Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков


ГОСТ 28668.1-91
(МЭК 439-2-87)

Группа Е17

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

НИЗКОВОЛЬТНЫЕ КОМПЛЕКТНЫЕ УСТРОЙСТВА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Часть 2

Частные требования к системам сборных шин (шинопроводам)

Low-voltage switchgear and controlgear assemblies.
Part 2. Particular requirements for busbar trunking systems (busways)



МКС 29.130.20

ОКП 34 4910, 34 4920, 34 4930

Дата введения 1992-01-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 08.04.91 N 458

3. Настоящий стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта МЭК 439-2-87 "Низковольтные комплектные устройства распределения и управления. Часть 2. Частные требования к системам сборных шин (шинопроводам)"

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 28668-90 (МЭК 439-1-85)

Введение, 8.1.1, 8.2.1.3, 8.2.9.4

МЭК 570-85

1.1

МЭК 439-2-87

Введение



5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2003 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Официальные решения или соглашения МЭК по техническим вопросам, подготовленные техническими комитетами, в которых представлены все заинтересованные национальные комитеты, выражают с определенной точностью международную согласованную точку зрения по рассматриваемым вопросам.

2. Эти решения в форме международных стандартов принимаются национальными комитетами.

3. В целях содействия международной унификации МЭК выражает пожелание, чтобы все национальные комитеты приняли текст стандартов МЭК в качестве своих национальных стандартов, насколько позволяют условия каждой страны. Любые расхождения между стандартами МЭК и соответствующими национальными стандартами должны быть по возможности четко изложены в последних.

4. МЭК не устанавливает правил обозначения соответствия оборудования рекомендациям МЭК и не несет ответственности, если какое-либо оборудование заявлено как соответствующее им.

ВВЕДЕНИЕ


Настоящий стандарт подготовлен Подкомитетом 17Д "Низковольтные комплектные устройства распределения и управления" Технического комитета МЭК 17 "Коммутационная аппаратура и аппаратура управления".

Настоящее второе издание заменяет первое издание Публикации МЭК 439-2 (1975) и Поправку N 1 (1979).

Текст настоящего стандарта основан на следующих документах:

Правило шести месяцев

Отчет о голосовании

17Д (ЦБ) 33

17Д (ЦБ) 34



Подробная информация может быть получена из Отчета о голосовании.

Системы сборных шин (шинопроводы), предназначенные для экспорта, должны соответствовать требованиям ГОСТ 28668 (МЭК 439-1-85) "Низковольтные комплектные устройства распределения и управления. Часть 1. Требования к устройствам, испытанным полностью или частично", а также частным требованиям, содержащимся в настоящем стандарте.

Пункты настоящего стандарта изменяют и заменяют соответствующие пункты ГОСТ 28668.

При отсутствии в настоящем стандарте соответствующего пункта применяют без изменения пункт основного документа, насколько это приемлемо.

С учетом того, что настоящий стандарт следует применять вместе с ГОСТ 28668, нумерация пунктов в нем соответствует нумерации последнего.

Требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область распространения

Дополнить абзацем:

Настоящий стандарт распространяется также на шинопроводы, предназначенные для питания светильников через ответвительные устройства, но не распространяется на шинопроводы, соответствующие требованиям МЭК 570.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1.1.2. НКУ распределения и управления, подвергаемые частичным типовым испытаниям (ЧИ НКУ).

Не применяется.

2.3.4. Шинопровод - комплектное устройство в виде системы проводников, состоящее из шин, разделенных промежутками и опирающихся на изолирующий материал, помещенных внутри трубы, лотка или другой подобной оболочки, прошедшее типовые испытания.

Шинопровод может включать в себя следующие элементы:

- секции, имеющие места для присоединения ответвительных устройств, или без них;

- секции транспозиции фаз, компенсационные, гибкие, присоединительные и переходные секции;

- ответвительные устройства.

Примечание. Термин "шинопровод" не дает представления о геометрической форме, сечении или размерах проводника.


Дополнить определениями 2.3.5-2.3.13:

2.3.5. Секция шинопровода - элемент линии шинопровода вместе с шинами, их опорами и изоляцией, внешней оболочкой и всеми устройствами для крепления и соединения с другими секциями, с местами для присоединения ответвительных устройств или без них.

Примечание. Секции шинопровода могут быть различной геометрической формы, например прямые, угловые, Т-образные или крестообразные.

2.3.6. Секция шинопровода, имеющая места для присоединения ответвительных устройств, - секция, сконструированная таким образом, что ответвительные устройства могут устанавливаться в одной или нескольких точках, предусмотренных изготовителем.

Присоединение ответвительных устройств к шинопроводу осуществляют с отключением или без отключения шинопровода от источника питания.

2.3.7. Секция шинопровода, имеющая места для присоединения ответвительных устройств троллейного типа, - секция, предусматривающая использование ответвительных устройств роликового или щеточного типа.

2.3.8. Переходная секция шинопровода - секция, предназначенная для соединения двух секций одной линии, но разного типа или с разными значениями номинального тока.

2.3.9. Компенсационная секция шинопровода - секция, допускающая возможность определенного перемещения шинопровода в осевом направлении, например при тепловом расширении.

2.3.10. Секция транспозиции фаз шинопровода - секция, предназначенная для изменения относительного положения фазных проводников с целью уравновешивания индуктивных сопротивлений или транспозиции фаз (например L1-L2-L3-N на N-L3-L2-L1).

2.3.11. Гибкая секция шинопровода - секция с проводниками и оболочками, допускающими изгиб во время установки.

2.3.12. Присоединительная секция шинопровода - секция, служащая в качестве входного блока для присоединения шинопровода к источнику питания. Присоединение к источнику питания может осуществляться как с отключением, так и без отключения источника питания.

2.3.13. Ответвительное устройство - устройство для отвода электроэнергии от секции с местами для присоединения ответвительных устройств (п.2.3.6), например с помощью роликов, щеток или втычных устройств.

4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НКУ


Дополнить пунктом 4.10:

4.10. Значения сопротивления и реактивного сопротивления

Изготовитель должен указать следующие средние значения для различных фаз согласно разд.5:

- среднее омическое сопротивление шинопровода на 1 м длины на фазу:

- для всех шинопроводов независимо от номинального тока - сопротивление при температуре проводника 20 °С;

- кроме того, для шинопроводов на номинальный ток более 630 А - сопротивление после достижения установившейся температуры нагрева проводника при температуре окружающего воздуха 20 °С при номинальном токе;

- среднее реактивное сопротивление шинопровода на 1 м длины на фазу при номинальной частоте.

Значения и могут определяться путем непосредственного измерения или методом расчета по результатам измерений (приложение F).

5. СВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ОБ НКУ

5.1 Паспортная табличка

Дополнить пунктом r:

r) средние значения сопротивления и реактивного сопротивления.

7. КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

7.1.1. Общие положения

Дополнить абзацами:

Шинопроводы должны конструироваться как низковольтные устройства распределения и управления, прошедшие типовые испытания (ПИ НКУ).

Шинопроводы должны выдерживать указанные изготовителем:

- нормальные механические нагрузки (п.7.1.1.1) или

- тяжелые механические нагрузки (п.7.1.1.2), или

- особые механические нагрузки (п.7.1.1.3).

7.1.1.1. Нормальные механические нагрузки

Нормальные механические нагрузки шинопроводов включают в себя, кроме собственной массы шинопроводов, механические нагрузки, создаваемые присоединительными и ответвительными секциями.

Примечания:

1. Необходимая механическая жесткость может быть обеспечена за счет выбора материала, его толщины, формы и/или за счет числа и расположения точек крепления, по указанию изготовителя.

2. Присоединительные секции, поддерживаемые своими собственными отдельными креплениями, не должны включаться в нормальные механические нагрузки.

7.1.1.2. Тяжелые механические нагрузки