Статус документа
Статус документа


РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЙОНАХ КОМПЛЕКСНОЙ
РЕКОНСТРУКЦИИ ПЯТИЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ


ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ Московским научно-исследовательским и проектным институтом типологии, экспериментального проектирования (автор, руководитель разработки арх. Скобелева Т.С.; канд. технических наук Максименко В.А.). В подготовке материалов для разработки Рекомендаций принимали участие специалисты Московского комитета образования (пед. Коровина С.Н., пед. Широкова Г.К.) и Центра Госсанэпиднадзора (сан. врач Синякова Н.В., сан. врач Пронина Л.И.), архитекторы Кривошеев М.С. и Новикова Е.Е.

2. СОГЛАСОВАНЫ с Московским комитетом образования и Москомархитектурой.

3. Рекомендации подготовлены к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).

4. УТВЕРЖДЕНЫ Указанием Москомархитектуры от 22.11.2001 г. N 42.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ



Настоящие Рекомендации разработаны для научно-методического обеспечения проектирования комплексной реконструкции районов пятиэтажной жилой застройки первого периода индустриального домостроения и распространяются на проектирование реконструкции сети и наиболее массовых типов зданий школ и дошкольных учреждений.

Рекомендации основаны на Законе об образовании и Типовых положениях об общеобразовательном учреждении, о дошкольном образовательном учреждении и об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Положении о группах развития. Рекомендации выполнены с учетом МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения" и Дополнения N 1, МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения", Рекомендаций по реконструкции фонда зданий школ и дошкольных учреждений, Эскизных проектов застройки реконструируемых районов, а также Санитарных Правил и Норм.

Рекомендации содержат материалы, позволяющие разработать наиболее эффективные и экономичные решения по реконструкции зданий школ и дошкольных учреждений в целях значительного увеличения их вместимости в соответствии с действующими нормами и потребностями реконструируемых районов. В Рекомендациях разработана методика проектирования реконструкции сети и зданий школ и дошкольных учреждений с примерами типологической характеристики трех первоочередных районов реконструкции и вариантами типологических и архитектурно-планировочных решений на примере одного из них. Материалы рекомендаций могут использовать проектные организации, органы образования, префектуры и инвесторы.

ВВЕДЕНИЕ



С начала пятидесятых годов в Москве строительство зданий школ и дошкольных учреждений ведется параллельно с жилищным строительством. Характерным примером одновременного возведения жилых и общественных зданий являются районы комплексной застройки пятиэтажных жилых домов первого периода индустриального домостроения (на современном этапе - районы комплексной реконструкции).

В качестве основного градостроительного элемента в этих районах принят микрорайон. Микрорайоны и кварталы, застроенные пятиэтажными домами, занимают территории в 20-40 га с населением в 6-14 тыс. человек. Для этих территорий разрабатывались специальные проекты общественных зданий с учетом обеспечения населения основными видами повседневного обслуживания. Особенностью размещения зданий школ и дошкольных учреждений в этих районах явилось их расположение на изолированных участках внутри территории квартала и размещение дошкольных учреждений в отдельно стоящих зданиях в отличие от ранее распространенного их встраивания в первые этажи жилых домов. В этот период утвердилась тенденция на укрупнение зданий школ и дошкольных учреждений.

Среди зданий школ наибольшее распространение имели пятиэтажные крупноблочные здания школ на 22 класса типа МЮ. С начала шестидесятых годов начали активно применять типовое крупноблочное здание школы на 25 классов типа 65-426,1. Этот тип по числу зданий занимает второе место после зданий типа МЮ (см. табл.1).

ТАБЛИЦА 1

     
ПРИМЕНЯЕМОСТЬ МАССОВЫХ ТИПОВ ЗДАНИЙ ШКОЛ И ДУ В ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ
РАЙОНАХ КОМПЛЕКСНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ 5-ЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ
ПЕРВОГО ПЕРИОДА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ



Число школ в районе

Число ДУ в районе

N п/п

Район

МЮ

65-426

VI-13

VI-12

2МГ-04-3

1

Хорошево-Мневники кв. 81

1

1

2

-

1

2

Коптево кв. 19

1

-

-

2

-

3

Зап. Дегунино м. 13

-

1

-

-

1

4

Зап. Дегунино м. 11

-

-

-

-

-

5

Шереметьевская кв. 13-17

-

-

-

-

-

6

Сев. Медведково м. 10, 10А

-

2

-

-

2

7

Свиблово кв. 20-21

1

-

1

-

-

8

Свиблово кв. 23

2

-

3

-

-

9

Бутырский хутор кв. 78

2

-

1

-

-

10

Перово кв. 6

1

-

-

-

1

11

Перово кв. 15-18

1

-

2

1

-

12

Сев. Измайлово кв. 51-52

2

-

1

2

-

13

Новые Кузьминки кв. 114

3

-

4

-

-

14

Новые Кузьминки кв. 117

1

-

-

3

-

15

Люблино кв.28

1

-

-

-

2

16

Юго-Запад кв. 37-38

4

-

1

-

1

17

Новые Черемушки кв. 10

-

1

1

-

1

18

Зюзино кв. 14Б

1

-

-

-

1

19

Волхинка-Зил кв. 27-32

2

1

-

-

1

20

Пойма р. Сходня м. 4

-

-

-

-

-

21

Хорошево-Мневники кв. 76

1

-

-

-

-

22

Бескудниково м. 1

2

-

2

-

-

23

Бескудниково м. 2-3

-

1

-

-

3

ИТОГО

26

7

18

8

17


В период возникновения пятиэтажной жилой застройки резко возрос спрос на места в дошкольных учреждениях. Это и обусловило необходимость разработки проектов крупных яслей-садов и возведения большего числа этих зданий в районах новостроек. В связи с развитием индустриального домостроения появилась возможность использовать принцип типизации конструктивных элементов и унификации объемно-планировочных параметров зданий дошкольных учреждений.

Наибольшее распространение получили кирпичные здания яслей-садов на 8 групп типа VI-12 и на 12 групп типа VI-13 (см. табл.1). Применение в них элементов жилых домов снизило высоту этажа до 2,8 м (при увеличении площади помещений для обеспечения необходимой кубатуры воздуха).

Эти здания проектировались с минимальным составом помещений, не соответствующим требуемому по современным действующим нормам.

Районы комплексной застройки пятиэтажных жилых домов являлись своеобразным полигоном для отработки новых принципов проектирования, организации обслуживания, новых типов жилых и общественных зданий, планировочных и конструктивных систем.

В 1958-60 годах МНИИТЭП совместно с НИИ Академии строительства и архитектуры провел научные исследования и экспериментальные работы по созданию оптимальных решений школ и дошкольных учреждений на основе каркасно-панельной системы с унифицированными объемно-планировочными параметрами. Эксперимент осуществлялся на базе района пятиэтажной застройки в квартале N 10 Новых Черемушек. В этом и ряде других районов пятиэтажной застройки было осуществлено применение панельных конструкций жилых домов для зданий дошкольных учреждений. Наиболее перспективным явилось использование изделий жилых домов серии 1-515 в зданиях яслей-сада, запроектированного в три этажа. Впервые такое здание было построено в квартале N 10 Новых Черемушек, в дальнейшем оно получило массовое применение и в других жилых районах столицы.

В соответствии с проектными проработками комплексной реконструкции застройки пятиэтажных жилых домов в подавляющем большинстве случаев сохраняется фонд зданий школ и дошкольных учреждений.

Увеличение численности населения при проведении реконструкции жилых домов в разных районах различно, соответственно различно и увеличение числа необходимых школьных и дошкольных мест. В ряде районов увеличение числа мест в школах происходит за счет строительства новых зданий школ, например в Западном Дегунино. В большинстве районов потребность в новых школьных местах предполагается удовлетворить за счет пристраивания дополнительных объемов к зданиям существующих школ. Такое же решение предлагается и в отношении зданий дошкольных учреждений.

Вместе с тем, в проектах реконструкции застройки районов пятиэтажек при расчете требуемых школьных и дошкольных мест в качестве исходной расчетной вместимости учреждений закладывается либо проектная вместимость, либо пересчитанная по нормам 70-80х годов. И в том и в другом случае исходные цифры значительно превышают расчетную вместимость существующих зданий, определенную в соответствии с действующими сегодня нормами. Это приводит к тому, что проектами реконструкции не предусматривается расширение участков, необходимое для размещения дополнительных объемов, пристраиваемых к реконструируемым школьным и дошкольным зданиям. Увеличение количества мест в школах и дошкольных учреждениях учитывает увеличение числа жителей районов, а общее увеличение площади зданий, кроме того, должно учитывать и увеличение норматива площади на одного учащегося и воспитанника, принятого действующими в настоящее время нормами проектирования.

В целях выявления специфических условий реконструкции сети и зданий школ и дошкольных учреждений и определения общих проблем для всех реконструируемых районов, в настоящих Рекомендациях рассматриваются три характерных района: Хорошево-Мневники (квартал 81), Западное Дегунино (микр.13) и Коптево (квартал 19).

Варианты возможных типологических и архитектурно-планировочных решений представлены на примере наиболее типичного по своим параметрам района: квартал 81 Хорошево-Мневники.

     

1. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СЕТИ
И ЗДАНИЙ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДАННЫХ ЭПЗ ОТДЕЛЬНЫХ
РАЙОНОВ КОМПЛЕКСНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ


     1.1. Характеристика сети и зданий школ и дошкольных учреждений первоочередного района комплексной реконструкции Хорошево-Мневники кв. 81.



1.1.1. Исходное число жителей района 13.9 тысяч человек.

1.1.2. На период, предшествовавший разработке эскизного проекта застройки (ЭПЗ), сеть образовательных учреждений района состояла из двух общеобразовательных учреждений полной средней школы и гимназии и трех дошкольных образовательных учреждений - детских садов общеразвивающего и компенсирующего видов. Имеющееся в районе четвертое дошкольное учреждение последние годы не используется по назначению.

1.1.3. Полная средняя школа расположена в здании школы типа МЮ. В школе 31 класс с наполняемостью каждого класса 25-26 учащихся. Общее число учащихся 800 человек. Школа работает в две смены.

Здание школы типа МЮ было запроектировано по нормам 50-х годов на 22 класса с наполняемостью классов 40 учащихся с общим числом мест - 880. Компактный объем "линейного типа" решен в 5 этажей. Суммарная нормируемая площадь в зависимости от модификации в пределах 3200 м. Проектное число классных помещений - 15. Общее число классных помещений и учебных кабинетов - 26, из них 23 площадью от 48 до 51 м и 3 площадью от 63 до 70 м. Как правило, здание имеет одноэтажную пристройку блока спортзала, в зависимости от ситуации расположенную в правой или левой части объема. В данном случае блок размещен слева.

"Рекомендациями по реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями" вместимость зданий школ типа МЮ в пересчете на МГСН 4.06-96 определена в 15 классов /240 мест/ с наполняемостью классов в 16 учащихся. При условии модернизации существующего объема и пристраивания дополнительного объема с нормируемой площадью не менее 869 м такие здания рекомендованы для школы на 9 классов /216-225 мест/ с наполняемостью классов 24-25 учащихся.

1.1.4. Гимназия размещена в здании школы типа 65-426.1. В гимназии 24 класса с наполняемостью в 25 учащихся. Общее число учащихся - 600 человек.

Здание школы типа 65-426.1 было запроектировано по нормам 60-70 годов на 25 классов с наполняемостью классов 40 учащихся и общим числом учащихся - 1000 человек. Суммарная нормируемая площадь в пределах 4100 м. Проектное число классных помещений - 16. Общее число классных помещений и учебных кабинетов 27, из них 24 площадью от 48 до 53 м и 3 площадью 63 м. Здание состоит из двух линейных корпусов, трехэтажного учебного и двухэтажного блока общих помещений, соединенных одноэтажным переходом.

"Рекомендациями по реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями" вместимость зданий школ типа 65-426.1 в пересчете на МГСН 4.06-96 определена в 16 классов /256 мест/ с наполняемостью классов в 16 учащихся. При условии модернизации существующего и пристраивании дополнительного объема с нормируемой площадью не менее 179 м такие здания рекомендованы для школы на 9 классов /216-225 мест/ с наполняемостью классов 24-25 учащихся.

1.1.5. По ЭПЗ района численность населения должна возрасти до 15.3 тысяч человек. Вместимость общеобразовательных учреждений запланировано повысить до 1965 мест за счет пристроек к существующим зданиям школ типов МЮ и 65-426.1 с общим числом дополнительных мест для 500 учащихся. При этом за исходное общее число мест в существующих зданиях школ принимается условное - 1495 мест, не соответствующее истинной вместимости этих школ в пересчете на действующие нормы, и превышающее ее в 3 раза, основанное на данных обследований и близкое к фактически существующему числу учащихся в данном районе. Это означает, что за исходное число мест принимается число требуемых, но не обеспеченных, мест для исходного числа жителей района, поскольку в соответствии с МГСН 4.06-96 существующие здания школ района способны предоставить только 496 мест (см. табл.2).     

ТАБЛИЦА 2

     
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПО СОСТОЯНИЮ СЕТИ И ЗДАНИЙ ШКОЛ
И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЙОНА ХОРОШЕВО-МНЕВНИКИ кв. 81

Показатели

ед. изм.

Существующее состояние на июнь 1998

По проекту

по МГСН

По ЭПЗ

1

2

3

4

5

6

Население

тыс. чел

13.9

-

-

15.3

Территория

га

37.5

-

-

37.5

Расчетная территория

га

35.9

-

-

35.9

в т.ч. участки школ

га

3.35

-

-

3.35

Участки ДУ

га

2.56

-

-

2.56

Вместимость школ

мест

1400

1880

496

1965

Вместимость ДОУ

мест

323

980

310

714

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».