РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию нового поколения блоков-пристроек к существующим зданиям общеобразовательных школ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Рекомендации разработаны Московским научно-исследовательским и проектным институтом типологии, экспериментального проектирования (ГУП МНИИТЭП).
Авторы: арх. Т.С.Скобелева (рук.темы),
канд.арх. С.А.Бурмистрова
При участии: инж. А.Н.Добровольский,
педагог О.Н.Держицкая
2. Рекомендации согласованы с Московским комитетом образования и Москомархитектурой.
3. Рекомендации подготовлены к утверждению и изданию Управления перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры.
4. Утверждены Указанием Москомархитектуры от 24.12.03 N 52.
Проблемам образования городские власти Москвы уделяли и уделяют серьезное внимание. В предшествующие годы были реализованы городские целевые программы "Столичное образование-1" и "Столичное образование-2". В июне 2001 года вступил в силу Закон "О развитии образования в городе Москве". В 2002 году Правительством Москвы утверждена новая городская целевая программа "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)"*. Целью модернизации московского образования является "приведение его в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося столичного мегаполиса, создание механизмов устойчивого развития образования, системы его обновления с учетом социальных и экономических потребностей города, запросов личности, общества и государства".
________________
* Документ утратил силу на основании постановления Правительства Москвы от 5 июня 2012 года N 262-ПП, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Для создания материальной среды, обеспечивающей равную доступность качественного образования, программой "Столичное образование-3" планируется модернизация и рационализация сети и зданий государственных образовательных учреждений Москвы в соответствии с образовательными потребностями города и предлагается введение принципиально новой модели "горизонтального построения" школ: формирование самостоятельных начальных школ, профильных школ старшей ступени и т.д. Одним из приоритетов в образовательной деятельности становится также развитие и укрепление здоровья детей, создаются условия для полноценных занятий физкультурой и спортом в рамках школьного учебного процесса.
Соответствующие коррективы вносятся в нормативные документы.
Анализ состояния сложившейся сети образовательных учреждений показал существование ряда проблем, являющихся тормозом в развитии системы столичного образования. Стихийность формирования сети образовательных учреждений привела к тому, что ее структура не полностью соответствует демографической структуре населения города. Это приводит к диспропорции спроса и предложения образовательных услуг, недостаточности мест в общеобразовательных учреждениях для обучения всех детей школьного возраста в первую смену с соблюдением санитарно-гигиенических норм и в соответствии с современными педагогическими требованиями и технологиями.
Одной из главных проблем на пути московской системы образования к созданию высококачественной образовательной среды и причиной разработки нового поколения блоков-пристроек к существующим зданиям общеобразовательных школ является моральное устаревание фонда школьных зданий.
Реконструкция школьных зданий и приведение их в соответствие с современными нормативными требованиями - важная, но не единственная причина, обуславливающая пристройку блоков к существующим зданиям общеобразовательных школ.
Новации в области педагогических технологий, отраженные в Программе "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)": выделение начальных школ из состава общеобразовательных школ в самостоятельные учреждения и формирование профильных школ - вносят новые элементы в структуру сети образовательных учреждений города и требуют модернизации фонда школьных зданий для обеспечения намеченных программой целей, в том числе дифференциации учреждений образования. Строительство новых отдельных зданий для начальных и профильных школ в масштабе города маловероятно из-за дефицита соответствующих свободных территорий. Более рациональным представляется организация начальных школ в специально спроектированных и построенных блоках-пристройках к существующим зданиям общеобразовательных школ, в первую очередь в рамках планируемой реконструкции и модернизации устаревающих школьных зданий. Формирование профильных школ может происходить как на базе нового строительства, так и за счет пристраивания соответствующих блоков к существующим общеобразовательным школам, что позволит увеличить число таких школ и обеспечить декларируемый программой равный доступ к качественному образованию.
Настоящие Рекомендации определяют принципы формирования и основные положения проектирования нового поколения блоков-пристроек к существующим зданиям общеобразовательных школ массового применения, определены также наиболее тиражированные, построенные по типовым проектам и проектам повторного применения школьные здания.
Образовательные учреждения являются объектами особой социальной значимости, а блоки-пристройки к существующим зданиям школ имеют существенное архитектурно-художественное значение. Многократное повторение типовых зданий школ в однообразной жилой застройке обезличивает даже их интересные архитектурные решения. Намечаемая комплексная реконструкция и модернизация школьных зданий за счет пристраивания к ним дополнительных объемов должна быть направлена не только на обновление морально и технически устаревающих зданий, но и на разработку оригинальных в архитектурном отношении проектов. Такой подход к проблеме позволит, помимо улучшения функциональных качеств школьных зданий, в определенной степени улучшить архитектурное качество существующей застройки, где школы традиционно занимают центральное положение и оказывают значительное влияние на формирование архитектурной среды, а также эстетических воззрений как учащихся, так и населения в целом.
Настоящие Рекомендации разработаны для научно-методического обеспечения проектирования нового поколения блоков-пристроек к существующим зданиям наиболее массовых типов школ в г.Москве, реконструируемых с увеличением площадей за счет пристраивания дополнительных объемов и имеющих свободные территории для их размещения.
Рекомендации разработаны в соответствии с положениями Городской целевой Программы "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)", основаны на Законе об образовании и Типовых положениях об образовательных учреждениях. Рекомендации выполнены с учетом требований МГСН 4.06-03 "Общеобразовательные учреждения" и Дополнений к ним, а также Рекомендаций по реконструкции фонда зданий школ, Рекомендаций по реконструкции зданий школ и дошкольных учреждений в районах комплексной реконструкции пятиэтажных жилых домов первого периода индустриального домостроения, СанПиН 2.4.2.1178-02*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СанПиН 2.4.2.2821-10, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Рекомендации содержат материалы, позволяющие разработать наиболее эффективные и экономичные решения по реконструкции зданий общеобразовательных школ с увеличением объема за счет блоков-пристроек. Рекомендации учитывают фактическую вместимость существующих морально устаревших школьных зданий и их типологические особенности, затесненность участков школ в сложившейся части города, необходимость усовершенствования и рационализации сети образовательных учреждений, современные педагогические требования и технологии, потребность в новых формах образовательных услуг и перспективные направления в области проектирования школьных зданий.
В Рекомендациях разработана номенклатура блоков-пристроек к существующим зданиям общеобразовательных школ наиболее массовых типов, разработана методика определения состава их помещений, формирования функционально-планировочной структуры блоков, выбора типа блока и варианта его присоединения на примерах зданий массовых типов школ в соответствии с потребностями формируемой школы и габаритами ее участка.
Материалы Рекомендаций предназначены для использования проектными организациями, органами образования и местного самоуправления, инвесторами и заказчиками.
1.1.1 Фонд зданий общеобразовательных школ формировался на протяжении многих десятилетий. В течение этого времени значительно увеличилась норма площади на одного учащегося в учебных помещениях и в целом по зданию. Школьные здания, построенные в прежние годы, по техническому состоянию еще пригодные для эксплуатации, устарели морально: имеют недостаточные по современным требованиям состав и площади учебных и общешкольных помещений. Возникшая проблема изыскания дополнительных помещений и площадей получила решение в виде блоков-пристроек к существующим зданиям школ.
Сегодня многие здания общеобразовательных школ имеют такие блоки-пристройки. В основном, это школы довоенных лет, а также первого и второго периодов индустриального домостроения. В ряде случаев в связи с упомянутым увеличением нормы площади на 1 учащегося, необходимостью увеличения вместимости школы из-за роста численности населения реконструируемого микрорайона или в связи с изменением профиля образовательного учреждения, дополнительные объемы пристраиваются и к зданиям школ, построенным относительно недавно.
1.1.2. По предварительным исследованиям и статистическим данным наиболее массовыми (многочисленными) являются здания общеобразовательных школ типов МЮ, 65-426/1, У-76, И-1605А, И-1577А (рис.1). Проектная вместимость этих школ не соответствует современной расчетной в связи со снижением нормативной наполняемости классов и ростом нормы расчетной и общей площади на одного учащегося. По составу и площадям помещений эти школы не соответствуют педагогическим требованиям и требованиям санитарных норм и правил. Подробный анализ проектов этих школ, расчет их новой вместимости и предложения по реконструкции существующих зданий даны в "Рекомендациях по реконструкции и модернизации существующего фонда зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями" и "Рекомендациями по реконструкции зданий школ и дошкольных учреждений в районах комплексной реконструкции пятиэтажных жилых домов первого периода индустриального домостроения".
Рис.1 Существующие здания школ наиболее массовых типов
А - типовой проект МЮ,
Б - типовой проект 65-426/1,
В - типовой проект У-76,
Г - проект повторного применения И-1605А,
Д - проект повторного применения И-1577А
Каждый из перечисленных выше типов зданий школ имеет и свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании пристраиваемых к ним блоков.
1.1.3 Типовой проект школы МЮ разработан в 1957 году. Здание крупноблочное, пятиэтажное, компактное в плане. Проектная вместимость здания - 22 класса, - 880 учащихся. Общая площадь - 3642 кв.м. Условная расчетная вместимость здания в пересчете по МГСН 4.06-03 составляет 240 учащихся, - 15 классов с наполняемостью в 16 учащихся, или 225 учащихся, - 9 классов с наполняемостью в 25 учащихся. В здании изначально не проектировался спортзал. Подавляющее число таких школ располагает пристроенным залом, но он не удовлетворяет современным требованиям. В школе отсутствует полноценный пищеблок, часть учебных кабинетов и актовый зал расположены на пятом этаже. По требованию СанПиН 2.4.2.1178-02 в построенных ранее зданиях образовательных учреждений 4-е и 5-е этажи должны отдаваться под редко посещаемые обучающимися кабинеты.
Модернизация зданий школ типа МЮ под двухкомплектную школу должна осуществляться комплексно, т.е. пристраивание дополнительных объемов учебных или общешкольных помещений должно осуществляться одновременно с реконструкцией основного объема школьного здания.
1.1.4 Типовой проект школы 65-426/1 выпущен в 1973 году. Здание 3х-4х этажное проектировалось в нескольких вариантах каркасно-панельных и крупноблочных конструкциях. Оно состоит из двух корпусов, соединенных переходом. В одном из корпусов размещаются учебные помещения, в другом - общешкольные: мастерские, спортивный и актовый залы, по площадям и оснащению не соответствующие современным требованиям. Проектная вместимость здания - 25 классов, - 1000 учащихся. Общая площадь - 4635 кв.м. Условная расчетная вместимость здания в пересчете по МГСН 4.06-03 составляет 256 учащихся, - 16 классов с наполняемостью в 16 учащихся, или 225 учащихся, - 9 классов с наполняемостью 25 учащихся. Модернизация здания под двухкомплектную школу может осуществляться комплексно, т.е. включая существующее здание с пристраиванием блоков, или только за счет пристраивания блоков (в зависимости от формируемого типа общеобразовательной школы). В блоке общешкольных помещений целесообразно предусматривать набор новых залов с одновременным изменением назначения существующих залов.
1.1.5. Типовой проект школы У-76 разработан в начале 80-х годов. Это кирпично-панельное 3-х этажное здание с внутренним двориком. Проектная вместимость - 30 классов, - 1176 учащихся. Общая площадь здания 7532 кв.м. Условная расчетная вместимость здания в пересчете по МГСН 4.06-03 составляет 352 учащихся, - 22 класса с наполняемостью в 16 человек, или 350 учащихся, - 14 классов с наполняемостью в 25 учащихся (некомплектный вариант). В здании один спортивный зал 12х24 м, что не соответствует современным требованиям и направлению на увеличение часов для занятий физкультурой в школах. Модернизация под трехкомплектную школу может осуществляться комплексно с учетом пристраивания блоков.
1.1.6. Проекты зданий школ типа МЮ и 65-426/1 являются наиболее массовыми в районах комплексной реконструкции пятиэтажных жилых домов, где предусматривается, как правило, увеличение числа жителей и требуются дополнительные места в учреждениях образования. Проект V-76 получил наиболее массовое применение в районах 9-ти и 12-ти этажной жилой застройки. Из-за того, что в реконструируемых районах, как правило, отсутствуют территории для новых школьных зданий, получение дополнительных мест возможно преимущественно за счет пристраивания блоков к существующим зданиям школ. Таким образом, проблема блоков-пристроек особенно актуальна для указанных районов и типов зданий.
1.1.7. Проект школы И-1605А разработан в 1999 году для повторного применения на основе типового проекта V-79. Здание 3х-4х этажное из железобетонных крупнопанельных конструкций. Учебные помещения расположены в 4-этажном блоке, который соединен одноэтажным переходом с 3-этажным блоком общего назначения. Проектная вместимость - 33 класса, - 990 учащихся. Общая площадь - 8800 кв.м. Условная расчетная вместимость в пересчете по МГСН 4.06-03 составляет 320 учащихся, - 20 классов с наполняемостью в 16 учащихся, или 325 учащихся, - 13 классов с наполняемостью в 25 учащихся (некомплектный вариант). Модернизация под трехкомплектную школу должна осуществляться за счет дополнительных блоков-пристроек. В зависимости от профиля формируемого учреждения в блок-пристройки следует выносить учебные или общешкольные помещения преимущественно спортивного и кружкового назначения.
1.1.8. Проект повторного применения общеобразовательной школы И-1577А разработан в 1999 году для затесненных участков на основе типового проекта V-92. Здание четырехэтажное. Строительные конструкции - сборные-железобетонные, панельные, широкого шага. Объемно-планировочное решение суперкомпактно: учебные помещения фланкируют центральную зону с помещениями общего назначения. Проектная вместимость - 22 класса, - 660 учащихся. Общая площадь - 7252 кв.м. Условная расчетная вместимость в пересчете по МГСН 4.06-03 составляет 256 учащихся, - 16 классов с наполняемостью в 16 учащихся, или 225 учащихся, - 9 классов по 25 человек. Модернизация должна осуществляться за счет дополнительных блоков-пристроек учебных помещений, а также помещений общешкольного назначения.
1.2.1. Активное проектирование блоков-пристроек к существующим в г.Москве зданиям общеобразовательных школ осуществляется с начала 70-х годов. Последовательный анализ проектов блоков-пристроек позволяет выявить определенные закономерности и принципы формирования этого вида зданий. Состав помещений блоков, их планировка и внешний облик претерпевали изменения в соответствии с изменениями нормативно-методической базы проектирования школьных зданий и новациями в области строительных конструкций. Наиболее стабильной оставалась номенклатура типов блоков-пристроек.
1.2.2. Номенклатуру типов блоков-пристроек можно разделить на две основные функциональные группы: блоки общешкольных помещений и блоки учебных помещений. К группе общешкольных помещений относятся блоки-столовые, блоки-спортзалы, блок-бассейн, блоки-столовые со спортзалами, к группе учебных - блоки начальных классов на 8 и 12 классов. Отдельное место занимают блоки помещений для внешкольной работы, например, блок эстетического воспитания.
1.2.3. Проектирование блоков-пристроек, как правило, увязывалось с конструктивными системами существующих зданий школ, для которых они предназначались. В 70-х годах в основном реконструировались крупноблочные школы. В тех же конструкциях проектировались блоки начальных классов, столовые и спортзалы, в 80-е годы в основном применялся сборный железобетонный каркас, позднее - сборные железобетонные панельные конструкции, в которых проектировались школьные здания и блоки-пристройки. В последние годы применяются сборные железобетонные панельные конструкции широкого шага, а также конструкции из монолитного железобетона.
1.2.4. Этажность блоков-пристроек, как правило, варьируется от одного до трех этажей. Одноэтажными проектировались преимущественно блоки общешкольных помещений, рассчитанные на одну определенную функцию: столовые или спортзалы. Блоки, рассчитанные на две функции (столовая и спортзал), проектировались преимущественно трехэтажными: на первом этаже размещалась столовая, на втором - двусветный спортзал. Блоки учебных помещений - начальных классов - разрабатывались первоначально в четыре, а позднее, в соответствии с изменившимися нормативными требованиями, - в три этажа. Двусветный спортзал в них, как правило, располагался на втором этаже над рекреацией или вестибюлем.
1.2.5. Состав помещений блоков-пристроек определялся в соответствии с их функциональным назначением на основе действующих нормативных документов. В проектах блоков-пристроек, помимо функциональных и архитектурных задач, решалась проблема экономичности школьных зданий массового строительства. Этот фактор оказывал заметное влияние на характер проектных решений, отличавшихся компактностью и аскетизмом художественно-выразительных средств. По той же причине состав помещений формировался по принципу минимальной достаточности в соответствии с действующими на данный момент нормативами. В последние годы блоки-пристройки начальных классов дополняются спортзалами, компьютерными классами. В настоящее время разрабатываются индивидуальные проекты блоков-пристроек, предусматривающие более расширенный состав по отношению к предшествующему периоду, например, в учебных блоках проектируются универсальные лекционные аудитории, студии изобразительного творчества, залы для занятий хореографией, отдельные входные группы помещений для первоклассников и т.д. Некоторые из таких проектов получают статус проектов повторного применения.
1.2.6. Функционально-планировочная структура блоков подчиняется технологическим требованиям. Как правило, блоки соединялись с основным зданием школы по первому этажу посредством перехода, примыкавшего к рекреационным помещениям, а при поэтажном соединении - в непосредственной близости от лестничных клеток. В противоположном конце блока предусматривался запасной выход. Блоки начальных классов проектировались компактно, в виде прямоугольника в плане, с центральным коридором и двусторонним расположением помещений.
1.2.7. В блоках общешкольных помещений зонирование осуществлялось методом поэтажного распределения функций: помещения столовой на первом и спортзала на втором этажах. Современные проекты отличаются от проектов прошлых лет большим разнообразием объемно-планировочных решений, усложненной конфигурацией планов, наличием таких элементов, как трехмаршевые лестницы, переходы на уровне второго и третьего этажей, эркеры, атриумы, двусветные и трехсветные рекреационные пространства с обходными галереями и т.д. Это, безусловно, придает живописность не только интерьерам, но и экстерьерам зданий школ с блоками-пристройками. В блоках учебных помещений в соответствии с современными нормами площади проектируются учебные помещения квадратной формы с габаритами 8.4х8.4 и 9.0х9.0 м, расположенные уступами в плане вдоль центрального ядра с рекреацией. Такой прием является принципиально новым в проектировании блоков-пристроек учебных помещений, вызван необходимостью дополнительной подсветки глубоких учебных помещений и заслуживает особого внимания в условиях последовательного роста площади учебных помещений. Интересны в объемно-планировочном отношении решения современных бассейнов. В отличие от бассейнов прошлых лет, имевших три наружные "холодные" стены в залах с ванной, они в большей степени соответствуют требованиям энергосбережения за счет рациональных компактных планировочных решений. Современные проекты блоков-пристроек к зданиям школ учитывают необходимость обеспечения доступности сооружений для инвалидов-колясочников: основной вход проектируется с пандусом, который становится дополнительным элементом в дизайнерском решении входной группы. Интересным в типологическом отношении можно считать блок общешкольных помещений, рассчитанный на группу школ, с автономным входом.
1.2.8. Объемно-планировочные решения типовых блоков-пристроек, разработанных в 70-х и 80-х годах, основаны на простой геометрической форме - параллелепипеде, и отличаются друг от друга только размерами: габаритами планов и этажностью. В 90-х годах с включением в пристройки двусветных актовых и спортивных залов проявилась тенденция к усложнению их объемов. Современные блоки-пристройки к зданиям существующих школ представляют собой достаточно сложные архитектурные объемы, имеют индивидуальный характер, подчеркиваемый деталями и элементами, придающими сооружениям неординарный, запоминающийся облик.
1.2.9. Фасадные решения типовых проектов блоков-пристроек 70-х и 80-х годов и индивидуальных проектов конца 90-х годов также существенно различны. Аскетичные фасады крупноблочных зданий и ленточные панели каркасных сооружений сменились сначала на фасады с применением рельефных панелей. С применением монолитного железобетона появилась свободная планировка, контрастность объемов и оригинальная деталировка, которые выгодно отражаются на решениях фасадов. Светотеневая игра оконных проемов различных форм и размеров, витражи лестничных клеток, рекреационных и зальных помещений, пирамидальные световые фонари, ажурные металлоконструкции, скатные цветные и плоские эксплуатируемые крыши, элементы входов в здание - вот неполный перечень приемов, позволяющих получить эффектное нестандартное архитектурное решение. Новые экономические условия и широкий выбор отделочных материалов способствуют поиску оригинальных дизайнерских решений интерьеров и наружной отделки зданий.