Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 62508-2014 Менеджмент риска. Анализ влияния на надежность человеческого фактора (Переиздание)

Приложение С
(справочное)

     

Наилучшие практики человеко-ориентированного проектирования


В данном приложении перечислены наиболее важные действия (см. ISO/PAS 18152), применимые на стадиях жизненного цикла (с указанием соответствующих подразделов настоящего стандарта), и приведены примеры методов их выполнения.


Таблица С.1 - Примеры методов, способствующих наилучшим практикам

Стадия жизненного цикла

Наилучшие практики (с указанием подразделов ISO/PAS 18152)

Пример метода

1.1 Концепция

Идентификация ожидаемых условий использования системы (потребности, тенденции ожидания) (1.1-1).

Анализ концепции системы для определения целей, их жизнеспособности и риска (1.1-2)

Будущий производственный участок.

Предварительный осмотр места эксплуатации.

Объединение групп пользователей.

Фотосъемка.

Моделирование будущих производственных условий.

Всесторонний анализ работы и существование системы


Описание целей, которых пользователь или организация-пользователь хотят достичь посредством использования системы (1.1-3)

Объединенные производственные участки.

Наблюдения в условиях эксплуатации и группы пользователей.

Консультации с заинтересованными сторонами.

Анализ человеческого фактора


Определение области и условий использования системы (3.1-1)

Анализ области применения и условий использования

1.2 Планирование

а) Общее

Разработка плана достижения и поддержания удобства использования на всех стадиях жизненного цикла системы (2.4-1).

Идентификация требований к необходимым навыкам персонала и план обеспечения их выполнения (2.4-2)

План достижения и поддержания удобства использования.

План использования данных HSI для снижения риска

b) Вовлечение пользователя

Идентификация проблемы HS и аспекты системы, которые требуют ввода данных пользователем (2.6-1).

Определение стратегии и плана вовлечения пользователя (2.6-3).

Выбор и использование наиболее эффективного метода ввода данных пользователем (2.6-4).

Инструменты и методы заказчика, необходимые для конкретных проектов/стадий (2.7-4)

Идентификация проблем HSI и аспектов системы, требующих ввода данных пользователем.

Разработка плана производственных условий пользователя.

Выбор и использование наиболее эффективных методов

Необходимые инструменты и методы

с) Риски

Оценка риска для здоровья и благополучия пользователей системы (1.2-6).

Оценка риска для общества и окружающей среды в результате ошибки человека при использовании системы (1.2-7).

Оценка значимости появляющихся угроз удобству использования системы и других рисков HS и результативности мер их снижения (2.5-3).

Оценка риска невовлечения конечных пользователей при определении каждой оценки (2.6-2).

Планирование и управление использованием данных о человеческом факторе для снижения рисков, связанных с вопросами HS (2.5-1).

Оценка значимости появляющихся угроз удобству использования системы и других HS рисков, а также эффективности мер их снижения (2.5-3).

Выполнение эффективного снижения рисков удобства использования системы (2.5-4)

Анализ риска (процесс и результат).

Анализ риска программы HSI

1.3 Понимание потребностей пользователей

а) Область применения и условия использования

Идентификация и анализ каждой группы заинтересованных сторон системы (1.1-4).

Описание характеристик пользователей (3.1-3).

Описание деловой среды, структуры организации, системы управления (3.1-4).

Описание характеристик оборудования, внешнего по отношению к системе, и производственных условий (3.1-5).

Описание размещения рабочего места, оборудования и внешних условий (3.1-6).

Определение, какие цели стратегии и задачи организации влияют на человеческие ресурсы (4.1-1).

Представление области применения и условий использования, вариантов использования человеческих ресурсов и ограничений на заинтересованные стороны проекта (1.1-6)

Успешная идентификация критических заинтересованных сторон.

Наблюдения в условиях эксплуатации группы пользователей.

Объединенные производственные участки.

Анализ области применения и условий работы.

Область применения анализа использования.

Анализ данных о событиях.

Опрос об области применения и условиях использования.

Диаграмма обзорности.

Достижимый диапазон режимов безопасной эксплуатации

b) Задачи

Анализ задач и работы системы (3.1-2)

Анализ задачи.

Когнитивный анализ задачи.

Анализ рабочих условий.

Анализ применения и основной цели системы.

Диаграмма последовательности эксплуатации.

Диаграмма процесса.

Диаграмма решений/действий.

Требования действий/информации.

График работ.

Определение общей автоматизированной системы управления производством.

Анализ рабочей нагрузки.

Анализ осведомленности о ситуации.

Анализ надежности работы человека

с) Потребности простоты использования

Выполнение исследований относительно необходимого удобства использования системы (1.1-5)

Исследование требуемого удобства использования системы.

Бенчмаркинг удобства использования.

Эвристическая/опытная оценка.

Стандарты установленного времени

d) Варианты конструкции

Общие варианты конструкции для каждого аспекта системы, связанные с ее использованием и воздействием на заинтересованные стороны (1.2-1).

Принятие ориентированного на пользователя решения для каждого варианта конструкции (1.2-2)

Создание опытного образца и оценка удобства использования на ранних этапах проектирования.

Моделирование.

Параллельное проектирование

1.4 Требования

а) Требования области применения и условий использования

Анализ обоснования области применения и условий использования (3.1-7)

Определение намеченной области применения и условий использования, включая ограничения

b) Требования к инфраструктуре

Идентификация, определение и изготовление инфраструктуры для системы (1.3-2).

Определение требуемой компетентности в программах подготовки и осведомленности (1.3-4).

Определение необходимых навыков и общего количества оборудования для поддержки и решения этих задач (4.1-2)

Идентификация требований к укомплектованию персоналом, его обучению или поддержке, обеспечивающие достижение пользователем приемлемой работы системы

с) Требования пользователя

Разработка четких требований пользователя к системе (3.2-2).

Разработка и согласование измеримых критериев системы при ее предназначенном использовании (3.2-4)

Сценарии.

Персоны.

Описание этапов выполнения работ.

Установление работ и целей удовлетворенности пользователя, конкретных сценариев использования.

Определение детализированных требований пользователя к интерфейсам.

Ранжирование требований

1.5 Требования к анализу

Оценка степени соответствия конструкции критериям удобства использования и другим требованиям HS (2.5-2).

Анализ требований пользователя (3.2-3).

Представление этих требований к конструкции заинтересованным сторонам для использования при разработке и эксплуатации системы (3.2-5).

Идентификация требований к укомплектованию персоналом и обмену информацией о проекте для принятия решений о персонале (4.2-6)

Идентификация и анализ требований критических заинтересованных сторон.

Общая спецификация требований удобства использования.

Оценка окружающей среды/организации

2 Проектирование и разработка

а) Общие положения

Разработка вариантов конструкции для каждого аспекта системы, связанного с ее использованием и воздействием на заинтересованные стороны (1.2-1)

Принятие ориентированного на пользователя решения для каждого варианта конструкции (1.2-2).

Проектирование, допускающее адаптацию к конкретным требованиям пользователя (1.2-3).

Распределение функции между человеком, машиной и организационными элементами системы, которое обеспечивает наилучшее выполнение каждой функции (3.3-1).

Разработка модели работы пользователя исходя из требований, области применения, условий использования, распределения функций и ограничений конструкции системы (3.3-2).

Изготовление элементов системы, связанных с пользователем, которые учитывают требования пользователя, область применения, условия использования и данные о человеческом факторе (3.3-3).

Разработка описания использования системы для поддержания интеграции компонентов системы (3.3-4)

Распределение функций.

Разработка вариантов конструкции.

Обеспечение эргономических требований.

Проектирование с участием пользователей.

Стандарты и рекомендации, относящиеся к пользовательскому интерфейсу

b) оценка

Разработка моделирования или испытаний ключевых аспектов системы для испытаний с участием пользователей (1.2-4)

Создание опытного образца и оценка удобства использования.

Разработка опытных образцов.

Разработка моделирования.

Изготовление чертежей.

Изготовление макета.

Изготовление масштабной модели.

Использование манекена.

Оборудование CAD.

Техническая, мануальная и функциональная оценка.

Использование данных о человеческом факторе для оценки

с) Человеческие ресурсы

Определение, какие цели и задачи организации влияют на человеческие ресурсы (4.1-1).

Определение общих объемов, навыков и оборудования поддержки, необходимых для достижения задач (4.1-2).

Идентификация текущих задач и обязанностей (4.2-1).

Анализ различий существующего и будущего обеспечения (4.2-3).

Идентификация профессиональных требований для каждой функциональной обязанности (4.2-3).

Прогноз утечки персонала в настоящем и будущем (4.2-4).

Определение доступного штата персонала с учетом часов работы, нагрузки и других факторов (4.2-5).

Идентификация и выделение функций, которые должны быть выполнены (4.3-1).

Определение и выполнение рабочих проектов и необходимых компетентности и навыков (4.3-2).

Определение необходимой численности персонала (4.3-3).

Формирование возможных затрат для проведения обучения и/или перемещения кадров (4.3-4).

Разработка вариантов и ограничений при выполнении оптимального плана обучения (4.3.5).

Разработка и представление пробного обучения представительным пользователям (4.3-6).

Определение, как пользователи будут перераспределены, сняты с обслуживания или переданы другим службам (1.5-3)

Анализ области работ.

Анализ задач.

Общее проектирование.

Оценка рабочей нагрузки.

Модель работы человека.

Выполнения.

Проектирование, поддерживающее внимательность.

Укомплектованность персоналом

3 Производство и изготовление

Поддержание контакта с пользователями при определении, разработке и внедрении системы (1.3-3).

Разработка вариантов и ограничений при выполнении категории, касающейся технических вопросов, вопросов интеграции, планирования и комплектования штата (1.3-1).

Пересмотр конструкции и оборудования системы безопасности с использованием обратной связи и оценок (3.3-5).

Обучение назначенного штата в соответствии с согласованным графиком (4.3-7).

Сбор данных пользователя об удобстве разрабатываемой системы (1.2-5).

Испытания для проверки соответствия системы требованиям пользователя, задачам и производственным условиям, установленным в спецификации (1.3-5).

Анализ системы на соответствие ее научным знаниям о человеке, стандартам, руководствам, обязательным и законодательным требованиям (1.4-3)

Анализ риска (процесса и продукции).

Обратная связь с пользователем по удобству использования и навыкам пользователя.

Использование моделей и моделирования.

Руководства: общий промышленный формат отчетов об удобстве использования.

Измерение выполнения работ.

Контрольный список критериев проектирования

4 Эксплуатация

Разработка стратегии работы с персоналом (1.4-1).

Анализ системы на соответствие научным знаниям о человеке, стандартам, руководствам, обязательным и законодательным требованиям (1.4-3).

Проведение обучения и применение других форм повышения осведомленности пользователей и вспомогательного персонала (1.4-2).

Анализ риска для здоровья и благосостояния пользователя со стороны системы (1.4-5).

Анализ риска для общества и окружающей среды в результате ошибки человека при использовании системы (1.4-6).

Выполнение исследований по улучшению стратегий технического обслуживания и эксплуатации системы (1.4-8)

Анализ области применения и условий работы.

Организационный и экологический анализ области применения и условий работы

5 Улучшение

Обеспечение средствами для обратной связи с пользователями (по вопросам человеческого фактора) (4.4-2).

Анализ обратной связи о системе в процессе поставки и информирование о возникающих вопросах (1.3-6).

Оценка влияния изменения удобства использования системы (1.4-4).

Выполнение действий, возникающих при эксплуатации и обслуживании (1.4-7).

Выполнение эффективного сокращения риска, связанного с удобством использования системы (2.5-4)

Организационный и экологический анализ области применения и условий работы.

Анализ риска.

Обратная связь с пользователем об удобстве использования и навыках пользователя.

Анализ области применения и условий работы.

Непрерывное прямое наблюдение.

Выборочное прямое наблюдение.

Интервью и анкетные опросы

6 Вывод из эксплуатации

Сбор и анализ отчетов об эксплуатации для извлечения информации по улучшению и разработке следующей версии системы (1.5-1)

Идентификация рисков и опасностей для здоровья и нарушения безопасности, связанных с выводом из эксплуатации и утилизацией системы (1.5-2)

Определение, как пользователи будут перераспределены, сняты с обслуживания или переданы другим службам (1.5-3)

Планирование разрушения социальных структур (1.5-4)

Опрос и ретроспективный анализ заменяемой системы (1.5-5)

-

7 Аутсорсинг

Учет проблем заинтересованных сторон и пользователя при организации закупок (2.3-1)

Общие правила

8 Интеграция

a) Бизнес-стратегия

b) Менеджмент качества

c) Авторизация и контроль

Вклад системы в общую экономическую ситуацию.

Определение удобства использования актива конкурентоспособности (2.1-1).

Установление целей системы в области удобства использования, защиты здоровья, обеспечения безопасности (2.12).

Разработка ориентированной на пользователя инфраструктуры (2.1-4).

Связь проблем HS с выгодами (2.1-5).

Определение и поддержание HCD и инфраструктуры HR и ресурсов (2.2-3).

Повышение осведомленности об удобстве использования (2.2-4).

Обеспечение персоналом с необходимыми навыками в области HS (2.2-5).

Выполнение стратегии HR, которая дает организации механизм выполнения и регистрации полученных уроков (4.1-4).

Поощрение людей и команд к сотрудничеству для достижения целей организации (4.16).

Создание возможности соответствия требованиям HR будущих систем (планирование преемственности) (4.2-7)

Анализ риска программы.

Разработка и поддержка инфраструктуры и ресурсов HSI.

Идентификация требуемых навыков HSI.

Обеспечение персоналом с навыками HSI.

Установление и обмен информацией о политике по HSI.

Поддержка осведомленности об удобстве использования

d) Комплектование штата

Определение необходимого количества людей для выполнения стратегии и их компетентности (4.1-3)

-