Недействующий
Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

     
     ГОСТ Р 56002-2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОЦЕНКА ОПЫТА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Assessment of experience and business reputation of construction organizations



ОКС 03.120

Дата введения 2014-09-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Национальный ситуационный центр развития саморегулирования "Специальный Ресурс" (НП "Национальный центр "СпецРесурс"), Закрытым акционерным обществом "Институт деловой репутации (ЗАО "Институт деловой репутации"), Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 066 "Оценка опыта и деловой репутации предприятий"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 апреля 2014 г. N 366-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа по Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие требования, модели и критерии оценки деловой репутации строительных организаций на базе опыта их деятельности.

Стандарт позволяет обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе строительной организации при проведении тендеров, конкурсов, а также оценки их репутационного потенциала и финансовой успешности.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ИСО 9000-2011* Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ISO 9000-2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента

ГОСТ Р 50779.10-2000 Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия).

Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется принять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины и определения, данные в ГОСТ Р 50779.10 и ГОСТ ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 деловая репутация: Совокупность характеристик, которая определяет уровень доверия и мотивации для обращения к услугам оцениваемой организации.

3.2 гудвилл (goodwill): Разница между ценой покупки предприятия и фактической стоимостью всех ее активов.

     4 Общие требования

4.1 Оценка деловой репутации строительной организации проводится по инициативе или с согласия оцениваемой организации.

4.2 Оценка деловой репутации носит экспертный характер.

4.3 Расчетный способ применяют при оценке деловой репутации по результатам продажи финансовых активов с использованием экономической модели расчета, как указано в 6.1.

Оценку проводят службы финансового мониторинга в порядке, принятом для этих служб.

4.4 Экспертный способ применяют при оценке деловой репутации в целях:

4.4.1 определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ;

4.4.2 выбора поставщика (продукции, работ, услуг) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя работ для реализации частных бизнес-проектов;

4.4.3 получения руководством организации объективной оценки своего рейтинга.

4.5 Оценку проводят эксперты рейтингового агентства, которое должно быть аккредитовано или уполномочено в установленном порядке на проведение оценки деловой репутации строительных организаций.

4.6 Экспертная оценка должна быть основана на принципах, приведенных в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 в части беспристрастности, компетентности, ответственности и конфиденциальности.

4.7 Экспертный способ оценки предусматривает использование факторной модели, как указано в 6.2.

     5 Порядок проведения экспертной оценки

5.1 Для проведения оценки в целях, указанных в 4.4, организация-заявитель направляет в рейтинговое агентство заявку в соответствии с приложением А и анкету в соответствии с приложением Б.

5.2 Рейтинговое агентство проводит оценку деловой репутации строительных организаций на договорной основе и, как правило, на условиях предоплаты работ.

5.3 Оценка деловой репутации проводится применительно к профильной деятельности строительной организации, указанной в заявке. Эта область должна включать в себя только виды работ, указанные в приложении В, по которым имеется документированное подтверждение их фактического выполнения заявителем.

5.4 Для проведения оценки рейтинговое агентство формирует группу экспертов, которые анализируют данные анкеты организации-заявителя. В случае выявления экспертами заведомо недостоверной информации, указанной в анкете, процесс оценки организации может быть прекращен. Эксперты вправе запрашивать у заявителя дополнительную информацию, помимо указанной в анкете.

5.5 Для проверки достоверности исходных данных эксперты могут выезжать на место (в офис компании или на строительные объекты) по соглашению сторон. В этом случае командировочные расходы оплачивает организация-заявитель.

5.6 Оценка деловой репутации по факторной модели проводится по методике, приведенной в приложении Г. Для случаев, указанных в 4.4.2-4.4.3, эта методика может корректироваться по согласованию сторон.

5.7 По результатам оценки экспертная группа оформляет заключение с указанием полученного уровня. На основании экспертного заключения рейтинговое агентство выдает сертификат по форме, представленной в приложении Д.

     6 Модели оценки деловой репутации

6.1 Экономическая модель

В экономической модели оценка деловой репутации компании определяется расчетным путем как разница между покупной ценой предприятия , как правило, определяемой на торгах, и суммой всех его активов

.                                                      (1)


Величина, определяемая по выражению (1), также называется оценкой Гудвилла, или гудвиллом.

Величина гудвилла может быть как положительной, так и отрицательной.

6.2 Факторная модель

6.2.1 В факторной модели оценка деловой репутации организации выражается индексом , который определяется по выражению

,                                 (2)


где ... - коэффициенты весомости факторов, определяемые экспертным путем таким образом, чтобы в идеальном случае 1, т.е. при 1 и 1,

- фактор "История", характеризующий продолжительность присутствия организации на рынке и объем выполненных ею работ,

- фактор "Средства" зависит от обеспеченности организации ресурсами, необходимыми для проведения строительных работ,

- фактор "Кадры" характеризует наличие в организации квалифицированных специалистов и руководителей,

- фактор "Имидж" характеризует восприятие организации клиентами и обществом в целом,

- коэффициент "Достоверность" характеризует полноту и достоверность сведений, представленных организацией.

В свою очередь факторы определяются через субфакторы, которые могут быть рассчитаны, используя информацию, предоставляемую оцениваемой организацией, а данные для расчета фактора выдает рейтинговое агентство.

6.2.2 Фактор "История" определяется по выражению

,                                               (3)


где и - коэффициенты весомости:

,


- субфактор "Количество лет на рынке" характеризует количество лет работы организации на рынке строительных работ,

- субфактор "Ритмичность работы" определяет ритмичность выполнения работ, характеризуемую коэффициентом вариации объемов строительно-монтажных работ организации.

6.2.3 Фактор "Средства" определяется по выражению

,                                   (4)


где , , - коэффициенты весомости;

- субфактор "Материально-техническая база" учитывает наличие строительной техники и оборудования в стоимостном выражении, находящихся как в собственности организации, так и на правах аренды,

- субфактор "Финансовая автономия" характеризует финансовую независимость строительной организации, определяемую отношением собственного капитала к заемным средствам,

- субфактор "Незавершенное строительство" характеризует отношение объема незавершенного строительства к прибыли.

6.2.4 Фактор "Кадры" определяется по выражению:

,                                     (5)