ГОСТ Р 56828.37-2018
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Нормирование. Термины и определения
Best available techniques. Rationing. Terms and definitions
ОКС 13.020.01
Дата введения 2019-01-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ") совместно с индивидуальным предпринимателем Т.В.Боравской
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 мая 2018 г. N 268-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июля 2015 г. N 162-ФЗ* "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: в статье 26 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 162-ФЗ. - Примечание изготовителя базы данных.
Основу законодательства в области наилучших доступных технологий (далее - НДТ) сформировал Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который совершенствует систему нормирования в области охраны окружающей среды, вводит в российское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология" и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения НДТ.
Внедрение НДТ предусмотрено международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, в том числе Конвенцией ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенцией о защите морской среды Каспийского моря, Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, Конвенцией об охране и использовании трансграничных водотоков и озер, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.
Положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ [1]* в части, касающейся НДТ, сформированы с учетом норм европейского права, которые требуют использования НДТ в целях предупреждения и сокращения загрязнений окружающей среды, в частности Директивы Европейского парламента и совета 2010/75/ЕС** от 24 ноября 2010 года "О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)", включившей основные нормы Директивы Европейского совета 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 года "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений", которая впервые ввела в европейское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология", и Директивы Европейского парламента и совета 2008/1/ЕС от 15 января 2008 года "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений", представляющей собой актуализированную версию Директивы 96/61/ЕС. Принятая в 2010 году Директива 2010/75/ЕС "О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)", отменяющая с 1 января 2016 года Директиву 96/61/ЕС "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений", сохранила положение о необходимости применения НДТ.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: [2], здесь и далее по тексту;
** Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
За рубежом внедрение НДТ эффективно осуществляется во всех отраслях промышленности с момента вступления в силу Директивы 96/61/ЕС.
В Российской Федерации предусмотрен комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных технологий, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года N 449-р, а также обеспечение реализации перехода промышленности России на принципы НДТ, включая создание современного отечественного оборудования. В частности, он предусматривает формирование информационно-технических справочников.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 года N 2178-р разработка и публикация информационно-технических справочников НДТ (далее - ИТС НДТ) осуществляется в период с 2015 до 2017 г. При регламентации технологического нормирования с учетом НДТ законодатель руководствовался европейским опытом, в том числе и при создании ИТС НДТ.
Настоящий стандарт подготовлен с учетом положений Словаря-справочника терминов и определений в области НДТ, созданного ООО "Инновационный экологический фонд" по инициативе Проекта ПРООН/ГЭФ 00077026 "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России".
В настоящем стандарте представлена система терминов с соответствующими определениями в области нормирования, применяемых в европейских справочниках НДТ, в российском нормативном правовом поле (библиографии), в национальных стандартах, и, при необходимости, введены дополнительные термины с соответствующими определениями в указанной области.
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин, который выделен по тексту полужирным шрифтом.
Нерекомендуемые к применению термины-синонимы выделены по тексту курсивом, приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк".
Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина, отделены от него точкой с запятой и выделены светлым шрифтом; синонимы - курсивом.
Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области наилучших доступных технологий (НДТ) применительно к нормированию сырья, веществ и материалов.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендованы для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу работ по НДТ и/или использующих результаты этих работ.
Общие понятия
1
достижимый уровень выбросов/сбросов: Конкретный уровень выбросов/сбросов, который может быть достигнут за реальный промежуток времени, например, за год, на надлежащим образом управляемом и эксплуатируемом объекте или в рамках технологического процесса с использованием принятых технологических подходов. Примечания 1 Оценивается при использовании конкретного технологического подхода или при сочетании различных нормированных технологических подходов. 2 Конкретный уровень выбросов/сбросов, который может быть достигнут в соответствии с параметрами, характеризующими НДТ. 3 Термин широко применяется в европейских справочниках НДТ. |
2
единица нормирования (в производственной деятельности): Регистрируемое количество производственных элементов, объектов, субъектов и соответствующих характеристик потребления, а также получаемых результатов, например: - первичных ТЭР; - расходуемой воды; - применяемых первичных материалов, веществ, комплектующих изделий; - используемого оборудования; - производимой продукции; - образуемых выбросов, сбросов, отходов и вторичных ресурсов из них; - регистрируемого числа субъектов деятельности, на которые распространяют плановые нормы или производственно-технические нормативы. Примечание - Под единицей нормирования понимают, например: - количество деталей, на изготовление которых нормируют время; - количество изделий, на которое нормируют расход материала; - число рабочих, для которых нормируют выработку в виде плановых норм или конкретных производственно-технических нормативов. |
3
индикатор состояния окружающей среды: Конкретное выражение, обеспечивающее представление информации о локальном, региональном, национальном или глобальном состоянии окружающей среды. Примечание - Понятие "региональный" может распространяться на регион, область или на группу регионов внутри страны, или на группу стран, или на континент в зависимости от масштаба внешних условий, который организация считает необходимым рассматривать. |
4
индикатор экологической результативности: Конкретный показатель (выражение), обеспечивающий представление информации об экологической результативности организации. |
5
коэффициент сохранения эффективности: Отношение значения показателя эффективности использования объекта по назначению за определенную продолжительность эксплуатации к номинальному значению этого показателя, вычисленному при условии, что отказы объекта в течение того же периода не возникают. Примечание - Для каждого конкретного типа объектов содержание понятия эффективности и точный смысл показателя эффективности задаются в документации на объект. |
6
лимит в экологии: Предельное количество выемки, потребления, использования природного ресурса, выброса, сброса вредных веществ в окружающую среду, образования и захоронения отходов производства и потребления, установленное органами охраны окружающей (природной) среды. |
7
лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы): Ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. [Федеральный закон "Об охране окружающей среды" [2], статья 1] |
8
норма времени: Регламентированное время выполнения некоторого объема работ в определенных производственных условиях одним или несколькими исполнителями соответствующей квалификации. [ГОСТ 3.1109-82, статья 81] |
9
норма выработки: Регламентированный объем работы, которая должна быть выполнена в единицу времени в определенных организационно-технических условиях одним или несколькими исполнителями соответствующей квалификации. [ГОСТ 3.1109-82, статья 88] |
10
нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Примечания 1 Термин "нормативный документ" является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты. 2 Под "документом" следует понимать любой носитель с записанной в нем или на его поверхности информацией. 3 Термины, обозначающие различные виды нормативных документов, определяются в дальнейшем исходя из того, что документ и его содержание рассматриваются как единое целое. |
11
нормирование труда: Установление меры затрат труда на изготовление единицы продукции или выработки продукции в единицу времени, выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства в определенных организационно-технических условиях. [ГОСТ 19605-74, статья 9] |
12
нормы общего действия: Совокупность документированных условий, охватывающих общие технологические аспекты эксплуатации типовых установок и предписывающих определенные характеристики, которые уполномоченный государственный орган должен закладывать в соответствующие разрешения в качестве усредненных требований. Примечание - Нормы общего действия используются при выдаче разрешения для объектов хозяйственной и иной деятельности, относящихся к малым и средним предприятиям, и оказывающим значительное воздействие на окружающую среду. |
13
обязательное требование: Требование нормативного документа, подлежащее обязательному выполнению с целью достижения соответствия этому документу. Примечание - Английский термин "mandatory requirement" следует употреблять только применительно к требованию, которое является обязательным в соответствии с законом или регламентом. |
14
показатель: Величина или величины, позволяющая(ие) судить о состоянии объекта или субъекта. Примечание - Показатели подразделяют следующим образом: - единичные и групповые; - аналитические, прогнозные, плановые, отчетные, статистические; - технические, экономические; - экологические; - социальные, организационные; - абсолютные, относительные (например, КПД), структурные (например, затраты на НИОКР составляют 2% суммарных затрат за жизненный цикл объекта), удельные (например, норматив расхода топлива на 100 км пробега автомобиля, удельная цена как отношение цены объекта к полезному эффекту за его нормативный срок службы); - среднеарифметические, средневзвешенные и др. |
15
предельно допустимая (критическая) нагрузка: Показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду. [Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" [1], статья 1] |