ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2014 года N 1189
Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации
(с изменениями на 14 марта 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 18 сентября 2020 года N 1496
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 года N 268 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.03.2019, N 0001201903180006).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
2. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установить, что работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации относятся к видам аварийно-спасательных работ.
3. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить в 6-месячный срок требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
4. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации утвердить в 6-месячный срок методику расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
5. Установить, что Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральное агентство по рыболовству являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, которым организация, осуществляющая эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, направляет уведомление о наличии финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренного статьей 22_2 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и статьей 16_1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", а также о составе такого финансового обеспечения.
6. Реализация настоящего постановления федеральными органами исполнительной власти осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации
(с изменениями на 14 марта 2019 года)
1. Настоящие Правила в соответствии со статьей 22_2 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и статьей 16_1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" устанавливают:
требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее - план);
порядок уведомления о его утверждении;
порядок оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" о факте разлива нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее - разливы нефти и нефтепродуктов);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 года N 268. - См. предыдущую редакцию)
порядок привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
2. План должен содержать:
а) сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;
б) максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил;
в) прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов при неблагоприятных гидрометеорологических условиях с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения;
г) первоочередные действия при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов;
д) действия производственного персонала и собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (далее - собственные силы и средства) и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (далее - привлекаемые силы и средства) по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
е) расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий;
ж) состав собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
з) расчетное время (сроки) ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
и) схему организации управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов;
к) мероприятия по организации временного хранения и транспортировки собранной нефти и нефтепродуктов;
л) календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в соответствии с которыми проводится документирование работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
м) мероприятия по реабилитации загрязненных территорий и (или) водных объектов в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления нарушенного состояния водных объектов и водных биологических ресурсов;
н) порядок проведения с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комплексных учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов не реже одного раза в 3 года и в течение 30 календарных дней со дня уведомления об утверждении плана.
3. Максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:
а) нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, суда для сбора и перевозки нефтесодержащих вод, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи (имеющие разделительные переборки) - 2 смежных танка максимального объема. Для указанных судов с двойным дном и двойными бортами - 50 процентов 2 смежных танков максимального объема;
б) нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных переборок) 50 процентов их общей грузоподъемности;
в) морские поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины - объем нефти, рассчитанный за 3 суток по одной фонтанирующей скважине с максимальным дебитом;
г) морские нефтяные терминалы, причалы в морском порту, выносные причальные устройства, внутриобъектовые трубопроводы 100 процентов объема нефти и (или) нефтепродуктов при максимальной прокачке за время, необходимое на остановку прокачки по нормативно-технической документации и закрытие задвижек на поврежденном участке;
д) подводные трубопроводы при разрыве - 25 процентов максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или нормативно-технической документацией организации. Для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и (или) нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, - 100 процентов объема нефти и (или) нефтепродуктов при максимальной прокачке за время срабатывания системы по нормативно-технической документации и закрытия задвижек на поврежденном участке;
е) склады нефти и (или) нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и (или) нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости.
Значения максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов для искусственного острова, установки, сооружения и других объектов организаций, не указанных в подпунктах "а" - "е" настоящего пункта, определяются на основании расчетов, проведенных в проектной документации на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов хозяйственной и иной деятельности. Указанные расчеты должны быть включены в соответствующие разделы плана организации.
4. Организация направляет уведомление об утверждении плана в течение 14 календарных дней со дня его утверждения с приложением копии плана на электронном носителе:
а) в Министерство энергетики Российской Федерации;
б) в главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации;
в) в Федеральное агентство морского и речного транспорта;
г) в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
д) в Федеральное агентство по рыболовству;
е) в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (в случае утверждения плана, предусматривающего выполнение действий и (или) мероприятий во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в акватории Северного морского пути).
(Подпункт дополнительно включен с 26 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 года N 268)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 26 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 года N 268. - См. предыдущую редакцию)
5. При возникновении разливов нефти и нефтепродуктов организация обязана незамедлительно оповестить:
а) главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации;
б) Федеральное агентство морского и речного транспорта;
в) Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
г) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, расположенные на территориях, которые примыкают к участку разлива нефти и нефтепродуктов;
д) Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (в случае разлива нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в акватории Северного морского пути).
(Подпункт дополнительно включен с 26 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 года N 268)
6. Оповещение о разливе нефти и нефтепродуктов должно содержать следующие сведения:
а) дата, время (московское и местное) и место возникновения разлива нефти и нефтепродуктов;
б) вид, характеристика и масштаб разлива нефти и нефтепродуктов;
в) вид объекта, на котором произошел разлив нефти и нефтепродуктов, собственник объекта;
г) количество и гражданство лиц пострадавших, в том числе погибших и получивших телесные повреждения в результате разлива нефти и нефтепродуктов;
д) обстоятельства (причины) возникновения разлива нефти и нефтепродуктов, достоверно известные на момент оповещения;
е) принимаемые меры;
ж) должность, фамилия, имя, отчество лица, передавшего оповещение.
7. В случае если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов, указанный в плане, и не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана, организация для привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов обращается в Федеральное агентство морского и речного транспорта.
8. Федеральное агентство морского и речного транспорта на основании указанного в пункте 7 настоящих Правил обращения организации привлекает в части своей компетенции дополнительные силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"