Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54080-2010

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Общие требования

Aviation transport. Aircraft operation system. Information analysis system for aircraft airworthiness monitoring. General requirements



ОКС 03.220.50

Дата введения 2011-04-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП "ГосНИИ ГА")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 734-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


Введение


Общие положения

Обеспечение соответствия гражданских воздушных судов (ВС) действующим в Российской Федерации требованиям к летной годности является важнейшим фактором безопасной и эффективной эксплуатации ВС.

Ввиду многообразия процессов эксплуатации ВС, большого числа участвующих в этих процессах организаций, а также значительного числа используемых автоматизированных систем требуются согласованные подходы к информационному сопровождению процессов эксплуатации ВС. Реализация таких согласованных подходов, обеспечивающая эффективное информационное сопровождение процессов эксплуатации ВС, основана на применении универсальной гибкой автоматизированной системы, позволяющей осуществлять мониторинг летной годности ВС и объединяющей все организации - источники информации о жизненном цикле и фактическом техническом состоянии ВС в единое информационное пространство (ЕИП).

Механизмом построения ЕИП является Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов (ИАС МЛГ ВС), которая входит в состав средств системы эксплуатации авиационной техники (AT) и в полной мере отвечает этим требованиям, обеспечивая функции информационного сопровождения процессов эксплуатации ВС в соответствии с требованиями государств регистрации ВС.

Настоящий стандарт разработан с целью нормативного обеспечения процессов информационного сопровождения эксплуатации ВС и устанавливает требования к автоматизированным системам субъектов ИАС МЛГ ВС. Стандарт может быть также применен в организациях, разрабатывающих новые или модифицирующих действующие автоматизированные системы управления процессами эксплуатации ВС, ориентированных на интеграцию с ИАС МЛГ ВС.

Реализация процессного подхода при мониторинге летной годности ВС

Деятельность организаций по обеспечению и поддержанию летной годности ВС в течение их жизненного цикла может рассматриваться как система взаимосвязанных процессов. Менеджмент этих процессов, осуществляемый с использованием ресурсов ИАС МЛГ ВС, реализует процессный подход при мониторинге летной годности ВС.

Для результативного и эффективного мониторинга летной годности ВС разрабатывается следующее семейство стандартов на ИАС МЛГ ВС:

- Настоящий стандарт - определяет архитектуру ИАС МЛГ ВС и устанавливает общие требования к информационным системам субъектов ИАС МЛГ ВС, а также к информационным системам сопровождения эксплуатации AT, ориентированным на интеграцию с функциональным модулем мониторинга жизненного цикла ВС и компонентов ВС ИАС МЛГ ВС;

- ГОСТ Р* - определяет требования к функциональному модулю мониторинга летно-технических характеристик ВС;

________________

* Предстоит принятие в качестве ГОСТ Р и публикация в 2011-2012 г.


- ГОСТ Р* - определяет требования к функциональному модулю мониторинга технического состояния планера ВС;

________________

* Предстоит принятие в качестве ГОСТ Р и публикация в 2011-2012 г.


- ГОСТ Р* - определяет требования к функциональному модулю мониторинга процессов производства AT, мониторинга процессов эксплуатации AT и мониторинга процессов поставок АТИ (в части обеспечения сопровождения эксплуатации AT).

________________

* Предстоит принятие в качестве ГОСТ Р и публикация в 2011-2012 г.


Вместе эти стандарты образуют согласованный комплекс стандартов на ИАС МЛГ ВС, учитывающий развитие и модернизации системы.

     1 Область применения


Настоящий стандарт определяет Информационно-аналитическую систему мониторинга летной годности воздушных судов (ИАС МЛГ ВС) как одно из средств системы эксплуатации AT.

Целевой функцией ИАС МЛГ ВС является информационное обеспечение процессов эксплуатации ВС. Целью настоящего стандарта является реализация системного подхода информационного сопровождения эксплуатации авиационной техники, определяемого функционалом "Мониторинг - Анализ - Решение".

Настоящий стандарт определяет функциональную структуру, архитектуру, задачи ИАС МЛГ ВС, а также устанавливает требования к автоматизированным системам и другим программным средствам, используемым в субъектах ИАС МЛГ ВС. Требования настоящего стандарта применяются при разработке в субъектах ИАС МЛГ ВС новых автоматизированных систем, предназначенных для автоматизации процессов информационного обеспечения эксплуатации ВС.

В организациях, не являющихся субъектами системы, настоящий стандарт может быть применен в отношении существующих автоматизированных систем при их модификациях, осуществляемых в целях обеспечения интеграции с ИАС МЛГ ВС.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.001 Единая система конструкторской документации. Общие положения

ГОСТ 2.051 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения

ГОСТ 25866 Эксплуатация техники. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авиационная лизинговая компания: Организация, осуществляющая финансовый и/или операционный лизинг AT.

3.2 авиационная техника; AT: Воздушные суда и их компоненты [1].

3.3 аутентичность компонента воздушного судна: Соответствие компонента воздушного судна (ВС) установленным требованиям государства регистрации ВС.

3.4 гражданская авиация; ГА: Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики [2].

3.5 единое информационное пространство; ЕИП (в системе эксплуатации AT): Совокупность взаимоувязанных интегрированных информационных систем (ИС), основанная на информационных ресурсах всех участников процессов сопровождения жизненного цикла AT.

Примечание - Интеграция информационных систем субъектов ИАС МЛГ ВС в ЕИП осуществляется на основе единой нормативной базы, форматов и алгоритмов обработки информационных потоков, единых принципов, обеспечивающих информационное взаимодействие по сопровождению эксплуатации AT.

3.6 жизненный цикл ВС: Совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния ВС от начала исследования и обоснования разработки до окончания эксплуатации.

3.7 задача (в ИАС МЛГ ВС): Производственная функция пользовательского модуля ИАС МЛГ ВС, представляющая формализованную совокупность автоматизированных действий.

Примечание - Результатом решения задачи является выходной документ установленной формы или заданного вида.

3.8 интегрированный отчет: Результат оценки информации о текущем состоянии ВС и его компонентов, представленной субъектом ИАС МЛГ ВС, в форматах, определенных оператором ИАС МЛГ ВС.

3.9 интерфейс обмена данными (в ИАС МЛГ ВС): Определенная совокупность программных средств, которые обеспечивают интеграцию информационной системы субъекта с ИАС МЛГ ВС.

3.10 информационная единица: Файл или набор файлов, рассматриваемый как единое целое (ГОСТ 2.051).

3.11 информационная поддержка изделий; ИПИ (continuous acquisition and life-cycle support; CALS): Непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла, представляющая подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия, обеспечивающая единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла, реализованная в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными [3].

3.12 информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов; ИАС МЛГ ВС: Совокупность нормативно-технической базы, аппаратно-программных средств и алгоритмов обработки информационных потоков, связанных с жизненным циклом ВС и его компонентов, обеспечивающих непрерывный контроль и анализ летной годности ВС в рамках единого информационного пространства государственного контроля разработки, производства, поставки и эксплуатации AT.

3.13 компонент воздушного судна: Любая составляющая часть ВС, включая силовую установку, бортовые системы и комплектующие изделия [1].

3.14 комплекс задач (в ИАС МЛГ ВС); КЗ: Функционально законченная часть программного обеспечения (ПО), предназначенная для обработки одной или более предметно ориентированных задач определенного класса.

Примечание - Комплекс задач ИАС МЛГ ВС выстраивается с учетом возможности распределенной обработки информации.

3.15 летная годность экземпляра ВС; ЛГ: Соответствие конкретного экземпляра ВС, его компонентов действующим нормам летной годности.

Примечание - Летная годность AT подтверждается свидетельством о годности или одобрением к использованию изделий AT.

3.16 мониторинг летной годности ВС: Процесс сбора, логического анализа поступающей от субъектов ИАС МЛГ ВС информации о состоянии каждого экземпляра ВС, об особенностях его эксплуатации, а также о процессах и мероприятиях, выполняемых на ВС с целью обеспечения соответствия экземпляра ВС действующим требованиям (нормам) летной годности.

3.17 нормы летной годности: Часть авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленные на обеспечение безопасности полетов [4].

3.18 обменный файл (в ИАС МЛГ ВС): Файл, содержащий структурированные данные в форматах, определенных оператором ИАС МЛГ ВС.

3.19 оператор ИАС МЛГ ВС: Субъект ИАС МЛГ ВС, выполняющий функции разработки ИАС МЛГ ВС и сопровождения ИАС МЛГ ВС на этапе эксплуатации системы.

Примечание - В процессе сопровождения ИАС МЛГ ВС в целях информационного обслуживания субъектов ИАС МЛГ ВС оператор ИАС МЛГ ВС комплектует электронные фонды Центральной нормативно-методической библиотеки (ЦНМБ) ГА.

3.20 организация - поставщик авиационно-технического имущества: Юридическое лицо любой формы собственности, осуществляющее закупку, поставку и хранение авиационно-технического имущества (АТИ) [5].

Примечание - К организациям - поставщикам АТИ не относятся организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) AT, а также изготовители АТИ, имеющие соответствующие разрешительные документы на право ремонта и изготовления АТИ.

3.21 поддержание летной годности ВС: Совокупность процессов и мероприятий, своевременное и качественное выполнение которых гарантирует, что в любой момент своего жизненного цикла ВС соответствует действующим требованиям (нормам) летной годности, и его состояние обеспечивает безопасную эксплуатацию.

3.22 позиционированная система контроля качества информации: Совокупность алгоритмов логического контроля информации, включенная в состав автоматизированной системы, представляющая ряд алгоритмических процедур, контролирующих технологическую последовательность ввода информации и сопоставление информации об одном событии, введенной из разных рабочих мест.

3.23 пользовательский модуль (в ИАС МЛГ ВС); ПМ: Самостоятельный периферийный единый объект ИАС МЛГ ВС, представляющий автоматизированный производственный комплекс субъекта ИАС МЛГ ВС, решающий определенные наборы информационных задач в целях организации сопровождения эксплуатации ВС.

3.24 послепродажное сопровождение эксплуатации AT: Комплекс работ, проводимых разработчиком AT и изготовителем AT с целью оказания помощи эксплуатанту AT в эффективном освоении эксплуатации AT и гарантийного обеспечения эксплуатации AT.

3.25 программный комплекс (в ИАС МЛГ ВС); ПК: Функционально законченный элемент модуля ИАС МЛГ ВС, представляющий совокупность комплексов задач, объединенных по определенному функциональному признаку или совокупности признаков.

3.26 распределенная база данных (в ИАС МЛГ ВС): Совокупность логически взаимосвязанных баз данных (БД) субъектов ИАС МЛГ ВС, взаимодействующих по регламенту работы субъекта ИАС МЛГ ВС.

3.27 регламент работы субъекта ИАС МЛГ ВС: Перечень условий и правил, на основе которых осуществляется взаимодействие субъектов ИАС МЛГ ВС в ЕИП.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs