7.1 Цель оценки безотказности
7.1.1 Общие положения
Существует много причин для оценки определения безотказности объекта. На рисунке 1 показаны некоторые примеры деятельности, которая требует определения оценки безотказности в качестве входных данных. Например, для расчета необходимых запчастей при эксплуатации объекта необходимо знание интенсивности отказов объекта и допустимого периода простоя.
Рисунок 1 - Методы, использующие в качестве входных данных оценку безотказности
В таблице 2 приведены стандарты на методы, использующие в качестве входных данных оценку безотказности.
Таблица 2 - Стандарты, устанавливающие методы оценки безотказности
Метод | Соответствующий стандарт |
Методы анализа надежности. Руководство по методологии | |
FTA | |
FMEA | |
RBD | |
Требования | |
Анализ проекта | |
Моделирование готовности | |
Обеспечение запчастями | |
План программы технического обслуживания, ориентированного на безотказность | |
Анализ риска | |
Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность | |
Надежность программного обеспечения | |
LCC | |
Оценки безопасности | |
Марковские методы | |
Функциональная безопасность | ГОСТ Р МЭК 61508-1, ГОСТ Р МЭК 61508-2, ГОСТ Р МЭК 61508-3, ГОСТ Р МЭК 61508-4, ГОСТ Р МЭК 61508-5, ГОСТ Р МЭК 61508-6, ГОСТ Р МЭК 61508-7 |
Прогнозирование безотказности | [1] |
Оценка безотказности необходима для выполнения следующих задач:
a) оценка целевого значения показателя безотказности - оценку безотказности используют для того, чтобы оценить вероятность того, что система может достичь целевого значения показателя безотказности (технико-экономическое обоснование);
b) сопоставление конструкций и объектов - при проектировании обычно существуют варианты конструкции. При проведении анализа преимуществ и недостатков этих вариантов важной исходной информацией являются соответствующие оценки безотказности. Эти варианты могут даже повлиять на структуру системы, например, количество и уровень резервирования. Поскольку анализ вариантов системы выполняют на ранних этапах проектирования, оценка показателей безотказности может быть предварительной. Однако она все равно полезна (даже при отсутствии точных значений), так как позволяет сопоставить и ранжировать варианты конструкции;
c) метод идентификации и ранжирования по возможностям улучшения безотказности. Деятельность по улучшению безотказности должна быть направлена на области с самыми высокими возможностями улучшения. Оценка показателя безотказности позволяет определить эти возможности количественно, идентифицируя безотказность различных единиц и прогнозируя значение показателя безотказности после выполнения действий по повышению надежности объекта;
d) логистическое обеспечение - оценка безотказности является ключевым элементом при принятии решения о выборе политики обеспечения запчастями и оценке затрат на выполнение политики гарантийного обслуживания. Она может также быть использована для первоначальной оценки стоимости жизненного цикла объекта;
e) определение периода времени для выявления отказа и типов функционального тестирования при выполнении задач технического обслуживания;
f) оценка безотказности выполнения целевой задачи - задачи могут иметь много этапов с различной конфигурацией оборудования, при первой оценке безотказности для задачи в целом могут быть использованы различные модели безотказности системы.
Важным фактором оценки безотказности является то, на какой стадии жизненного цикла объекта оценивают безотказность. Для оценки безотказности объекта необходимо начать оценивать безотказность на ранних стадиях жизненного цикла объекта и обновлять эти оценки, как только становится доступным больший объем информации, например, по результатам испытаний. Также, если полученная оценка безотказности является не приемлемой, то деятельность по улучшению объекта должна быть начата на возможно более ранних стадиях жизненного цикла объекта, что обеспечивает повышение безотказности. Таким образом, оценка и мониторинг повышения безотказности (см. ГОСТ Р 51901.6) имеют решающее значение для правильного использования оценок безотказности.
Оценку показателей безотказности, как правило, используют:
- для принятия бизнес-решений;
- принятия решений относительно структуры системы;
- принятия решений относительно конструкции оборудования;
- анализа безопасности;
- планирования и мониторинга программы надежности.
7.1.2 Бизнес-решения