Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33787-2016 (EN 61373:1999) Оборудование железнодорожного подвижного состава. Испытания на удар и вибрацию

     4 Общие положения

4.1 Оборудование железнодорожного подвижного состава для проверки соответствия требованиям по стойкости (устойчивости и/или прочности) к механическим ВВФ подвергают испытаниям установленной продолжительности, моделирующим условия эксплуатации за весь предполагаемый срок службы (испытания на вибропрочность).

Испытания на вибропрочность, моделирующие срок службы, проводят следующими методами:

- усиления: увеличение уровней вибрации и уменьшение временной базы;

- временного сжатия: сохранение развития уровней вибрации во времени и уменьшение временной базы;

- прореживания: удаление периодов времени при уровнях вибрации ниже установленного порогового значения.

Примечание - В настоящем стандарте данный метод не рассматривается.


Испытания при воздействии случайной вибрации и удара проводят по настоящему стандарту методом усиления в соответствии с ГОСТ 28213, ГОСТ 28231, ГОСТ 30630.1.9.

Испытания при воздействии синусоидальной вибрации и ударов проводят по настоящему стандарту методами, соответствующими методу временного сжатия, в соответствии с ГОСТ 20.57.406, ГОСТ 16962.2, ГОСТ 28203, ГОСТ 28215, ГОСТ 28231, ГОСТ 30630.0.0, ГОСТ 30630.1.1, ГОСТ 30630.1.2 и других нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

_______________

В Российской Федерации действует также ГОСТ Р 51371-99 "Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов".


При наличии эксплуатационных данных соответствие требованиям настоящего стандарта в части воздействия случайной вибрации проверяют в соответствии с приложением А.

Методы определения расчетных уровней вибрации при проектировании оборудования, соответствующего требованиям настоящего стандарта, приведены в приложении В.

Испытания проводят:

- при воздействии случайной вибрации по одной координатной оси (испытания при многокоординатном воздействии случайной вибрации выходят за область применения настоящего стандарта);

- при одновременном или последовательном воздействии синусоидальной вибрации по трем взаимно перпендикулярным направлениям.

При наличии требований по прочности и/или устойчивости к воздействию случайной вибрации оборудование, имеющее не менее четырех резонансов в рабочем диапазоне частот, испытывают на воздействие случайной вибрации; оборудование, имеющее менее четырех резонансов в рабочем диапазоне частот, испытывают на воздействие синусоидальной вибрации.

Испытания оборудования при воздействии случайной вибрации разделяют на категории в зависимости от размещения оборудования на железнодорожном подвижном составе. Категории испытаний оборудования на воздействие случайной вибрации в зависимости от размещения на железнодорожном подвижном составе приведены в таблице 1 и представлены в приложении С.


Таблица 1 - Категории испытаний оборудования на железнодорожном подвижном составе

Категория испытаний

Область распространения категорий испытаний

Категория 1

Оборудование, установленное в кузове

Класс А

Ящики (шкафы), сборочные узлы, оборудование и элементы, устанавливаемые непосредственно в кузове (на кузове) или под кузовом

Класс Б

Прочее оборудование, устанавливаемое внутри монтажного ящика (шкафа), который, в свою очередь, непосредственно установлен в кузове (на кузове) или под кузовом

Категория 2

Оборудование, установленное на тележке: ящики, сборочные узлы, оборудование и элементы

Категория 3

Оборудование, установленное на оси колесной пары: сборочные узлы, оборудование и элементы, которые устанавливают на собранной колесной паре

Примечания

1 Класс Б применяют тогда, когда размещение оборудования не определено.

2 На подвижном составе с одной ступенью подвешивания, например грузовой вагон, устанавливаемое на оси колесной пары оборудование испытывают по категории 3, а все остальное оборудование - по категории 2, если не оговорено иное.


Соответствие категорий испытаний и групп механического исполнения оборудования приведено в таблице 2.


Таблица 2 - Соответствие категорий оборудования и групп механического исполнения оборудования

Категория испытаний

Группа механического исполнения

Область распространения групп механического исполнения

1

М25

В кузовах (на кузовах) и под кузовами локомотивов, МВПС, СПС, вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта)

2

М26

На тележках локомотивов, МВПС, СПС, вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта) для подрессоренного оборудования

3

М27

На тележках локомотивов, МВПС, СПС, вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта) для неподрессоренного оборудования

4.2 По заявке заказчика проводят дополнительные или специальные вибрационные испытания оборудования на воздействие случайной вибрации, в том числе:

- оборудования, устанавливаемого или соединяемого с оборудованием, которое создает возбуждение с фиксированной частотой;

- тяговых электродвигателей, пантографов, тормозных колодок, элементов подвески и механических узлов, предназначенных для передачи усилий и/или крутящего момента, на которые распространяются специальные требования на их применение на железнодорожном подвижном составе;

- оборудования, предназначенного для использования в специальных рабочих условиях, устанавливаемых заказчиком.