Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 62508-2014 Менеджмент риска. Анализ влияния на надежность человеческого фактора (Переиздание)

     4 Взаимодействие человек - машина

4.1 Общие сведения

Действия человека могут оказывать сильное влияние на надежность системы в целом, качество продукции и выполняемых системой действий (далее - продукции), в том числе на предотвращение отказов, улучшение функционирования системы, обеспечение безопасности, повышение надежности системы и эффективности затрат. Система, для работы которой необходимо взаимодействие человека с машиной, включает в себя человека (операторов), машину (оборудование, механизмы), а также социальную и физическую среду, в которой происходит взаимодействие. Надежность системы, а также эффективность и результативность, с которой система достигает цели, зависят от каждого компонента системы и взаимодействий между ними (рисунок 1).

     
Рисунок 1 - Компоненты системы и их взаимодействие

          

Серые стрелки представляют факторы, определяющие производительность (PSF) (см. 4.4).

Компоненты, показанные на рисунке 1:

- Цель: чего необходимо достигнуть в результате работы системы (4.2.2).

- Человек: сотрудник, выполняющий задачу (4.2.3).

- Машина: интерактивная система, разработанная для достижения целей работы системы (4.2.4).

- Среда: социальные и физические факторы, которые могут повлиять на человека и машину (4.2.5).

- Продукция: то, что должно быть достигнуто с необходимым уровнем результативности и эффективности (4.2.6).

- Обратная связь: данные обратной связи, поступающие от машины (4.2.7).

4.2 Компоненты системы и их взаимодействие

4.2.1 Предварительные замечания

В данном подразделе рассмотрены компоненты взаимодействия человек-система, представленные на рисунке 1.

4.2.2 Цели

Цель работы системы состоит в том, чтобы выполнить задачу с необходимой эффективностью.

4.2.3 Операторы

Операторы в системе должны выполнять задачу или взаимодействовать с машиной для достижения установленной цели. Оператор может осуществлять мониторинг (при управлении процессом или работой системы) или активную функцию (например, принимать решение при возникновении инцидента в дорожном движении).

Влияние человека может быть отрицательным (например, в результате сделанных человеком ошибок и нарушений) или положительным (например, в случае предотвращения отказов системы). Оператор может влиять на систему посредством действия или бездействия. Даже в автоматизированной системе человек является частью системы, участвуя в проектировании, техническом обслуживании и контроле функционирования системы.

Человек (см. таблицу 1) может участвовать в различных стадиях жизненного цикла системы и влиять на надежность системы посредством своих действий и решений.


Таблица 1 - Влияние человека на надежность системы

Функциональные обязанности

Примеры влияния на надежность

Менеджер проекта

Анализ надежности

Проектировщик

Учет воздействия человеческого фактора при эксплуатации и возможном неправильном использовании продукции.

Учет возможности восстановления после отказа/ошибки

Составитель рабочих инструкций

Установление процедур, минимизирующих ошибки и отказы человеческого фактора

Функциональный менеджер и наблюдатель

Обеспечение соответствующих ресурсов, условий труда, коммуникации, обратной связи и подготовки операторов.

Мотивация операторов.

Обеспечение соответствия установленным процедурам

Оператор

Наблюдение и составление отчетов о работе системы

Инструктор

Выявление слабых мест в подготовке операторов

Персонал технического обслуживания и ремонта

Понимание и обеспечение выполнения установленных процедур


При анализе общей надежности системы необходимо учитывать все аспекты деятельности человека, в том числе его положительные стороны, ограничения, возможности, области улучшения. Возможные неблагоприятные последствия отказов человеческого фактора (включая ошибки, нарушения, упущения или злонамеренные действия) важны, если человек является частью сложной системы с обеспечением безопасности или критической функции. Ошибки могут повлечь серьезные последствия для электронной торговли и бизнеса.