Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ 33597-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Методы испытаний

Braking systems of railway rolling stock. Inspection procedures



МКС 45.060

Дата введения 2016-09-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


(Поправка)

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2015 г. N 1844-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33597-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 2-2019)

7 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы контроля тормозных систем локомотивов, моторвагонного подвижного состава, пассажирских и грузовых вагонов локомотивной тяги, а также другого подвижного состава, предназначенного для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - железнодорожный подвижной состав).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 166 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2405 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 31187 Тепловозы магистральные. Общие технические требования

ГОСТ 31666 Дизель-поезда. Общие технические требования

ГОСТ 32880-2014 Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматический тормоз: Тормоз, приводимый в действие при нарушении целостности тормозной магистрали, петли безопасности и (или) при открытии крана экстренного торможения (стоп-крана).

3.2 вагон-лаборатория: Технический вагон пассажирского типа, предназначенный для размещения испытательного оборудования и средств измерений (оборудование для измерения тормозного пути, скорости начала торможения) при проведении ходовых тормозных испытаний единицы железнодорожного подвижного состава.

3.3 ведущий локомотив: Локомотив, предназначенный для тяги опытного сцепа.

3.4 вспомогательный тормоз: Пневматический тормоз ведущего локомотива, приводимый в действие без разрядки тормозной магистрали.

3.5 гидравлический тормоз: Устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии подвижного состава в тепловую энергию рабочей жидкости в гидротрансформаторе.

3.6 дотормаживание: Автоматический процесс замещения электрического (гидравлического) торможения электропневматическим или пневматическим при малых скоростях движения.

3.7 заданная скорость: Скорость движения опытного сцепа при контроле тормозного пути.

3.8 единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава, к которому относят локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские и грузовые вагоны локомотивной тяги, а также другой подвижной состав, предназначенный для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железных дорог.

3.9 исполнительный механизм тормозной системы: Часть пневматического или рельсового тормоза, предназначенная для непосредственного выполнения работы по созданию тормозной силы.

3.10 конструкционная скорость: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на единицу железнодорожного подвижного состава.

3.11 кран экстренного торможения (стоп-кран): Устройство или комплекс устройств, служащие для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки.

3.12 магниторельсовый тормоз: Рельсовый тормоз, создающий тормозное усилие путем трения электромагнитного притяжения тормозного башмака к рельсу.

3.13 метод бросания: Метод определения тормозного пути, при котором экстренные торможения выполняют путем принудительной отцепки испытываемой единицы железнодорожного подвижного состава от опытного сцепа при его движении с заданной скоростью.

3.14 метод непосредственного торможения: Метод определения тормозного пути самоходных единиц железнодорожного подвижного состава, при котором набор заданной скорости и экстренное торможение производят без использования опытного сцепа.

3.15 метод последовательных торможений: Метод определения тормозного пути, при котором последовательно осуществляют экстренные торможения опытного сцепа с испытываемой единицей железнодорожного подвижного состава и без нее.

3.16 опытный сцеп: Поезд, составленный из ведущего локомотива, вагона-лаборатории, испытываемой единицы железнодорожного подвижного состава и предназначенный для проведения ходовых тормозных испытаний.

Примечание - Допускается составлять опытный сцеп без вагона-лаборатории. При этом функции вагона-лаборатории (принудительной отцепки и фиксирования момента начала торможения) должны быть возложены на ведущий локомотив.

3.17 орган управления тормозами: Краны машиниста, контроллеры управления тормозами, стоп-краны.

3.18 петля безопасности: Электрический канал управления тормозной системой поезда (электрическая цепь), при разрыве которого (снятие напряжения) происходит экстренное торможение.

3.19 пневматический тормоз: Тормоз единицы железнодорожного подвижного состава с пневматическим управлением и пневматическим исполнительным механизмом.

3.20 раствор: Жидкость, наносимая на поверхность рельсов для снижения коэффициента сцепления.

3.21 расчетная сила нажатия тормозных колодок на ось: Показатель, характеризующий тормозную эффективность единицы подвижного состава и используемый для расчета обеспеченности железнодорожного подвижного состава в эксплуатации.

Примечание - Расчетная сила нажатия должна быть приведена к чугунным тормозным колодкам.

3.22 рельсовый тормоз: Вид исполнительного тормозного механизма, в котором сила торможения создается в результате непосредственного контакта тормозного башмака, размещенного на единице железнодорожного подвижного состава, с рельсом.

3.23 стационарные тормозные испытания: Тормозные испытания, проводимые в статическом состоянии единицы железнодорожного подвижного состава.

3.24 тормозные испытания: Испытания по проверке требований безопасности, предъявляемых к тормозным системам единиц железнодорожного подвижного состава.

3.25 тормозной путь: Расстояние, проходимое единицей железнодорожного подвижного состава или поездом при выполнении экстренного торможения за время от момента воздействия на органы управления тормозами до полной остановки.

3.26 тормозной цилиндр: Силовой орган тормозной системы, предназначенный для преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию поршня, воздействующего на фрикционные элементы.

3.27 фрикционный элемент: Изнашиваемый элемент фрикционной пары, к которым относят тормозные колодки, накладки, башмаки рельсовых тормозов и т.д.

3.28 фрикционная пара: Узел исполнительного механизма тормоза, предназначенный для преобразования кинетической энергии в тепловую в результате взаимодействия фрикционных элементов и контртел.

3.29 ходовые тормозные испытания: Тормозные испытания, проводимые при движении единицы железнодорожного подвижного состава.

3.30 экстренное торможение: Торможение, при котором реализуется максимальная тормозная сила.

3.31 электрический тормоз: Устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в режим генератора.

     4 Проверяемые показатели

4.1 Испытания тормозных систем проводят на соответствие требованиям настоящего стандарта на виды железнодорожного подвижного состава по показателям, приведенным в таблице 1.

4.2 Тормозные системы пассажирских вагонов локомотивной тяги, электровозов, электропоездов испытывают на соответствие требованиям национальных стандартов.

_______________

В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 55182-2012 "Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования", ГОСТ Р 55364-2012 "Электровозы. Общие технические требования", ГОСТ Р 55434-2013 "Электропоезда. Общие технические требования".


Тормозные системы магистральных тепловозов испытывают на соответствие требованиям ГОСТ 31187, дизель-поездов - ГОСТ 31666.


Таблица 1 - Контролируемые показатели