Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57520-2017 Оценка соответствия. Правила и процедуры проведения добровольной сертификации услуг торговли (Переиздание)

     5 Проведение сертификации услуг торговли

5.1 Сертификация услуг торговли проводится на добровольной основе по инициативе заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги торговли, на соответствие требованиям нормативных, технических и других документов, содержащих требования к их качеству и безопасности, методы их оценки, проверки и контроля, а также требованиям, установленным в системе добровольной сертификации.

Выбор услуг и показателей (характеристик) согласно ГОСТ Р 55812 на добровольную сертификацию осуществляет заявитель, например:

- услуг оптовой торговли;

- услуг розничной торговли;

- услуг розничных рынков.

5.2 Сертификацию услуг торговли проводят органы по сертификации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065, по схемам сертификации согласно [5], представленным в таблице 1.


Таблица 1 - Схемы, применяемые при сертификации услуг торговли

Номер схемы

Оценка оказания услуг

Проверка результатов услуг

Инспекционный контроль сертифицированных услуг

1

Оценка мастерства исполнителя услуг

Проверка (контроль) результатов услуг

Контроль мастерства исполнителя услуг

2

Оценка процесса оказания услуг

Проверка (контроль) результатов услуг

Контроль процесса оказания услуг

4

Оценка организации (предприятия)

Проверка (контроль) результатов услуг

Контроль соответствия установленным требованиям


По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя услуг торговли, в том числе проверяют результаты услуг, и контролируют его при инспекционном контроле.

По схеме 1 оценивают:

- наличие и уровень профессиональной подготовки и квалификации персонала, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения;

- знание персоналом нормативных и технических документов на оказываемые услуги торговли.

Схему 1 применяют, когда заявителем является индивидуальный предприниматель, который сам занимается оказанием услуг, например продавец мелкорозничной сети или розничного рынка, продавец развозной или разносной торговли.

По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг торговли, проверяют результаты услуг и контролируют процесс оказания услуг при инспекционном контроле.

В зависимости от специфики процесса оказания услуг проверяют:

- наличие и соблюдение требований нормативных и технических документов на процессы оказания услуг торговли;

- инфраструктуру объекта сертификации (например, прилегающую территорию, состав и содержание торговых и вспомогательных помещений, транспорт и т.п.);

- наличие и содержание торгового и вспомогательного оборудования;

- организацию входного контроля;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

- безопасность и стабильность процессов оказания услуг, в том числе соблюдение принципов товарного соседства при хранении и реализации, соблюдение правил предпродажной подготовки товаров;

- профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг.

Схему 2 применяют для сертификации услуг по реализации пищевых продуктов на предприятиях торговли с торговой площадью до 1000 кв. м включительно и по реализации непродовольственных товаров в предприятиях торговли с торговой площадью до 2500 кв. м включительно.

По схеме 4 оценивают в целом организацию (предприятие) - исполнителя услуг торговли на соответствие требованиям нормативных и технических документов.

По схеме 4 проверяют:

- наличие и функционирование системы обеспечения качества предоставляемых услуг торговли;