Статус документа
Статус документа

ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079-0:2011) Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования (с Поправкой)

Приложение Е
(справочное)

     
Тепловые испытания электрических машин

          

Следует учитывать влияние отклонений напряжения, подводимого к асинхронному электродвигателю, на изменение максимальной температуры поверхности:

- асинхронные машины номинальной мощностью менее 5 кВт достигают максимальной температуры поверхности во время работы с приложенным напряжением выше номинального вследствие потери в сердечнике и присутствия тока намагничивания, который быстро увеличивается по мере насыщения стального сердечника при более высоком приложенном напряжении;

- асинхронные машины номинальной мощностью от 5 до 20 кВт подвержены влиянию многих факторов, определяющих эксплуатационные показатели, поэтому невозможно прогнозировать превышение параметров без знания конкретной конструкции двигателя;

- более мощные асинхронные машины мощностью более 20 кВт обычно достигают максимальной температуры поверхности во время работы с приложенным напряжением ниже номинального вследствие потерь в обмотке возбуждения, являющихся результатом увеличения тока. Эти потери обычно выше потерь в сердечнике или при возникновении тока намагничивания при приложении напряжения выше номинального.

Примечание - Указанные номинальные значения мощности - исходные значения, зависящие от относительного намагничивания сердечника. Высота двигателя и конструкция по специальному заказу могут влиять на это значение.


Допускается применение альтернативных методов определения температуры согласно ГОСТ IЕС 60034-29. Отклонения напряжения питания асинхронного электрического двигателя "±5%" или "±10%" (см. 26.5.1) следует учитывать при определении максимальной температуры поверхности с применением методов согласно ГОСТ IEC 60034-29.

Максимальная температура поверхности асинхронного электродвигателя, получающего питание от преобразователя, должна определяться при максимальном значении скорости двигателя в рабочем режиме с помощью одного из следующих методов испытаний:

1) Специальный преобразователь

- двигатель должен быть испытан с заданным преобразователем.

2) Подобный преобразователю

- двигатель допускается испытывать с подобным преобразователем при наличии достаточной информации для подтверждения подобия. Допускается применение дополнительных коэффициентов безопасности для учета степени подобия.

3) Синусоидальный источник питания

- крутящий момент должен быть пропорционален квадрату скорости;

- двигатель должен быть максимально нагружен при номинальной скорости;

- допускается применение альтернативных методов определения температуры, кроме методов, приведенных в ГОСТ IЕС 60034-29;

- допускается применение дополнительных коэффициентов безопасности для учета степени подобия.

4) Электродвигатели с видами взрывозащиты "d", "р"* или "t", испытуемые с синусоидальным источником питания

________________

* Для вида взрывозащиты "рх" может потребоваться обязательное время охлаждения для снижения температуры горячих внутренних элементов до класса температуры, указанного в маркировке.


- обеспечение непосредственной тепловой защиты, как правило, в обмотке статора, с соответствующей уставкой срабатывания для контроля и предотвращения превышения температуры в подшипниках ротора, крышках подшипника и выступающих частях вала. Порог срабатывания допускается определять испытаниями или расчетом. В специальных условиях применения указывают обязательное использование теплозащиты.

Примечание - Для определения максимальной температуры поверхности допускается использовать расчетные данные с учетом соответствующих коэффициентов безопасности, если это отвечает условиям изготовителя. Расчет должен быть основан на ранее полученных представительных данных испытаний в соответствии с [46] и [44].


Для определения максимальной температуры поверхности необходимо определить наиболее неблагоприятные условия для электродвигателя, получающего питание от преобразователя, включая следующие параметры:

5) Значения крутящего момента/скорости вращения (переменная (квадратичный закон)/линейная/постоянная нагрузка крутящим моментом в зависимости от скорости)

- для двигателей с переменной нагрузкой крутящим моментом максимальную температуру поверхности определяют при максимальных значениях мощности и скорости;

- для двигателей с линейной и постоянной нагрузкой крутящим моментом максимальную температуру поверхности определяют при минимальной и максимальной скоростях;

- для двигателей с комплексной нагрузкой максимальную температуру поверхности определяют в точках перехода на кривой скорости/крутящего момента.

6) Постоянная мощность