ГОСТ Р 51344-99
Группа Г07
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность машин
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА
Safety of machinery. Principles for risk assessment
ОКС 13.110
ОКСТУ 0012
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО "ЭНИМС")
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 70 "Станки"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 ноября 1999 г. N 421-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ЕН 1050-96* "Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска"
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ
Целью настоящего стандарта является описание последовательности процедуры оценки и определения рисков в соответствии с ГОСТ Р 51333, разделом 6. Настоящий стандарт является руководством для принятия окончательных решений при конструировании машин и помогает при подготовке и освоении требований безопасности в стандартах (ГОСТ Р 51333, приложение В).
Рекомендуется этот стандарт включить в курсы обучения и руководства, содержащие основополагающие инструкции по методам конструирования.
Настоящий стандарт устанавливает основные принципы оценки и определения риска, в которых объединены знания и опыт в области конструирования и эксплуатации машин, несчастных случаев, аварий и поражений для того, чтобы определить сумму рисков на всех стадиях жизни машины (ГОСТ Р 51333, 3.11, перечисление а).
В настоящем стандарте дается руководство по требуемой информации для оценки и определения риска. Приведены процедуры идентификации опасностей, оценки и количественного определения риска.
Цель стандарта - оказать помощь для обеспечения безопасности машины и для составления требуемых документов по выполненной оценке, определению риска.
Настоящий стандарт не предполагает изложение конкретных методов анализа опасностей и оценки риска. Изложения некоторых из этих методов даются только для информации (приложение В).
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51333-99 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Термины, технологические решения и технические условия
ГОСТ Р МЭК 60204-1-99 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования.
МЭК 812-85* Техника анализа надежности систем. Метод анализа вида и последствий отказов
МЭК 1025-90* Анализ диагностического дерева отказов
______________
* Международные стандарты МЭК - во ВНИИКИ и ВНИИНМАШ Госстандарта России.
В настоящем стандарте используют следующие термины c соответствующими определениями:
ущерб: Травматизм и/или опасность для здоровья или состояния [1];
опасное событие: Событие, которое может вызвать поражение;
защитные меры: Средства устранения опасностей или уменьшения рисков;
остаточный риск: Риск, остающийся после того, как приняты защитные меры.
Остальные определения - по ГОСТ Р 51333.
4 Основные положения
4.1 Основные понятия
Оценка и определение риска представляет собой серию логических шагов, с помощью которых путем систематизации можно определить опасности, связанные с машиной.
Оценка и определение риска сопровождается, независимо от необходимости, занижением степени риска, как представлено в ГОСТ Р 51333, раздел 5.
Когда этот процесс повторяется, то осуществляется разработка методов устранения опасностей и осуществления защитных мер, насколько это возможно для выполнения требований безопасности.
Оценка и определение риска включают следующее (рисунок 1):
- анализ риска:
a) определение области использования машины (раздел 5),
b) идентификацию опасностей (раздел 6),
c) оценку риска (раздел 7),
- количественное определение риска (раздел 8).
Примечание - Уменьшение риска и выбор соответствующих мер защиты не является частью оценки и определения риска. Более подробно в ГОСТ Р 51333, раздел 5.
Рисунок 1 - Итеративный процесс достижения необходимой безопасности
Анализ риска содержит информацию, требуемую для количественного определения риска, которая позволяет оценивать безопасность машины (ГОСТ Р 51333, 3.4).
Оценка и определение риска проводятся на основе решений, опирающихся на здравый смысл. Такие решения должны базироваться на качественных методах оценки, дополненных в той степени, в какой это возможно, количественными методами. Количественные методы особенно необходимы, когда заранее ясна потребность в правильной оценке и вред от предполагаемой ошибки весьма высок.
Количественные методы применяются для оценки альтернативных решений обеспечения безопасности и для того, чтобы определить, какой из методов обеспечивает лучшую защиту.
Примечание - Примечание количественных методов ограничивается располагаемыми данными. Поэтому во многих случаях возможны только качественные оценки.
Оценку и определение риска следует проводить таким образом, чтобы возможно было документирование проведенной процедуры и полученных результатов (раздел 9).
4.2 Информация для оценки и определения рисков
Информация для оценки и определения риска и любого качественного и количественного анализа должна включать следующее:
- область использования машины (см. раздел 5);
- сведения о состоянии машины (ГОСТ Р 51333, 3.11, перечисление а);
- конструктивные чертежи или другие материалы для ознакомления с машиной;
- сведения, касающиеся энергетических источников;
- любые несчастные случаи и происшествия;
- любую информацию о вреде для здоровья.
Информация должна быть актуализирована по ходу разработки проекта, когда требуется модификация.
Часто бывает возможным сравнение с подобными опасными ситуациями, связанными с машинами разных типов, и это дает достаточную информацию об опасностях, обстоятельствах несчастных случаев в подобных ситуациях.
Отсутствие несчастных случаев, малое число случаев или небольшое поражение не должны быть использованы как автоматическое предположение о низком риске.
Для количественной оценки допускается использовать справочники, базы данных, лабораторные и эксплуатационные данные, если есть уверенность в их пригодности. Неуверенность, вызванная этими данными, должна быть отражена в документации (раздел 9).
Для получения качественных оценок должны быть использованы данные, основанные на согласованном мнении экспертов, полученных непосредственно из экспериментов (например метод "Дельфи" - В.8).
При оценке и определении риска следует принимать в расчет:
- фазы жизни машины (ГОСТ Р 51333, 3.11, перечисление а);
- область использования (ГОСТ Р 51333, 5.1), включая предусмотренное применение (как правильное применение и функционирование машины, так и предусмотренное в допустимых пределах неправильное применение или неправильное функционирование) в соответствии с ГОСТ Р 51333, 3.12);
- весь диапазон предполагаемого использования машины (например промышленное, непромышленное и в домашних условиях) людьми с учетом пола, возраста, левшей и правшей, с ограниченными физическими возможностями (в части зрения и слуха, с ограниченными размерами тела и силы);
- предполагаемых потребителей с их уровнем образования, опытом или способностями:
a) операторов, включая обученный или опытный обслуживающий персонал или техников,
b) учеников и практикантов,
c) остальных лиц, участвующих в эксплуатации машины;
- других лиц, которых можно предвидеть и которые могут быть подвергнуты опасности.
6 Идентификация опасностей
Все возможные опасности, опасные ситуации и события, связанные с эксплуатацией машины, должны быть идентифицированы. В приложении А приводятся примеры, способствующие этому процессу идентификации (ГОСТ Р 51333, раздел 4) для последующей информации, относящейся к описанию опасностей, возникающих при эксплуатации машины.
Для систематического анализа опасностей пригодны различные методы, примеры которых даны в приложении В.
7.1 Основные положения
После идентификации опасностей (раздел 6) для каждой опасности должна быть выполнена оценка риска путем определения элементов риска, описанных в 7.2.
При определении элементов риска необходимо принимать во внимание требования, изложенные в 7.3.
7.2 Элементы риска
7.2.1 Комбинация элементов риска
Риски, связанные с определенной ситуацией или определенным техническим процессом, описываются комбинацией следующих элементов:
- степень тяжести возможного ущерба;