| | |
Стадия жизненного цикла | Наилучшие практики (с указанием подразделов ISO/PAS 18152)
| Пример метода |
1.1 Концепция | Идентификация ожидаемых условий использования системы (потребности, тенденции ожидания) (1.1-1).
Анализ концепции системы для определения целей, их жизнеспособности и риска (1.1-2) | Будущий производственный участок.
Предварительный осмотр места эксплуатации.
Объединение групп пользователей.
Фотосъемка.
Моделирование будущих производственных условий.
Всесторонний анализ работы и существование системы
|
| Описание целей, которых пользователь или организация-пользователь хотят достичь посредством использования системы (1.1-3) | Объединенные производственные участки.
Наблюдения в условиях эксплуатации и группы пользователей.
Консультации с заинтересованными сторонами.
Анализ человеческого фактора
|
| Определение области и условий использования системы (3.1-1)
| Анализ области применения и условий использования |
1.2 Планирование
а) Общее | Разработка плана достижения и поддержания удобства использования на всех стадиях жизненного цикла системы (2.4-1).
Идентификация требований к необходимым навыкам персонала и план обеспечения их выполнения (2.4-2)
| План достижения и поддержания удобства использования.
План использования данных HSI для снижения риска |
b) Вовлечение пользователя | Идентификация проблемы HS и аспекты системы, которые требуют ввода данных пользователем (2.6-1).
Определение стратегии и плана вовлечения пользователя (2.6-3).
Выбор и использование наиболее эффективного метода ввода данных пользователем (2.6-4).
Инструменты и методы заказчика, необходимые для конкретных проектов/стадий (2.7-4)
| Идентификация проблем HSI и аспектов системы, требующих ввода данных пользователем.
Разработка плана производственных условий пользователя.
Выбор и использование наиболее эффективных методов
Необходимые инструменты и методы |
с) Риски | Оценка риска для здоровья и благополучия пользователей системы (1.2-6).
Оценка риска для общества и окружающей среды в результате ошибки человека при использовании системы (1.2-7).
Оценка значимости появляющихся угроз удобству использования системы и других рисков HS и результативности мер их снижения (2.5-3).
Оценка риска невовлечения конечных пользователей при определении каждой оценки (2.6-2).
Планирование и управление использованием данных о человеческом факторе для снижения рисков, связанных с вопросами HS (2.5-1).
Оценка значимости появляющихся угроз удобству использования системы и других HS рисков, а также эффективности мер их снижения (2.5-3).
Выполнение эффективного снижения рисков удобства использования системы (2.5-4)
| Анализ риска (процесс и результат).
Анализ риска программы HSI |
1.3 Понимание потребностей пользователей
а) Область применения и условия использования | Идентификация и анализ каждой группы заинтересованных сторон системы (1.1-4).
Описание характеристик пользователей (3.1-3).
Описание деловой среды, структуры организации, системы управления (3.1-4).
Описание характеристик оборудования, внешнего по отношению к системе, и производственных условий (3.1-5).
Описание размещения рабочего места, оборудования и внешних условий (3.1-6).
Определение, какие цели стратегии и задачи организации влияют на человеческие ресурсы (4.1-1).
Представление области применения и условий использования, вариантов использования человеческих ресурсов и ограничений на заинтересованные стороны проекта (1.1-6)
| Успешная идентификация критических заинтересованных сторон.
Наблюдения в условиях эксплуатации группы пользователей.
Объединенные производственные участки.
Анализ области применения и условий работы.
Область применения анализа использования.
Анализ данных о событиях.
Опрос об области применения и условиях использования.
Диаграмма обзорности.
Достижимый диапазон режимов безопасной эксплуатации |
b) Задачи | Анализ задач и работы системы (3.1-2) | Анализ задачи.
Когнитивный анализ задачи.
Анализ рабочих условий.
Анализ применения и основной цели системы.
Диаграмма последовательности эксплуатации.
Диаграмма процесса.
Диаграмма решений/действий.
Требования действий/информации.
График работ.
Определение общей автоматизированной системы управления производством.
Анализ рабочей нагрузки.
Анализ осведомленности о ситуации.
Анализ надежности работы человека
|
с) Потребности простоты использования | Выполнение исследований относительно необходимого удобства использования системы (1.1-5) | Исследование требуемого удобства использования системы.
Бенчмаркинг удобства использования.
Эвристическая/опытная оценка.
Стандарты установленного времени
|
d) Варианты конструкции | Общие варианты конструкции для каждого аспекта системы, связанные с ее использованием и воздействием на заинтересованные стороны (1.2-1).
Принятие ориентированного на пользователя решения для каждого варианта конструкции (1.2-2)
| Создание опытного образца и оценка удобства использования на ранних этапах проектирования.
Моделирование.
Параллельное проектирование |
1.4 Требования
а) Требования области применения и условий использования
| Анализ обоснования области применения и условий использования (3.1-7) | Определение намеченной области применения и условий использования, включая ограничения |
b) Требования к инфраструктуре | Идентификация, определение и изготовление инфраструктуры для системы (1.3-2).
Определение требуемой компетентности в программах подготовки и осведомленности (1.3-4).
Определение необходимых навыков и общего количества оборудования для поддержки и решения этих задач (4.1-2)
| Идентификация требований к укомплектованию персоналом, его обучению или поддержке, обеспечивающие достижение пользователем приемлемой работы системы |
с) Требования пользователя | Разработка четких требований пользователя к системе (3.2-2).
Разработка и согласование измеримых критериев системы при ее предназначенном использовании (3.2-4) | Сценарии.
Персоны.
Описание этапов выполнения работ.
Установление работ и целей удовлетворенности пользователя, конкретных сценариев использования.
Определение детализированных требований пользователя к интерфейсам.
Ранжирование требований
|
1.5 Требования к анализу | Оценка степени соответствия конструкции критериям удобства использования и другим требованиям HS (2.5-2).
Анализ требований пользователя (3.2-3).
Представление этих требований к конструкции заинтересованным сторонам для использования при разработке и эксплуатации системы (3.2-5).
Идентификация требований к укомплектованию персоналом и обмену информацией о проекте для принятия решений о персонале (4.2-6)
| Идентификация и анализ требований критических заинтересованных сторон.
Общая спецификация требований удобства использования.
Оценка окружающей среды/организации |
2 Проектирование и разработка
а) Общие положения | Разработка вариантов конструкции для каждого аспекта системы, связанного с ее использованием и воздействием на заинтересованные стороны (1.2-1)
Принятие ориентированного на пользователя решения для каждого варианта конструкции (1.2-2).
Проектирование, допускающее адаптацию к конкретным требованиям пользователя (1.2-3).
Распределение функции между человеком, машиной и организационными элементами системы, которое обеспечивает наилучшее выполнение каждой функции (3.3-1).
Разработка модели работы пользователя исходя из требований, области применения, условий использования, распределения функций и ограничений конструкции системы (3.3-2).
Изготовление элементов системы, связанных с пользователем, которые учитывают требования пользователя, область применения, условия использования и данные о человеческом факторе (3.3-3).
Разработка описания использования системы для поддержания интеграции компонентов системы (3.3-4)
| Распределение функций.
Разработка вариантов конструкции.
Обеспечение эргономических требований.
Проектирование с участием пользователей.
Стандарты и рекомендации, относящиеся к пользовательскому интерфейсу |
b) оценка | Разработка моделирования или испытаний ключевых аспектов системы для испытаний с участием пользователей (1.2-4) | Создание опытного образца и оценка удобства использования.
Разработка опытных образцов.
Разработка моделирования.
Изготовление чертежей.
Изготовление макета.
Изготовление масштабной модели.
Использование манекена.
Оборудование CAD.
Техническая, мануальная и функциональная оценка.
Использование данных о человеческом факторе для оценки
|
с) Человеческие ресурсы | Определение, какие цели и задачи организации влияют на человеческие ресурсы (4.1-1).
Определение общих объемов, навыков и оборудования поддержки, необходимых для достижения задач (4.1-2).
Идентификация текущих задач и обязанностей (4.2-1).
Анализ различий существующего и будущего обеспечения (4.2-3).
Идентификация профессиональных требований для каждой функциональной обязанности (4.2-3).
Прогноз утечки персонала в настоящем и будущем (4.2-4).
Определение доступного штата персонала с учетом часов работы, нагрузки и других факторов (4.2-5).
Идентификация и выделение функций, которые должны быть выполнены (4.3-1).
Определение и выполнение рабочих проектов и необходимых компетентности и навыков (4.3-2).
Определение необходимой численности персонала (4.3-3).
Формирование возможных затрат для проведения обучения и/или перемещения кадров (4.3-4).
Разработка вариантов и ограничений при выполнении оптимального плана обучения (4.3.5).
Разработка и представление пробного обучения представительным пользователям (4.3-6).
Определение, как пользователи будут перераспределены, сняты с обслуживания или переданы другим службам (1.5-3)
| Анализ области работ.
Анализ задач.
Общее проектирование.
Оценка рабочей нагрузки.
Модель работы человека.
Выполнения.
Проектирование, поддерживающее внимательность.
Укомплектованность персоналом |
3 Производство и изготовление | Поддержание контакта с пользователями при определении, разработке и внедрении системы (1.3-3).
Разработка вариантов и ограничений при выполнении категории, касающейся технических вопросов, вопросов интеграции, планирования и комплектования штата (1.3-1).
Пересмотр конструкции и оборудования системы безопасности с использованием обратной связи и оценок (3.3-5).
Обучение назначенного штата в соответствии с согласованным графиком (4.3-7).
Сбор данных пользователя об удобстве разрабатываемой системы (1.2-5).
Испытания для проверки соответствия системы требованиям пользователя, задачам и производственным условиям, установленным в спецификации (1.3-5).
Анализ системы на соответствие ее научным знаниям о человеке, стандартам, руководствам, обязательным и законодательным требованиям (1.4-3)
| Анализ риска (процесса и продукции).
Обратная связь с пользователем по удобству использования и навыкам пользователя.
Использование моделей и моделирования.
Руководства: общий промышленный формат отчетов об удобстве использования.
Измерение выполнения работ.
Контрольный список критериев проектирования |
4 Эксплуатация | Разработка стратегии работы с персоналом (1.4-1).
Анализ системы на соответствие научным знаниям о человеке, стандартам, руководствам, обязательным и законодательным требованиям (1.4-3).
Проведение обучения и применение других форм повышения осведомленности пользователей и вспомогательного персонала (1.4-2).
Анализ риска для здоровья и благосостояния пользователя со стороны системы (1.4-5).
Анализ риска для общества и окружающей среды в результате ошибки человека при использовании системы (1.4-6).
Выполнение исследований по улучшению стратегий технического обслуживания и эксплуатации системы (1.4-8)
| Анализ области применения и условий работы.
Организационный и экологический анализ области применения и условий работы |
5 Улучшение | Обеспечение средствами для обратной связи с пользователями (по вопросам человеческого фактора) (4.4-2).
Анализ обратной связи о системе в процессе поставки и информирование о возникающих вопросах (1.3-6).
Оценка влияния изменения удобства использования системы (1.4-4).
Выполнение действий, возникающих при эксплуатации и обслуживании (1.4-7).
Выполнение эффективного сокращения риска, связанного с удобством использования системы (2.5-4)
| Организационный и экологический анализ области применения и условий работы.
Анализ риска.
Обратная связь с пользователем об удобстве использования и навыках пользователя.
Анализ области применения и условий работы.
Непрерывное прямое наблюдение.
Выборочное прямое наблюдение.
Интервью и анкетные опросы
|
6 Вывод из эксплуатации | Сбор и анализ отчетов об эксплуатации для извлечения информации по улучшению и разработке следующей версии системы (1.5-1)
Идентификация рисков и опасностей для здоровья и нарушения безопасности, связанных с выводом из эксплуатации и утилизацией системы (1.5-2)
Определение, как пользователи будут перераспределены, сняты с обслуживания или переданы другим службам (1.5-3)
Планирование разрушения социальных структур (1.5-4)
Опрос и ретроспективный анализ заменяемой системы (1.5-5)
| - |
7 Аутсорсинг | Учет проблем заинтересованных сторон и пользователя при организации закупок (2.3-1)
| Общие правила |
8 Интеграция
a) Бизнес-стратегия
b) Менеджмент качества
c) Авторизация и контроль | Вклад системы в общую экономическую ситуацию.
Определение удобства использования актива конкурентоспособности (2.1-1).
Установление целей системы в области удобства использования, защиты здоровья, обеспечения безопасности (2.12).
Разработка ориентированной на пользователя инфраструктуры (2.1-4).
Связь проблем HS с выгодами (2.1-5).
Определение и поддержание HCD и инфраструктуры HR и ресурсов (2.2-3).
Повышение осведомленности об удобстве использования (2.2-4).
Обеспечение персоналом с необходимыми навыками в области HS (2.2-5).
Выполнение стратегии HR, которая дает организации механизм выполнения и регистрации полученных уроков (4.1-4).
Поощрение людей и команд к сотрудничеству для достижения целей организации (4.16).
Создание возможности соответствия требованиям HR будущих систем (планирование преемственности) (4.2-7)
| Анализ риска программы.
Разработка и поддержка инфраструктуры и ресурсов HSI.
Идентификация требуемых навыков HSI.
Обеспечение персоналом с навыками HSI.
Установление и обмен информацией о политике по HSI.
Поддержка осведомленности об удобстве использования |
d) Комплектование штата | Определение необходимого количества людей для выполнения стратегии и их компетентности (4.1-3)
| - |