Рекомендации по управлению перечнем неопределенности в организации
Б.1 Основные положения
Управление перечнем неопределенности в организации включает следующие шаги:
- планирование разработки перечня неопределенности, в том числе определение необходимых ресурсов для этой деятельности;
- разработка перечня неопределенности на основе классификатора областей неопределенности, описанного в настоящем стандарте (см. раздел 5 и приложение А);
- проверка актуальности и пересмотр перечня неопределенности.
Б.2 Ресурсы
Б.2.1 Организации следует определить ресурсы, необходимые для управления перечнем неопределенности, и обеспечить их доступность. К ресурсам относят:
- человеческие ресурсы с учетом знаний, навыков и опыта;
- способы обмена информацией и каналы передачи, необходимые для управления перечнем неопределенности;
- документированную информацию в части сбора и накопления полученных знаний.
Б.2.2 Человеческие ресурсы
Организации следует создать межфункциональную команду (с целью разработки перечня неопределенности на стадиях ЖЦ АТ), обладающую необходимыми знаниями, навыками и опытом. В межфункциональную команду следует включать специалистов одной или нескольких организаций из разных функциональных подразделений, владеющих знаниями в необходимых предметных областях. В команду могут быть включены представители потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон.
Примечание - Состав межфункциональной команды для разработки перечня неопределенности может совпадать с составом межфункциональной команды при выполнении процесса менеджмента риска в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000.
Б.2.3 Обмен информацией
Для результативности деятельности по составлению перечня неопределенности на стадиях ЖЦ АТ следует установить способы обмена информацией с внешними и внутренними заинтересованными сторонами.
Способы обмена информацией должны:
- учитывать вопросы, касающиеся областей неопределенности по стадиям ЖЦ АТ;
- позволять систематизировать разные области экспертных знаний для дальнейшего анализа рисков;
- обеспечивать создание и актуализацию перечня неопределенности;
- способствовать обмену достоверной, важной, точной и понятной информацией, принимая во внимание конфиденциальные и личные аспекты ее целостности.
При планировании способов обмена информацией следует определить порядок внутреннего и внешнего обмена, включая вид, формат, сроки и ответственных лиц.
Б.2.4 Документированная информация
По результатам действий по разработке и использованию в процессе менеджмента риска перечня неопределенности организации следует накапливать и структурировать полученные знания.
Знания должны поддерживаться и быть доступными в необходимом объеме для всех заинтересованных сторон в процессе менеджмента риска.
При рассмотрении изменяющейся ситуации и тенденций организация должна оценивать текущий уровень знаний и определять способы получения или обеспечения доступа к дополнительным знаниям и их актуализации.
Б.3 Разработка перечня неопределенности
Межфункциональной команде, основываясь на выявленных областях неопределенности, следует сформировать перечень неопределенности, содержащий все известные (выявленные) неопределенности.