ГОСТ Р 55182-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ
Общие технические требования
Passenger cars on locomotive traction. General technical requirements
ОКС 45.060.20
Дата введения 2014-01-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ) совместно с открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт вагоностроения" (ОАО "НИИ вагоностроения")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1161-ст
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51690-2000 в части общих технических требований (раздел 3), требований безопасности (раздел 4) и требований охраны окружающей среды (раздел 5)
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава"
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги (далее - вагоны), предназначенные для эксплуатации как на электрифицированных, так и на неэлектрифицированных участках железной дороги колеи 1520 мм с конструкционными скоростями до 200 км/ч включительно, в том числе пассажирские вагоны международного сообщения с изменением ширины колеи и двухэтажные вагоны и устанавливает общие технические требования к ним.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 26.011 Средства измерений и автоматизации. Сигналы тока и напряжения электрические непрерывные входные и выходные
ГОСТ 26.014 Средства измерения и автоматизации. Сигналы электрические кодированные входные и выходные
ГОСТ 29.05.002 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Индикаторы цифровые знакосинтезирующие. Общие эргономические требования
ГОСТ 111 Стекло листовое бесцветное. Технические условия
ГОСТ ISO 898-1 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы
ГОСТ 2582 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия
ГОСТ 2593 Рукава соединительные для тормозов железнодорожного подвижного состава. Технические условия
ГОСТ 9219 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования
ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 10304 Заклепки классов точности B и C. Общие технические условия
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17516.1 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 21786 Система "человек-машина". Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования
ГОСТ 23170 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 24705 (ИСО 724:1993) Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры
ГОСТ 30804.4.3 (IEC 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ 30804.6.2 (IEC 61000-6-2:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний
ГОСТ 32144 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ 32565 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 33434 Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки
ГОСТ 33435 Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля
ГОСТ 33436.2 (IEC 62236-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 2. Электромагнитные помехи от железнодорожных систем в целом во внешнюю окружающую среду. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50956-96 Вагоны пассажирские локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические требования для перевозки инвалидов
ГОСТ Р 52931 Приборы контроля и регулирования технологических процессов. Общие технические условия
ГОСТ Р 54893 Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите
ГОСТ Р 55050 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний
ГОСТ Р 55183 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования пожарной безопасности
ГОСТ Р 55821 Тележки пассажирских вагонов локомотивной тяги. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1
пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почтовых отправлений, такие как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа. [Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 001/2011, статья 2] |
3.2 тип вагона: Специализация пассажирских вагонов, исходя из их назначения.
3.3 скоростные вагоны: Пассажирские вагоны с конструкционной скоростью движения свыше 160 до 200 км/ч включительно.
3.4 специальные вагоны пассажирского типа (специальные вагоны): Вагоны, обеспечивающие предоставление комплекса дополнительных услуг пассажирам (вагон с кафе-буфетом, вагон-ресторан, багажный вагон, почтовый вагон, вагон-электростанция, вагон повышенной комфортности, вагон-салон, туристический вагон, вагон-гараж, вагон - передвижная камера хранения, вагон с трансформируемыми купе), и вагоны, предназначенные для организации обслуживания населения (вагон-магазин, вагон-клуб, вагон-поликлиника, вагон-храм и другие).
3.5 общесетевые вагоны: Пассажирские вагоны с конструкционной скоростью движения до 160 км/ч включительно.
3.6 заказчик (железнодорожного подвижного состава): Предприятие или организация, или их объединение, по заявке и договору с которым осуществляются разработка, производство и/или поставка железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей.
3.7 двухэтажные пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и/или специального назначения, в которых помещения вагона выполнены в двух уровнях (один над другим).
3.8 пассажирские вагоны международного сообщения: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, почтовых отправлений в межгосударственном сообщении по железным дорогам колеи 1520 и 1435 мм.
3.9 тормозная система вагона (тормоз): Комплекс средств, выполняющий функции регулирования скорости движения вагона или его остановки.
Примечание - Тормоз размещается на вагоне и управляется дистанционно с локомотива.
3.10 коэффициент расчетного тормозного нажатия: Отношение суммарной силы расчетного тормозного нажатия к весу вагона.
3.11
стояночный тормоз: Устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава. [Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 001/2011, статья 2] |
3.12 тормозное нажатие: Сила взаимодействия элементов фрикционной пары тормоза.
3.13 расчетная населенность вагона: Число мест для размещения пассажиров и обслуживающего персонала.
3.14 относительное скольжение: Процентное значение соотношения скольжения в определенный момент времени и скорости вагона.
3.15 скольжение: Разностная/дифференциальная скорость от скорости вращения колеса и линейной скорости вагона.
4.1.1 Вагоны по прочности и динамическим качествам должны соответствовать нормам для расчета и проектирования [1].
4.1.2 Напряжения в несущих элементах кузова при квазистатических нагрузках растяжения 1,5 МН и сжатия 2,5 МН и при соударениях вагона с силой 2,5 МН не должны превышать допускаемые значения, указанные в таблице А.1 (см. приложение А).
4.1.3 Коэффициент устойчивости колеса от схода с рельсов в прямых и кривых участках железнодорожного пути должен быть не менее 1,5. Коэффициент устойчивости вагона от опрокидывания при движении по кривым участкам железнодорожного пути - не менее 1,4.
4.1.4 Общесетевые вагоны и их оборудование изготавливают в исполнении У по ГОСТ 15150. Вагоны должны сохранять работоспособность после пребывания в отстое при нижнем предельном значении температуры окружающей среды минус 60°С. Оборудование вагонов, не отвечающее данному требованию, должно быть легкосъемным и демонтироваться с вагона на период нахождения в отстое при температурах ниже минус 50°С для хранения в соответствующих его исполнению условиях.
4.1.5 Оборудование вагона в зависимости от места его установки должно иметь следующие категории размещения по ГОСТ 15150: