ГОСТ Р 55859-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности
БАЗЫ ДАННЫХ. СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ ДЛЯ СМБ ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Air transport. The safety management system of aviation activities. Database. Creating databases for safety management systems of service providers aviation activities
ОКС 03.220.50
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1931-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Основой эффективности обеспечения безопасности полетов и жизнеспособности систем менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ АД) является качественная информация о деятельности поставщиков обслуживания.
Идеология и методология создания СМБ АД:
- гармонизирована со стандартами и рекомендуемой практикой (SARPS) международной организации гражданской авиации (ИКАО);
- реализуется на основе государственной программы по безопасности полетов;
- базируется на использовании информационных технологий, обеспечивающих создание единого информационного пространства (ЕИП);
- охватывает деятельность всех поставщиков обслуживания в области гражданской авиации;
- регламентируется отраслевыми нормами и правилами по каждому конкретному направлению авиационной деятельности.
Реализацию требований SARPS ИКАО, требований воздушного законодательства и других авиационных требований к безопасности авиационной деятельности обеспечивает мониторинг и сбор информации о безопасности авиационной деятельности поставщиков обслуживания. Для регистрации, хранения, анализа и предоставления этой информации должна быть создана и поддерживаться база данных СМБ АД.
Непременным условием эффективного менеджмента безопасности авиационной деятельности поставщиками обслуживания является рациональное управление базами данных СМБ АД поставщиков обслуживания. Обеспечению эффективности осуществления государственной функции менеджмента безопасности авиационной деятельности (таких как мониторинг тенденций, управление рисками, анализ затрат/выгод, расследование событий и др.) во многом способствует интеграция этих баз данных в государственную базу данных.
Настоящий стандарт определяет правила создания баз данных СМБ АД поставщиков обслуживания и интеграции этих баз данных на принципах ЕИП в государственную базу данных.
Ввиду многообразия видов деятельности, присущих конкретным поставщикам обслуживания, в развитие настоящего стандарта и/или по мере необходимости дальнейшей регламентации возможны разработка и издание других стандартов. Специальные характеристики каждого такого стандарта обусловлены областью применения стандарта конкретным поставщиком обслуживания или иной заинтересованной организацией, а взаимосвязи между стандартами - едиными требованиями к унификации форм представления информации, к единству форматов, к обмену данными и регламентированием единых методов управления базами данных СМБ АД.
Требования стандартов и рекомендуемой практики (SARPS) международной организации гражданской авиации (ИКАО) включают требование к созданию баз данных для регистрации, хранения, анализа и предоставления информации о безопасности авиационной деятельности поставщиков обслуживания. Согласно идеологии SARPS ИКАО, а также действующему воздушному законодательству, указанные требования распространяются также на другие организации, осуществляющие сбор, хранение, обработку, рассылку информации и другие процедуры управления информацией о жизненном цикле гражданской авиационной техники (AT).
Настоящий стандарт:
- содержит требования к базам данных систем менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ АД) поставщиков обслуживания и других заинтересованных организаций;
- устанавливает основные принципы разработки баз данных СМБ АД;
- содержит требования к унификации форм представления информации, которые обеспечивают интеграцию баз данных в единое информационное пространство (ЕИП) и информационный обмен между всеми заинтересованными организациями.
Настоящий стандарт в отношении баз данных СМБ АД поставщиков обслуживания содержит описание баз данных и определяет методы управления данными и ресурсы для интеграции баз данных в ЕИП.
Описание каждой базы данных включает ее область применения, состав, принципы построения, необходимые идентификаторы.
Методы управления базой данных определяются применяемой системой управления, включающей требования к организации базы данных и требования к выполняемым функциям.
ЕИП представляет собой интегрированную информационную структуру, в которой циркулирует информация, относящаяся к безопасности авиационной деятельности. Принципы построения ЕИП позволяют осуществлять интеграцию баз данных как поставщиков обслуживания, определенных SARPS ИКАО, так и других заинтересованных субъектов, например уполномоченных органов и других организаций. Ресурсы для интеграции базы данных в ЕИП предусматривают перевод информации в единые форматы, а также обеспечение доступа к этой информации.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения
ГОСТ Р 54080-2010 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 54080, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
Примечание - В целях настоящего стандарта вместо термина "безопасность авиационной деятельности" использован термин "безопасность полетов", введенный официальным переводом на русский язык в SARPS ИКАО (см., например, [1]*, [2]*), а также воздушным законодательством Российской Федерации.
________________
* Поз. [1], [2], [4], [5] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
3.1.1 база данных системы менеджмента безопасности авиационной деятельности: Совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов, числовых значений показателей и объектов, относящихся к задаче менеджмента безопасности авиационной деятельности и существенных для управления безопасностью полетов, обеспечивающих добавление, изменение, выборку, обработку и отображение данных.
3.1.2
безопасность: Состояние, при котором возможность причинения ущерба лицам или имуществу снижена до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством постоянного процесса выявления факторов опасности и управления факторами риска для безопасности полетов. [1, пункт 2.1.1] |
3.1.3
безопасность полетов: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются. [2, глава 1] |
3.1.4
государственная программа по безопасности полетов: Единый комплекс правил и видов деятельности, нацеленных на повышение безопасности полетов. [2] |
3.1.5
информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. [3, статья 2, перечисление 3] |
3.1.6 обеспечение безопасности полетов: Процесс, осуществляемый государством в отношении эффективности функционирования государственной программы по безопасности полетов в части обеспечения безопасности полетов, а также осуществляемый поставщиками обслуживания в отношении эффективности функционирования их систем менеджмента безопасности авиационной деятельности в части обеспечения безопасности полетов, включая мониторинг и измерение.
3.1.7