Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

     

ГОСТ ИСО/ТО 12100-2-2002

Группа Т51

     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Безопасность оборудования

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Часть 2

Технические правила и технические требования

Safety of machinery. Basic concepts, general principles for design.
Part 2. Technical principles and technical requirements



МКС 13.110
ОКСТУ 0012

Дата введения 2003-07-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 21 от 30 мая 2002 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

     Азербайджанская Республика

     Азгосстандарт

     Республика Армения

     Армгосстандарт

     Республика Беларусь

     Госстандарт Республики Беларусь

     Республика Казахстан

     Госстандарт Республики Казахстан

     Киргизская Республика

     Кыргызстандарт

     Республика Молдова

     Молдовастандарт

     Российская Федерация

     Госстандарт России

     Республика Таджикистан

     Таджикстандарт

     Туркменистан

     Главгосслужба "Туркменстандартлары"

     Узбекистан

     Узгосстандарт



Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного документа ИСО/ТО 12100-2-92 "Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования"

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 10 сентября 2002 г. N 329-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО/ТО 12100-2-2002 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение


Настоящий стандарт, содержащий аутентичный текст ИСО/ТО 12100-2-92 (ЕН 292-2-91), предназначен разъяснить конструкторам, изготовителям оборудования и другим заинтересованным сторонам основные требования безопасности оборудования для достижения соответствия с европейским законодательством.

Существует следующая иерархическая структура стандартов в области безопасности:

а) стандарты типа А (стандарты общетехнических вопросов безопасности), содержащие основные концепции, принципы конструирования и общие аспекты, которые могут быть применены к оборудованию всех видов;

б) стандарты типа В (стандарты групповых вопросов безопасности), касающиеся одного аспекта безопасности или одного вида оборудования, связанного с безопасностью, которые могут быть применены для оборудования широкого диапазона:

- стандарты типа В1 на специальные аспекты безопасности (например, безопасное расстояние, температура поверхности, шум);

- стандарты типа В2 на специальные устройства, обеспечивающие безопасность (например, органы управления с двумя ручками, блокирующие устройства, регуляторы давления);

в) стандарты типа С (стандарты безопасности изделий), устанавливающие детальные требования безопасности для отдельных видов изделий или группы однородных изделий, определенных областью применения стандарта.

Настоящий стандарт относится к стандартам типа А.

Для уточнения понимания основных требований по безопасности оборудования, установленных в Директиве по машиностроению Европейского экономического сообщества (ЕЭС), в приложении А настоящего стандарта представлен аутентичный текст Приложения 1 Директивы по машиностроению (89/392/ЕЭС, измененной в соответствии с 91/368/ЕЭС).

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает технические правила и технические требования в области безопасности оборудования (далее - машины), позволяющие разработчикам и изготовителям достичь безопасности конструкции машин (см. 3.1 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1) производственного и непроизводственного назначения.

Настоящий стандарт может быть применен при конструировании другой технической продукции, использование которой может приводить к возникновению опасных ситуаций. Рекомендовано также применять положения настоящего стандарта в учебных курсах или руководствах, определяющих технические правила и требования для разработчиков машин.

Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ ИСО/ТО 12100-1 и [1]. Однако указанные стандарты могут быть использованы независимо друг от друга как основа для разработки стандартов типа А, В или С.

Приложения А, Б, В даны только для информации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика

ГОСТ Р 51334-99* Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ Р 51335-99* Безопасность машин. Минимальные расстояния для предотвращения защемления частей человеческого тела

ГОСТ Р 51336-99* Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования

ГОСТ Р 51342-99* Безопасность машин. Съемные защитные устройства. Общие требования по конструированию и изготовлению неподвижных и перемещаемых съемных защитных устройств

ГОСТ Р МЭК 60204-1-99* Электрооборудование промышленных машин. Общие требования

________________

* Действует на территории Российской Федерации.

     3 СНИЖЕНИЕ РИСКА ПУТЕМ КОНСТРУИРОВАНИЯ


Конструирование, направленное на снижение риска, предусматривает следующие меры, которые позволяют отдельно или в сочетании друг с другом:

- устранить как можно большее число опасностей или уменьшить его путем соответствующего выбора параметров конструкции (см. 3.1-3.9);

- ограничить опасности путем сокращения пребывания оператора в опасной зоне (см. 3.10-3.12).

3.1 Исключение острых кромок, углов, выступающих частей

На доступных деталях недопустимы острые углы, острые кромки, неровные поверхности, выступающие части, которые могут вызвать травму, а также отверстия, из-за которых может произойти захват части одежды или части тела человека.

На краях листов металла должны быть удалены заусенцы, края должны быть отбортованы или скруглены. Должны быть закрыты свободные концы труб, которые могут вызвать захват, и т.д.

3.2 Обеспечение безопасности машины

Безопасность машины обеспечивают путем:

- выбора формы и относительного расположения механических составных частей. Например, опасности из-за раздавливания или защемления могут быть устранены путем увеличения наименьшего расстояния между подвижными деталями машины так, чтобы часть тела человека безопасно размещалась в этом промежутке или чтобы промежуток был уменьшен до такой степени, что никакая часть тела не могла попасть в него (см. ГОСТ Р 51335 и ГОСТ Р 51334);

- существенного ограничения приводных усилий, в результате которого деталь не представляла бы собой механической опасности, а такое ограничение не препятствовало выполнению этой деталью ее функции;

- ограничения массы и/или скорости подвижных деталей и, следовательно, их кинетической энергии;

- ограничения шума и вибраций путем конструирования и т.д.

3.3 Учет правил конструирования, данных о свойствах материала

а) Механические нагрузки

Например:

- ограничение нагрузок путем применения квалифицированных методов расчета крепления, например, сварных узлов или болтовых соединений;

- ограничение нагрузок путем исключения перегрузок (использование плавких вставок, предохранительных клапанов, ограничителей крутящего момента и т.д.);

- устранение явлений усталости в деталях при переменной нагрузке;

- статическая и динамическая балансировка вращающихся деталей.

б) Материалы

Например учет:

- механических свойств материала;

- коррозии, старения, истирания и износа;

- неоднородности материала;

- токсичности материала.

3.4 Применение собственно безопасных технологий, процессов, энергоснабжения

Например:

- в машинах, предназначенных для применения во взрывоопасной атмосфере, использование полностью автоматизированных пневматических или гидравлических систем управления и привода или электрического оборудования повышенной безопасности (см. [2]);

- использование энергоснабжения при "функциональном сверхнизком напряжении" (см. ГОСТ Р МЭК 60204-1);

- использование невозгораемых и нетоксичных жидкостей в гидравлическом оборудовании машин.

3.5 Применение принципа положительного механического воздействия одной детали на другую

Если одна передвигающаяся механическая деталь перемещает с собой другую деталь либо в результате непосредственного контакта, либо через жесткие элементы, то эти детали считают связанными положительно. То же относится к детали, которая препятствует любому перемещению другой детали из-за своего присутствия.

Наоборот, там, где механическая деталь двигается и тем самым позволяет другой двигаться свободно (под действием силы тяжести, усилия пружины и т.д.), не имеется положительного механического воздействия первой детали на вторую.

3.6 Соблюдение принципов эргономики

Соблюдение принципов эргономики при конструировании машин служит повышению безопасности за счет уменьшения стрессовых нагрузок и физических усилий оператора и, таким образом, улучшает производительность и надежность работы, уменьшая возможность ошибок на всех стадиях эксплуатации машины.

Во внимание следует принимать размеры тела человека, необходимые усилия и позы, размах движений, частоту повторяющихся действий, чтобы исключить помехи, нагрузку, физические и психические повреждения.

Все элементы взаимодействия системы "человек - машина", например, органы управления, сигнальные и цифровые индикаторы, следует конструировать таким образом, чтобы обеспечить ясное и однозначное взаимодействие между оператором и машиной.

Разработчики должны особо обратить внимание на следующие эргономические аспекты конструирования машины.

3.6.1 Исключение напряженных поз и движений во время эксплуатации машины, ее обслуживания и т.д. (например возможность подстроить ее под различных операторов).