ГОСТ Р 58720-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕЛЕЖКИ, РАМЫ БОКОВЫЕ, БАЛКИ НАДРЕССОРНЫЕ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВАГОНОВ ГРУЗОВОГО ТИПА
Общие технические условия
Bogies, side frames, bolsters, span bolsters of special freight type wagons. General specifications
ОКС 45.060.01
Дата введения 2020-05-01
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения" (АО "ЦКБ ТМ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2019 г. N 1340-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на двухосные и четырехосные тележки специальных вагонов грузового типа (далее - вагоны), предназначенных для обращения на железнодорожных путях общего и необщего пользования колеи 1520 мм, а также рамы боковые, балки надрессорные и соединительные тележек.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 8.051 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 9.014 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 15.902 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство
ГОСТ 1452 Пружины цилиндрические винтовые тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог. Технические условия
ГОСТ 3242 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 4686 Триангели тормозной рычажной передачи тележек грузовых вагонов. Технические условия
ГОСТ 4835 Колесные пары железнодорожных вагонов. Технические условия
ГОСТ 6996 Сварные соединения. Методы определения механических свойств
ГОСТ 7409-2018 Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 9246-2013 Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 10791-2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 22235-2010 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ
ГОСТ 23170 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 32400 Рама боковая и балка надрессорная литые тележек железнодорожных грузовых вагонов. Технические условия
ГОСТ 32880 Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия
ГОСТ 32894-2014 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения
ГОСТ 33597 Тормозные системы железнодорожного подвижного состава. Методы испытаний
ГОСТ 33749 Демпферы гидравлические железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия
ГОСТ 33788-2016 Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и динамические качества
ГОСТ 33976 Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Требования к проектированию, выполнению и контролю качества
ГОСТ 34385 Буксы и адаптеры для колесных пар тележек грузовых вагонов. Общие технические условия
ГОСТ 34387-2018 Скользуны тележек грузовых вагонов. Общие технические условия
ГОСТ 34468 Пятники грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 34503 Клинья фрикционные тележек грузовых вагонов. Общие технические условия
ГОСТ Р 55050-2012 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
адаптер: Деталь или сборочная единица буксового узла - опорный переходник незамкнутой формы, устанавливаемый на подшипник и предназначенный для передачи на него нагрузки от боковой рамы. [ГОСТ 9246-2013, статья 3.30] |
3.2 база четырехосной тележки: Расстояние в продольном относительно пути направлении между вертикальными осями пятников соединительной балки четырехосной тележки.
3.3
база боковой рамы: Расстояние между наружными упорами боковой рамы, ограничивающими перемещения буксы или адаптера колесной пары в продольном относительно оси пути направлении. [ГОСТ 9246-2013, статья 3.13] |
3.4 балка соединительная: Составная часть (сборочная единица) несущей конструкции четырехосной тележки, передающая нагрузку от рамы вагона на надрессорные балки тележки, оборудованная пятниками и допускающая поворот надрессорных балок вокруг вертикальной оси.
3.5
боковая рама: Составная часть (деталь или сборочная единица) несущей конструкции тележки, передающая нагрузки от надрессорной балки на шейки двух осей колесных пар через буксовые узлы. [ГОСТ 9246-2013, статья 3.4] |
3.6
букса: Сборочная единица буксового узла - опорный переходник замкнутой формы с установленными подшипниками, предназначенный для передачи нагрузки от боковой рамы на шейку оси колесной пары. [ГОСТ 9246-2013, статья 3.31] |
3.7
буксовый узел: Узел колесной пары и/или тележки, обеспечивающий передачу нагрузок от боковой рамы на шейку оси колесной пары. [ГОСТ 9246-2013, статья 3.29] |
3.8 [ведущий] вертикальный рычаг: Вертикальный рычаг тормозной рычажной передачи тележки с нажатием тормозных колодок на поверхность катания колес, к которому прикладывается сила от тормозной рычажной передачи на кузове вагона.
3.9
владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающий услуги по ее использованию на основании договора. [ГОСТ 15.902-2014, статья 3.4] |
3.10 гидравлический гаситель колебаний (демпфер): Демпфирующее устройство в рессорном подвешивании, обеспечивающее гашение колебаний силами вязкого трения.
3.11 двухосная [четырехосная] тележка грузового вагона: Отдельная сборочная единица грузового специального типа вагона, обеспечивающая его движение и выполняющая функции опоры кузова на рельсы, содержащая две (четыре) колесные пары.
3.12 конструкционные связи: Составные части тележки, соединяющие надрессорную балку и боковые рамы, обеспечивающие жесткость и способствующие распределению действующих на тележку нагрузок.
3.13
максимальная расчетная масса вагона: Масса вагона брутто при максимальной расчетной статической осевой нагрузке. [ГОСТ 33211-2014, статья 3.3] |
3.14
максимальная расчетная статическая осевая нагрузка: Максимальный вес вагона брутто, передаваемый на рельсы одной колесной парой. [ГОСТ 33211-2014, статья 3.2] |
3.15 минимальная расчетная масса вагона: Масса порожнего вагона, при установке под кузов которого двух двухосных или четырехосных тележек должны быть обеспечены требования к расстоянию от уровня верха головок рельсов до опорной поверхности подпятника, разности полных статических прогибов рессорного подвешивания, расчетному статическому прогибу и коэффициенту относительного трения рессорного подвешивания, приведенные в настоящем стандарте.
3.16 надрессорная балка: Составная часть (деталь или сборочная единица) несущей конструкции тележки, передающая нагрузки от кузова вагона или соединительной балки на две боковые рамы через рессорное подвешивание.
3.17
передаточное число тормозной рычажной передачи тележки: Отношение расчетной суммы действительных сил нажатия тормозных колодок, без учета потерь, к входящей силе. [ГОСТ 9246-2013, статья 3.32] |