7.8.1 Оценку вероятности усталостного повреждения колеса и оси выполняют с использованием характеристик сопротивления материалов и НДС конструкции, а также гистограмм распределения напряжений по результатам стендовых и полигонных испытаний.
7.8.2 Для проведения оценки вероятности повреждения колеса и оси обработку результатов полигонных испытаний, итогом которых является совокупность выборок амплитуд напряжений и их частот, выполняют в следующем порядке:
- строят гистограммы амплитуд и подбирают аппроксимирующие законы распределения для наиболее характерных реализаций на каждом из элементов продольного профиля пути (прямые, кривые, стрелки и т.п.) , создают блоки нагружения;
- формируют статистические ряды экстремумов , взятых по одному из каждой реализации, строят гистограммы распределений, подбирают аппроксимирующий закон распределения;
- определяют моментные (математическое ожидание, дисперсия) и другие статистические характеристики (например, квадратические отклонения, коэффициенты вариации).
В зависимости от цели расчета статистические ряды экстремумов могут быть сформированы по признакам: продольный профиль пути, скорость движения, направление движения и др. Генеральную совокупность напряжений формируют с учетом удельного веса каждого признака (или элемента профиля) и определяют вероятности , по формуле
. (50)
Для контроля максимальных значений напряжений выполняют регрессионный анализ полученных совокупностей экстремальных амплитуд и с заданной достоверностью определяют значения максимально возможных напряжений как верхнего доверительного интервала, построенного по значениям верхних границ доверительной области.
Пример расчета вероятности усталостного повреждения оси приведен в приложении Г.
При отсутствии экспериментальных данных полигонных испытаний принимают, что на эксплуатируемых конструкциях колес-аналогов распределения мгновенных значений усилий от рельса и напряжений в колесе определяют по нормальному закону, а распределения экстремальных амплитуд напряжений - по закону Релея.
При проектировании КП вероятность внезапных отказов колеса определяют в квазистатической постановке по формуле
, (51)
где и - математические ожидания и ;
и - средние квадратические отклонения и ;
соответствует постоянной составляющей цикла напряжений в точке за оборот колеса при .
Интеграл вероятности, , определяют по формуле
. (52)
Формула (52) может быть использована в расчетах в следующем виде
, (53)
где - средний коэффициент запаса; 1,3
, - коэффициенты вариации и .
приближенно может быть взято равным от 0,1 до 0,15;
0,06 - для проката и 0,09 - для литья.
В случае, если часть амплитуд напряжений превышает предел выносливости детали за назначенный срок службы 10-10, расчет вероятности безотказной работы может производиться на основе постепенного снижения предела выносливости из-за перегрузок.