Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58524-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Особые требования по применению бережливого производства в организациях и цепях поставок автомобильной промышленности

Lean production. Special requirements for the use of lean production in organizations and supply chains of the automotive industry



ОКС 03.120.10

Дата введения 2020-10-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью (ООО "Центр "Приоритет") совместно с рабочей группой в составе: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Группа ГАЗ" (ООО "Управляющая компания "Группа ГАЗ"), Общество с ограниченной ответственностью "AL КОМПАНИ" (ООО "AL КОМПАНИ"), Общество с ограниченной ответственностью "Автокомплект" (ООО "Автокомплект")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 сентября 2019 г. N 626-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан на основе накопленного в России опыта и лучшей мировой практики повышения эффективности деятельности в соответствии с концепцией бережливого производства.

Настоящий стандарт разработан для применения организациями, участвующими в цепи поставок автомобильной промышленности и в том числе производящими соответствующие запасные части и оказывающими услуги сервисного обслуживания автомобилей.

Настоящий стандарт разработан с использованием рекомендаций по разработке стандартов на системы менеджмента, изложенных в ГОСТ Р 56245 и предназначенных для улучшения согласованности стандартов на различные системы менеджмента за счет установления унифицированной согласованной структуры стандартов, идентичного основного текста, общих терминов и определений. Текст в рамках по структуре и общему содержанию соответствует рекомендациям, изложенным в ГОСТ Р 56245.

Требованиями в настоящем стандарте являются нормы, вводимые модальным глаголом "должен". Положения стандарта, вводимые модальным глаголом "следует", носят рекомендательный характер. Текст, приведенный в примечаниях, служит для разъяснения сути требований.

На рисунке 1 представлена структура настоящего стандарта в соответствии с циклом "планируй - делай - проверяй - улучшай" (цикл PDCA).


Примечание - Цифры в скобках являются ссылками на разделы настоящего стандарта.

Рисунок 1 - Структура настоящего стандарта в соответствии с циклом PDCA



     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента бережливого производства в случаях, когда организация:

- ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, акционеров, работников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон посредством результативного применения системы менеджмента бережливого производства;

- нуждается в демонстрации достигнутого уровня эффективности деятельности с точки зрения повышения ценности для потребителей, акционеров, работников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон;

- нуждается в демонстрации динамики повышения эффективности деятельности по созданию ценности для потребителей, акционеров, работников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон;

- нуждается в создании системы бережливого мышления на всех уровнях управления и во всех функциональных направлениях.

Настоящий стандарт определяет требования к системе менеджмента бережливого производства организаций в цепи поставок автомобильной промышленности с целью снижения рисков невыполнения требований потребителей и уменьшения потерь в цепи поставок, а также на этапах жизненного цикла.

Целью настоящего стандарта является разработка системы менеджмента бережливого производства, обеспечивающей постоянное улучшение с акцентом:

- на повышение эффективности в цепи поставок;

- обеспечение возможности систематического снижения цены продукции или услуги при сохранении прибыли организации за счет поиска и сокращения потерь;

- ранние стадии жизненного цикла продукции или услуги;

- безусловное выполнение требований к качеству и безопасности продукции и услуги;

- переход от локальных улучшений на уровне организации и межорганизационном уровне.

Настоящий стандарт следует применять совместно с требованиями ГОСТ Р 58139 или [1].

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения организациями в цепи поставок автомобильной промышленности независимо от их вида, размера поставляемой продукции и услуг.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

ГОСТ Р ИСО/ТО 10017 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001

ГОСТ Р 51897 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 56020 Бережливое производство. Основные положения и словарь

ГОСТ Р 56245 Рекомендации по разработке стандартов на системы менеджмента

ГОСТ Р 56406 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента

ГОСТ Р 56407 Бережливое производство. Основные методы и инструменты

ГОСТ Р 57522 Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства

ГОСТ Р 57523 Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала

ГОСТ Р 57524 Бережливое производство. Поток создания ценности

ГОСТ Р 58139 Системы менеджмента качества. Требования к организациям автомобильной промышленности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56020, ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 19011, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 57524.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БП - бережливое производство;

ПСЦ - поток создания ценности;

СМБП - система менеджмента качества бережливого производства.

     4 Организационная среда (контекст)

     4.1 Понимание организации и связанного с ней контекста

Организация должна определить внешние и внутренние факторы (среду), относящиеся к ее целям и влияющие на способность достигать целевого результата(ов) СМБП.

Высшему руководству организации следует рассмотреть:

- социальные, культурные, законодательные, технологические, экономические и конкурентные факторы (среду);

- действующие системы менеджмента в организации, их взаимодействие и интеграцию.

4.1.1 К внешним факторам следует отнести: вертикальные (корпорация - дочернее общество) и горизонтальные (цепь поставок) коммуникации; эффективность ПСЦ на межорганизационном уровне; корпоративную культуру внешних заинтересованных сторон.

4.1.2 К внутренним факторам следует отнести вертикальные (руководство организации - структурные подразделения) и горизонтальные (структурное подразделение поставщик - структурное подразделение потребитель) коммуникации; эффективность ПСЦ на уровне организации, процессов и операций; корпоративную культуру организации.

4.1.3 Организации следует определить факторы, связанные с интеграцией СМБП с другими системами менеджмента, например с системой менеджмента качества, основывающейся на ГОСТ Р ИСО 9001, [1], ГОСТ Р 57522.

     4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Организация должна определять заинтересованные стороны, имеющие отношение к СМБП, а также их потребности и ожидания.

К заинтересованным сторонам следует отнести потребителей, акционеров, работников организации, общество, государственные органы, а также поставщиков и партнеров.

Высшему руководству следует определять сбалансированный подход к удовлетворению потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон.

Удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон следует рассматривать через повышение эффективности ПСЦ для потребителя(ей) ПСЦ. Повышение эффективности ПСЦ следует рассматривать с точки зрения:

- безопасности;

- качества;

- сроков;

- стоимости;

- объемов;

- рисков;

- корпоративной культуры.


Примечание - Ценности и принципы БП, приведенные в ГОСТ Р 56020, могут рассматриваться как составляющие корпоративной культуры организации.

     4.3 Определение области применения СМБП

Организация должна определить границы СМБП, чтобы установить область ее применения, рассмотрев факторы и требования, указанные в 4.1 и 4.2.

Область применения должна быть представлена в виде документированной информации касательно:

- продукции и услуг организации, на которые распространяются требования;

- процессов организации, составляющих ПСЦ продукции и услуг;

- обоснования любого случая, где какое-либо требование настоящего стандарта не может быть применимо.



     4.4 СМБП

Организация должна разработать, применять, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать СМБП и ее процессы на основе принципов и инструментов БП в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Примечание - В процессы СМБП, упомянутые выше, рекомендуется включать процессы управленческой деятельности, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.

4.4.1 Организация должна устанавливать и применять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативного и эффективного функционирования процессов СМБП с учетом специфических требований потребителей, включающие стоимость продукции и услуг, затраты на логистику, своевременность поставок и т.д.

4.4.2 Организация должна обеспечить управление процессами, переданными сторонним организациям, в соответствии с 8.4, с учетом влияния этих процессов на результативность и эффективность ПСЦ.

     5 Лидерство

     5.1 Лидерство и обязательства руководства

5.1.1 Общие положения

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs