5.1 Сертификация услуг торговли проводится на добровольной основе по инициативе заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги торговли, на соответствие требованиям нормативных, технических и других документов, содержащих требования к их качеству и безопасности, методы их оценки, проверки и контроля, а также требованиям, установленным в системе добровольной сертификации.
Выбор услуг и показателей (характеристик) согласно ГОСТ Р 55812 на добровольную сертификацию осуществляет заявитель, например:
- услуг оптовой торговли;
- услуг розничной торговли;
- услуг розничных рынков.
5.2 Сертификацию услуг торговли проводят органы по сертификации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065, по схемам сертификации согласно [5], представленным в таблице 1.
Таблица 1 - Схемы, применяемые при сертификации услуг торговли
Номер схемы | Оценка оказания услуг | Проверка результатов услуг | Инспекционный контроль сертифицированных услуг |
1 | Оценка мастерства исполнителя услуг | Проверка (контроль) результатов услуг | Контроль мастерства исполнителя услуг |
2 | Оценка процесса оказания услуг | Проверка (контроль) результатов услуг | Контроль процесса оказания услуг |
4 | Оценка организации (предприятия) | Проверка (контроль) результатов услуг | Контроль соответствия установленным требованиям |
По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя услуг торговли, в том числе проверяют результаты услуг, и контролируют его при инспекционном контроле.
По схеме 1 оценивают:
- наличие и уровень профессиональной подготовки и квалификации персонала, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения;
- знание персоналом нормативных и технических документов на оказываемые услуги торговли.
Схему 1 применяют, когда заявителем является индивидуальный предприниматель, который сам занимается оказанием услуг, например продавец мелкорозничной сети или розничного рынка, продавец развозной или разносной торговли.
По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг торговли, проверяют результаты услуг и контролируют процесс оказания услуг при инспекционном контроле.
В зависимости от специфики процесса оказания услуг проверяют:
- наличие и соблюдение требований нормативных и технических документов на процессы оказания услуг торговли;
- инфраструктуру объекта сертификации (например, прилегающую территорию, состав и содержание торговых и вспомогательных помещений, транспорт и т.п.);
- наличие и содержание торгового и вспомогательного оборудования;
- организацию входного контроля;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
- безопасность и стабильность процессов оказания услуг, в том числе соблюдение принципов товарного соседства при хранении и реализации, соблюдение правил предпродажной подготовки товаров;
- профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг.
Схему 2 применяют для сертификации услуг по реализации пищевых продуктов на предприятиях торговли с торговой площадью до 1000 кв. м включительно и по реализации непродовольственных товаров в предприятиях торговли с торговой площадью до 2500 кв. м включительно.
По схеме 4 оценивают в целом организацию (предприятие) - исполнителя услуг торговли на соответствие требованиям нормативных и технических документов.
По схеме 4 проверяют:
- наличие и функционирование системы обеспечения качества предоставляемых услуг торговли;