ГОСТ Р 55812-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Услуги торговли
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА УСЛУГ ТОРГОВЛИ
Services of trade. Nomenclature of quality services of trade
ОКС 03.080.30
Дата введения 2015-06-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 "Услуги торговли и общественного питания"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1716-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества услуг торговли и порядок выбора показателей качества услуг торговли.
Стандарт распространяется на услуги торговли, оказываемые предприятиями торговли различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50646 Услуги населению. Термины и определения
ГОСТ Р 51303 Торговля. Термины и определения
ГОСТ Р 51304 Услуги торговли. Общие требования
ГОСТ Р 52113 Услуги населению. Номенклатура показателей качества
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51303, ГОСТ Р 51304, ГОСТ Р 52113 и ГОСТ Р 50646.
4.1 Номенклатура показателей качества услуг торговли - перечень качественных и количественных характеристик свойств (показателей) услуг торговли, обеспечивающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя (покупателя).
4.2 К количественным характеристикам показателей услуг торговли относят такие характеристики, как: продолжительность исполнения услуги, показатели безопасности для жизни, здоровья, имущества потребителя.
Качественными характеристиками показателей услуг торговли являются такие характеристики, как: профессиональная подготовка и квалификация персонала, санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания потребителей, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями.
4.3 Номенклатура показателей качества услуг торговли приведена в приложении А, таблица А.1.
5.1 Порядок выбора номенклатуры показателей качества услуг торговли предусматривает определение:
- видов услуг торговли;
- наименования услуги торговли;
- общих требований к качеству услуг торговли;
- целей применения номенклатуры показателей качества;
- исходной номенклатуры показателей качества услуг торговли.
5.2 Виды услуг торговли устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 51304, раздел 4.
5.3 Наименования услуг торговли выбирают согласно классификаторам [1]*, [2]*, [3].
________________
* Поз. [1], [2] и [4] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
5.4 Общие требования к качеству услуг торговли устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 51304.
5.5 Цели применения номенклатуры показателей качества устанавливают в соответствии с задачами управления качеством услуг торговли на конкретных предприятиях торговли согласно ГОСТ Р 52113-2003 (подраздел 5.3 приложения Б).
5.6 Наиболее вероятные цели применения номенклатуры показателей качества услуг торговли:
- включение показателей качества услуг торговли в разрабатываемые стандарты организации на услуги торговли, оказываемые конкретными торговыми предприятиями;
- разработка документов системы менеджмента качества для торговых предприятий;
- включение показателей качества услуг торговли в условия договорных обязательств.
5.7 Исходную номенклатуру показателей качества услуг торговли устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 52113-2003 (раздел 6).
Номенклатура показателей качества услуг торговли
Таблица А.1 - Номенклатура показателей качества услуг торговли
Группа показателей качества услуг торговли | Подгруппа показателей качества услуг торговли | Рекомендуемое подтверждение соответствия качества услуг | Методы оценки и контроля показателей |
Безопасность услуги для жизни, здоровья и имущества потребителей | Безопасность товаров, включая санитарно- | Сертификаты соответствия/декларации о соответствии, ветеринарные сопроводительные документы, свидетельства о государственной регистрации, иные формы оценки (подтверждения) соответствия товаров, действующие на территории Российской Федерации. | Экспертный
|
Назначение и безопасность упаковки | Декларации о соответствии на упаковку, иные формы оценки (подтверждения) соответствия упаковки, действующие на территории Российской Федерации. | Органолептический | |
Безопасность машин и/или оборудования, используемого в процессе производства (изготовления), хранения, транспортирования, эксплуатации и утилизации | Сертификаты соответствия/ | Аналитический | |
Безопасность транспортных средств, в т.ч. состояния, характеризуемого совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни либо здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде | Результаты проверок. | Аналитический | |
Безопасность обслуживающего персонала: | Медицинские книжки персонала определенных категорий с отметкой о прохождении гигиенической аттестации | Экспертный | |
- охрана труда | Удостоверения об обучении, журналы учета инструктажей | ||
Санитарно- | Заключения и другие документы согласно нормативным правовым актам Российской Федерации. | Экспертный | |
Пожарная безопасность объекта защиты (продукции), в том числе зданий и сооружений: | Декларация пожарной безопасности. | Экспертный | |
Сохранность имущества потребителей: | Договоры с охранными службами и/или персонал внутрифирменной охраны. | Экспертный | |
Метрологическое обеспечение: | Свидетельства о поверке и/или клейма на средствах измерений (весах, гирях, мерах длины и т.п.). | Экспертный | |
Охрана окружающей среды (экологическая безопасность) | Охрана окружающей среды: организация сбора, вывоза и утилизация бытовых отходов, люминесцентных ламп | Договоры на вывоз мусора (в т.ч. пищевых отходов), люминесцентных ламп, | Экспертный |
Назначение услуги | Функциональная пригодность: | Акты проверок. | Экспертный |
- наличие товаров надлежащего качества; | |||
- квалификация персонала | Документы о профессиональном образовании или окончании курсов повышения квалификации, или результатах внутреннего обучения | Экспертный | |
Социальное назначение (адресность предоставления) услуги: | Результаты анализа книги отзывов. | Экспертный | |
- наличие в правилах обслуживания определенных льготных категорий потребителей (дети, ветераны, потребители с ограниченными физическими возможностями и др.). | |||
Информативность, включая наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуг, о правилах и условиях оказания услуг, в т.ч. о правилах продажи товаров и правах покупателей | Акты проверки | Аналитический | |
- Наличие и правильность оформления ценников на товары; | Акты проверок | Экспертный | |
- Наличие необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях, обеспечивающей возможность правильного выбора товаров; | Акты проверок | Аналитический | |
- Наличие и содержание информации для покупателей, в т.ч. о правилах торговли, установленных в торговом предприятии | Акты проверки | Аналитический | |
Эргономичность | Гигиенические показатели к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудования и т.п. | Заключения и документы согласно нормативным правовым актам Российской Федерации (если установлено законодательством). | Инструментальный |
Комфортность и удобство покупателей, включая удобное размещение товаров (выкладку) в торговых залах, входов, выходов, секций, оборудования, мебели, наличие лифтов, эскалаторов и тервалаторов и др. | Акты проверок | Экспертный | |
Этичность | Этика поведения обслуживающего персонала: | Результаты опроса покупателей и наблюдения за работой обслуживающего персонала | Социологический |
Эстетичность | Эстетичность услуг торговли, включая: | Акты проверок | Экспертный |
Технологичность | Состав, назначение и площадь помещений. | Акты проверки | Экспертный |
Демонстрация в действии новых товаров, прием предварительных заказов на товары, подгонка и мелкая переделка товаров (одежды), раскрой тканей и т.п. | Акты проверок | Экспертный | |
Организация послепродажного обслуживания товаров, в т.ч. проведение работ по подключению, наладке товаров, услуги по сборке и установке и пр. | Акты проверок | Экспертный | |
Профессиональный уровень персонала | Уровень профессиональной подготовки и квалификации персонала: | Документы, подтверждающие профессиональное образование, квалификацию, аттестацию (удостоверения, сертификаты, дипломы), записи в трудовых книжках и т.п. | Аналитический |
Инструментальный метод основан на использовании технических средств; |
Библиография
УДК 641.5:006.354 | ОКС 03.080.30 | |
Ключевые слова: услуги торговли, номенклатура, показатели качества, выбор номенклатуры |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2020