очередь, непосредственно устанавливают в кузове (на кузове) или под кузовом

2

Оборудование, устанавливаемое на тележке: комплектные изделия, сборочные узлы, оборудование и элементы

3

Оборудование, устанавливаемое на оси колесной пары: сборочные узлы, оборудование и элементы, которые устанавливают на собранной колесной паре

Примечания

1 Класс Б применяют тогда, когда размещение оборудования не определено.

2 На подвижном составе с одной ступенью подвешивания, например грузовой вагон, устанавливаемое на оси колесной пары оборудование испытывают по категории 3, а все остальное оборудование - по категории 2, если не оговорено иное.


Соответствие категорий испытаний и групп механического исполнения оборудования приведено в таблице 2.

Таблица 2 - Соответствие категорий испытаний оборудования и групп механического исполнения оборудования

Категория испытаний

Группа механического исполнения по ГОСТ 30631

Область распространения групп механического исполнения

1

М25

В кузовах (на кузовах) и под кузовами локомотивов, МВПС, СПС, вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта)

2

М26

На тележках локомотивов, МВПС, СПС, вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта) для подрессоренного оборудования

3

М27

На тележках локомотивов, МВПС, СПС, вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта) для неподрессоренного оборудования

4.2 По заявке заказчика проводят дополнительные или специальные вибрационные испытания оборудования на воздействие случайной вибрации, в том числе:

- оборудования, устанавливаемого или соединяемого с оборудованием, которое создает возбуждение с фиксированной частотой;