Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58581-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Особые требования по применению бережливого производства в авиационной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части

Lean production. Special requirements for the application of lean production in aerospace industry, operating and service organizations



ОКС 03.120.10

Дата введения 2021-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центр "Приоритет" (ООО "Центр "Приоритет") совместно с рабочей группой в составе: Иркутский авиационный завод - филиал ПАО "Корпорация "Иркут" (ИАЗ - филиал ПАО "Корпорация "Иркут"), Акционерное общество "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" (АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"), Акционерное общество "РТ-Техприемка" (АО "РТ-Техприемка")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2019 г. N 909-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан на основе накопленного опыта повышения эффективности деятельности в организациях авиационной промышленности с учетом лучшей мировой практики применения бережливого производства.

Настоящий стандарт разработан для применения в любых организациях авиационной промышленности, принявших решение повышать эффективность деятельности на основе системы менеджмента бережливого производства.

Настоящий стандарт разработан с использованием рекомендаций по разработке стандартов на системы менеджмента, изложенных в ГОСТ Р 56245 и предназначенных для улучшения согласованности стандартов на различные системы менеджмента за счет установления унифицированной согласованной структуры стандартов, идентичного основного текста, общих терминов и определений. Текст в рамках по структуре и общему содержанию соответствует рекомендациям, изложенным в ГОСТ Р 56245.

Требованиями в настоящем стандарте являются нормы, вводимые модальным глаголом "должен". Положения стандарта, вводимые модальным глаголом "следует", носят рекомендательный характер. Текст, приведенный в примечаниях, служит для разъяснения сути требований.

Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента бережливого производства охватывает все основные требования стандарта, не детализируя их.

Рисунок 1 - Модель системы менеджмента бережливого производства


В настоящий стандарт включены основные положения ГОСТ Р 56404. При этом в него внесены дополнительные требования, учитывающие особенности авиационной промышленности, положения ГОСТ Р 56404 приведены в рамках, а дополнительные требования, учитывающие указанные выше особенности, приведены вне рамок.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента бережливого производства организаций авиационной промышленности, включая эксплуатирующие и ремонтные организации, в случаях, когда организация:

- ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, акционеров, работников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон посредством результативного применения системы менеджмента бережливого производства;

- нуждается в демонстрации достигнутого уровня эффективности деятельности с точки зрения повышения ценности для потребителей, акционеров, работников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон;

- нуждается в демонстрации динамики повышения эффективности деятельности по созданию ценности для потребителей, акционеров, работников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт определяет требования к системе менеджмента бережливого производства организаций в цепочке поставок авиационной промышленности с целью снижения рисков невыполнения требований потребителей и уменьшения потерь в цепочке поставок, а также на этапах жизненного цикла.

Настоящий стандарт определяет требования к системе менеджмента бережливого производства организаций в вертикально интегрированных структурах с целью управления эффективностью их деятельности и уменьшения потерь.

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями авиационной промышленности, независимо от их вида, размера и поставляемой продукции.

Если какое-либо требование настоящего стандарта нельзя применить вследствие специфики ппорганизации,* то допускается его исключение. Допустимые исключения относятся также к требованиям 8.3.2, если организация не отвечает за проектирование (разработку) продукции.

_______________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51897 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 56020 Бережливое производство. Основные положения и словарь

ГОСТ Р 56245 Рекомендации по разработке стандартов на системы менеджмента

ГОСТ Р 56406 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента

ГОСТ Р 56407 Бережливое производство. Основные методы и инструменты

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

ГОСТ Р ИСО/ТО 10017 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001

ГОСТ Р ЕН 9100 Системы менеджмента качества. Организации авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования

ГОСТ Р ЕН 9110 Системы менеджмента качества. Требования к организациям технического обслуживания авиационной техники

ГОСТ Р ЕН 9120 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования к дистрибьюторам продукции

ГОСТ Р 57522 Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56020, ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 19011, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 56404, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 авиационная техника; AT: Воздушное судно, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них агрегаты/компоненты, детали (включая программное обеспечение), а также используемые при их создании авиационные материалы.

3.1.2 аудит: Систематический, независимый и документированный процесс получения объективных свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.

Примечания

1 Основные элементы аудита включают определение соответствия объекта согласно процедуре, выполняемое персоналом, не ответственным за проверяемый объект.

2 Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным или совместным.

3 Внутренние аудиты, иногда называемые аудиты, проводимые первой стороной, проводятся обычно самой организацией или от ее имени для анализа со стороны руководства и других внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответствии. Независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту.

4 Внешние аудиты включают в себя аудиты, обычно называемые аудитами, проводимыми второй стороной или третьей стороной. Аудиты, проводимые второй стороной, выполняются сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями, или другими лицами от их имени. Аудиты, проводимые третьей стороной, выполняются внешними независимыми аудитирующими организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям или являются государственными органами.

3.1.3 высшее руководство: Лицо или группа людей, осуществляющие руководство и управление организацией на высшем уровне

Примечания

1 Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.

2 Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.

3.1.4 компетентность: Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

Примечание - Продемонстрированная компетентность иногда рассматривается как квалификация.

3.1.5 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения.

Примечания

1 Несоответствие может иметь несколько причин.

2 Корректирующее действие предпринимают для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие - для предотвращения его возникновения.

3 Следует различать термины "коррекция" и "корректирующее действие".

3.1.6 коррекция: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.

3.1.7 несоответствие: Невыполнение требования.

3.1.8 организация: Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.

Примечание - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, ассоциация, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные.

3.1.9 постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности.

Примечания - Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита и заключения по результатам аудита, анализ данных, анализ со стороны руководства или другие средства и обычно ведущим к корректирующим действиям или предупреждающим действиям.

3.1.10 поток создания ценности: Все действия, как создающие, так и не создающие ценность, которые позволяют продукции пройти все процессы - от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до доставки потребителю.

Примечание - Данные действия включают в себя обработку информации, полученной от клиента, а также операции по преобразованию продукта по мере его продвижения к потребителю.

3.1.11 процесс: Совокупность взаимосвязанных и/или взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.

Примечания

1 В зависимости от контекста "намеченный результат" называется выходом, продукцией или услугой.

2 Входами для процесса обычно являются выходы других процессов, а выходы процессов обычно являются входами для других процессов.

3 Два или более взаимосвязанных и взаимодействующих процессов совместно могут также рассматриваться как процесс.

4 Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs