ГОСТ 33322-2015
(IEC 61991:2000)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Требования к защите от поражения электрическим током
Railway rolling stock. Requirements for protection against electrical hazards
МКС 13.260
45.060
Дата введения 2016-03-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Обществом с ограниченной ответственностью "Центр нормативно-технической документации "Регламент"
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2015 г. N 1318-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33322-2015 (IEC 61991:2000) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2016 г.
5 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту IEC 61991:2000* Railway applications - Rolling stock - Protective provisions against electrical hazards (Транспорт железнодорожный. Подвижной состав. Положения о защите от ударов электрическим током) путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ТС 9.
Перевод с английского языка (en).
Официальный экземпляр международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, имеется ООО "Центр нормативно-технической документации "Регламент".
В настоящем стандарте исключен текст международного стандарта на французском языке (fr).
Степень соответствия - модифицированная (MOD).
Наименование настоящего стандартаизменено относительно наименования межгосударственного стандарта в связи с особенностями построения межгосударственной системы стандартизации.
Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54799-2011 (МЭК 61991:2000)*
________________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2015 г. N 1318-ст ГОСТ Р 54799-2011 (МЭК 61991:2000) отменен с 1 марта 2016 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2016 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
В настоящем стандарте раздел "Нормативные ссылки" изложен в соответствии с ГОСТ 1.5-2001 и выделен курсивом*. В тексте стандарта соответствующие ссылки выделены курсивом.
________________
* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", "Введение", 3 "Термины и определения", приложениях ДА, ДБ, а также примечаниях приводятся обычным шрифтом; остальные по тексту документа выделены курсивом; отмеченные по тексту документа знаком "**" выделены полужирным курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.
Стандарты, дополнительно включенные в настоящий стандарт, выделены в разделе "Нормативные ссылки" полужирным курсивом.
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам, использованным в настоящем стандарте, приведены в приложении ДА.
В отличие от применяемого международного стандарта в настоящий стандарт не включены ссылки на МЭК 61133:2006 "Железные дороги. Подвижной состав. Испытания подвижного состава после сборки перед вводом в эксплуатацию", размещенный в элементе "Библиография" международного стандарта, и таблицы 2 и 3, содержащие справочные данные о применяемых диапазонах напряжений во Франции и Италии, исключен пункт 6.5.5 как не относящийся к железнодорожному подвижному составу. Термины даны в редакции, отличной от приведенной в МЭК 61991:2000, и дополнены терминологическими статьями для терминов, используемых в настоящем стандарте, но не установленных в применяемом международном стандарте, и выделены курсивом. Также настоящий стандарт дополнен отдельными словами, фразами, и внесены редакционные изменения в части конкретизации требований примененного международного стандарта, ограничения и уточнения области распространения стандарта, переноса ссылки на приложение А из введения в область применения, которые в тексте стандарта выделены полужирным курсивом с горизонтальным подчеркиванием.
В настоящий стандарт внесены технические отклонения, перечень которых с разъяснением причин их внесения представлен в дополнительном приложении ДА.
Дополнительные требования представлены в дополнительном приложении ДБ.
(Поправка. ИУС N 5-2016).
Настоящий стандарт распространяется на железнодорожный подвижной состав и его электрооборудование.
Настоящий стандарт устанавливает совокупность требований, которые необходимо применять при проектировании, изготовлении, выполнении электрического монтажа и оснащении железнодорожного подвижного состава для защиты людей и животных от поражения электрическим током.
Настоящий стандарт не распространяется на:
- метрополитены:
- городской транспорт:
- монорельсовые транспортные системы:
- рудничные железные дороги в подземных рудниках;
- крановые установки, подвижные платформы и подобные транспортные агрегаты на рельсах;
- фуникулеры;
- временные конструкции.
Настоящий стандарт не устанавливает методов испытаний по подтверждению установленных в нем требований и требований к защите от электрических полей различной частоты и атмосферного электричества.
Требования и положения, выбор реализации которых подлежит согласованию между изготовителем и потребителем, приведены в приложении А.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.038-82 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов
ГОСТ 12.2.056-81** Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности
ГОСТ 6962-75 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений
ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 21130-75** Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 28668.1-91 (МЭК 439-2-87) Низковольтные комплектные устройства распределения и управления. Часть 2. Частные требования к системам сборных шин (шинопроводам)
ГОСТ 30487-97** Электропоезда пригородного сообщения. Общие требования безопасности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
блокировка электротехнического изделия (устройства): Часть электротехнического изделия (устройства), предназначенная для предотвращения или ограничения выполнения операций одними частями изделия при определенных состояниях или положениях других частей изделия в целях предупреждения возникновения в нем недопустимых состояний или исключения доступа к его частям, находящимся под напряжением. [ГОСТ 18311-80, статья 54] |
3.2 дополнительная изоляция: Независимая изоляция в электроустановках напряжением до 1 кВ, выполняемая дополнительно к основной изоляции для защиты при косвенном прикосновении.
Примечание - Данный термин использован в настоящем стандарте, но не установлен в IEC 61991:2000.
3.3 закрытая электрическая рабочая зона: Помещение или ограниченная зона для размещения электрооборудования, доступ к которым возможен для квалифицированного или инструктированного персонала путем открытия двери или перемещения барьера с помощью ключа или специнструмента, оборудованные специальными предупреждающими знаками.
Примечание - Определение "закрытая электрическая рабочая зона" может быть пригодно для секций, находящихся под вагоном, в вагоне или на крыше, то есть ею является любой участок (внутри или снаружи кузова железнодорожного подвижного состава), который надежно защищен от напряжения, опасного для жизни, под которым может находиться оборудование внутри этого участка. Доступ к таким зонам обычным лицам не разрешается.
3.4 защитное уравнивание потенциалов: Уравнивание потенциалов, выполняемое в целях электробезопасности.
3.5 защитное ограждение (электрическое): Ограждение, обеспечивающее защиту от прямого прикосновения со стороны обычного направления доступа.