ГОСТ Р 57447-2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наилучшие доступные технологии
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ НЕФТЬЮ И НЕФТЕПРОДУКТАМИ
Основные положения
Best available techniques. Reclamation of lands contaminated with oil and oil products. Basis principles
ОКС 13.020.70
13.020.99
Дата введения 2017-12-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный экологический фонд" (ООО "ИНЭКО")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 апреля 2017 г. N 284-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Директивы Европейского парламента и Совета 2004/35/ЕС* "Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде" (Directive 2004/35/CE of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on environmental liability with regard to the prevention and remedying of environmental damage)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
В настоящее время одной из самых острых экологических проблем остается загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами, многие из которых являются высокотоксичными и создают угрозу здоровью людей и биологическому разнообразию, приводя к следующим негативным экологическим последствиям: нарушение экологического равновесия в почвенном биоценозе с изменением морфологических, физико-химических и химических характеристик почвенных горизонтов; снижение способности почв к самоочищению и самовосстановлению; деградация растительного покрова и депрессия функциональной активности флоры и фауны; изменение структуры почвы, уменьшение ее аэрируемости и дренажа; выведение почв из сельскохозяйственного оборота вследствие снижения их продуктивности и пр.
Потенциальными источниками загрязнения окружающей среды нефтесодержащими отходами являются нефтепромыслы, нефте- и нефтепродуктопроводы, нефтеперерабатывающие предприятия, нефтехранилища, резервуарные парки, транспорт и др. При добыче, транспортировании, хранении и переработке нефти и нефтепродуктов, а также при проведении работ по ликвидации аварийных разливов нефти происходит образование и накопление нефтешламов в нефтешламонакопителях, амбарах, емкостях, а также других нефтесодержащих отходов.
Наиболее серьезным фактором нарушения биоценозов являются аварийные разливы нефти и нефтепродуктов. Причинами аварий на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах, приводящих к загрязнению земель нефтью и нефтепродуктами, являются: коррозионный износ оборудования, дефекты материала (труб, фасонных изделий, арматуры и др.); активность сульфатредуцирующих бактерий и образование биопленок на поверхности нефтепроводов; нарушение технологических регламентов, брак строительно-монтажных работ; механические повреждения при производстве работ вблизи трубопровода; ошибки эксплуатационного персонала; стихийные явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.); действия сторонних организаций и физических лиц.
По данным Росстата [1], в 2013 г. общая площадь нарушенных земель в Российской Федерации составила 723320 га, из которых были рекультивированы только 74651 га. При этом вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки нефти было нарушено 920 га, из которых были рекультивированы только 141 га: под сельскохозяйственные угодья - 18 га (в том числе под пашню - 17 га), под лесные насаждения - 91 га, под водоемы и другие цели - 31 га.
Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, включая земли, загрязненные нефтью и нефтепродуктами, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности. В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Проведение работ по рекультивации нарушенных земель предусмотрено в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" [2], Лесном [3] и Земельном [4] кодексах Российской Федерации. Деятельность, связанная с загрязнением земель нефтью и нефтепродуктами, регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации [5], [6], [7], другими нормативными документами.
В то же время, несмотря на развитую нормативную базу, до сих пор не учитываются требования ряда международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией и предусматривающих при реализации крупных инфраструктурных проектов в нефтяной промышленности применение экосистемного подхода, конечной целью которого является не восстановление структурных характеристик природных объектов, загрязненных нефтесодержащими отходами, а восстановление ведущих природных функций, таких как энергетический баланс, биогеохимический цикл, гидрологические характеристики, поддержание местообитания биологических видов и устойчивость ландшафтов и др.
В декабре 2012 г. утвержден статистический инструментарий [Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы - Форма N 2-ТП (рекультивация)] для осуществления федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы [8].
Специфика работ по ликвидации последствий нефтяных загрязнений значительно отличается от установленного порядка и правил рекультивации нарушенных земель, в том числе в части оценки качества работ и определения длительности и достаточности рекультивационных работ. В связи с этим в нескольких субъектах Российской Федерации разработаны и введены в действие в соответствии с [9] нормативы допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах (ДОСНП) после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ: в Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Коми, Республике Татарстан, Ненецком автономном округе, Сахалинской области, Чувашской Республике, Ставропольском крае. Однако отсутствие утвержденных нормативов ДОСНП в большинстве регионов России не позволяет объективно оценить размеры причиненного вреда и эффективно осуществлять мероприятия по минимизации последствий аварийных ситуаций, затрудняет проектирование и проведение работ по рекультивации нефтезагрязненных территорий, объективную приемку земельных участков после проведения рекультивации, препятствует прогнозированию негативных экологических воздействий при принятии решений о строительстве новых и реконструкции действующих нефтепромысловых объектов.
На современном этапе развития российской экономики перед бизнесом стоит задача практического объединения трех взаимосвязанных целей: экономической эффективности, экологической ответственности и социальной активности. При этом основное внимание следует уделить достижению синергетического эффекта при практической реализации высоких экологических обязательств и их положительного воздействия на финансово-экономические показатели и конкурентоспособность бизнеса (особенно в средне- и долгосрочный периоды). Это возможно при переходе на модель технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий [10].
Положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" [2] в части, касающейся НДТ, и структура информационно-технических справочников наилучших доступных технологий, разрабатываемых во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации N 2178-р [11], сформированы с учетом норм европейского права и не предусматривают включения в справочники раздела, посвященного рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.
Сложившуюся ситуацию усугубляет отсутствие полной и достоверной информации о наилучших доступных технологиях (далее - НДТ) рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.
Таким образом, появилась объективная необходимость разработки и принятия национального стандарта "Наилучшие доступные технологии. Рекультивация земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Основные положения", инициатором разработки которого выступил Проект ПРООН/ГЭФ - Минприроды России "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России".
Осуществляемое Проектом ПРООН/ГЭФ - Минприроды России "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России" взаимодействие с компаниями энергетического сектора показало, что в указанных компаниях успешно реализуются технологии рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, включая агротехнические приемы в целях сохранения биологического разнообразия. В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 1458 [12] технологии рекультивации земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, разработанные и реализованные в рамках Проекта ПРООН/ГЭФ - Минприроды России "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России" могут позиционироваться как наилучшие доступные и перспективные технологии; эти технологии используются для восстановления нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. При этом наряду с традиционными технологиями рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, требуемыми для восстановления плодородия почв и осуществляемыми последовательно, в два этапа (технический и биологический), применяются технологии рекультивации нарушенных земель в целях восстановления и сохранения биоразнообразия, основанные на применении комплекса работ по восстановлению ландшафта и экосистем до состояния, приближенного к первоначальному.
Кроме того, в течение многих лет в компаниях энергетического сектора для приемки рекультивированных земель и земельных участков успешно применяются отраслевые и региональные регламенты, определяющие состав и порядок работы комиссии по приемке земель после проведения рекультивационных работ, перечень предъявляемых комиссии по приемке земель документов, гарантийные обязательства недропользователей после завершения рекультивационных работ и после приемки земель, форму гарантийного паспорта на рекультивированные земли и др.
В настоящем стандарте использованы [13], [14], [15], [16], [17].
Основное назначение настоящего стандарта заключается в повышении уровня безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, охраны объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также в содействии развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
Объектом стандартизации являются наилучшие доступные технологии.
Предметом стандартизации является методология применения наилучших доступных технологий рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Подходы и методы, включенные в настоящий стандарт, представляют собой существующие наилучшие в экологическом плане, доступные экономически технологии, пригодные для практического внедрения и обеспечивающие высокий уровень защиты окружающей среды.
Аспектом стандартизации являются основные положения.
В настоящий стандарт могут вноситься изменения и дополнения, что связано с достижениями научно-технического прогресса и появлением новых подходов и технологий в области рекультивации земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.
Настоящий стандарт устанавливает наилучшие доступные технологии рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (далее - нефтезагрязненные земли), основанные на применении комплекса работ по восстановлению земель, территорий, ландшафтов и экосистем до состояния, приближенного к первоначальному.
Настоящий стандарт распространяется на деятельность:
- при разведке месторождений, добыче нефти, переработке, транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов;
- учете, инвентаризации и картографировании нефтезагрязненных земель;
- отраслевом и территориальном прогнозировании и планировании, практическом выполнении рекультивационных работ;
- проектных и изыскательских работах по рекультивации земель, ранее нарушенных предприятиями, организациями и учреждениями по добыче нефти, а также переработке и транспортированию нефти и нефтепродуктов;
- проектировании рекультивации в составе проектов предприятий, технология которых включает процессы нарушения и рекультивации земель;
- проектировании линейных и других сооружений, строительство которых связано с потенциальным загрязнением земель нефтью и нефтепродуктами;
- определении критериев приоритетности работ по рекультивации нефтезагрязненных земель по снижению возможных негативных последствий;
- проведении работ по рекультивации нефтезагрязненных земель.
Настоящий стандарт не распространяется на земли, загрязненные радиоактивными веществами.
Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам рекультивации загрязненных земель, обеспечивая при этом защиту окружающей среды и здоровья людей.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.4.2.01 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния
ГОСТ 17.4.3.01 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб
ГОСТ 17.5.1.01 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения
ГОСТ 17.5.1.02 Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации
ГОСТ 17.5.1.03 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель
ГОСТ 17.5.3.04 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель
ГОСТ 26488 Почвы. Определение нитратов по методу ЦИНАО
ГОСТ 26489 Почвы. Определение обменного аммония по методу ЦИНАО
ГОСТ 27593-88 Почвы. Термины и определения
ГОСТ 33570 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методология идентификации. Зарубежный опыт
ГОСТ Р 54534 Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при использовании для рекультивации нарушенных земель
ГОСТ Р 54650 Почвы. Определение подвижных соединений фосфора и калия по методу Кирсанова в модификации ЦИНАО
ГОСТ Р 56828.15 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения
ГОСТ Р 57007 Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения
ГОСТ Р 57446-2017 Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.