ГОСТ Р 55176.4.2-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Совместимость технических средств электромагнитная
СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Часть 4-2
Электромагнитная эмиссия и помехоустойчивость аппаратуры электросвязи. Требования и методы испытаний
Electromagnetic compatibility of technical equipment. Railway systems and equipment. Part 4-2. Emission and immunity of telecommunication equipment. Requirements and test methods
ОКС 45.020, 33.100
ОКП 31 8560
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004* "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.0-2012. - Примечание изготовителя базы данных.
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТрансТелеКом-Бизнес" (ООО "ТрансТелеКом-Бизнес")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации N 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1119-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта: МЭК 62236-4:2008* "Железнодорожные приложения. Электромагнитная совместимость. Часть 4. Электромагнитная эмиссия и помехоустойчивость сигнальной и телекоммуникационной аппаратуры" (IEC 62236-4:2008 "Railway applications - Electromagnetic compatibility - Part 4: Emission and immunity of the signaling and telecommunications apparatus", NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", принятых решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт устанавливает требования электромагнитной совместимости аппаратуры железнодорожной электросвязи.
Настоящий стандарт распространяется на электротехническую и электронную аппаратуру и оборудование, применяемые для обеспечения железнодорожной электросвязи.
Настоящий стандарт устанавливает требования к аппаратуре железнодорожной электросвязи по обеспечению устойчивости к внешним электромагнитным помехам различных видов, нормы электромагнитной эмиссии и соответствующие методы испытаний.
Настоящий стандарт не распространяется на средства железнодорожной радиосвязи.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ Р 55176.1-2012 (МЭК 62236-1:2008) Железные дороги. Использование. Электромагнитная совместимость. Часть 1. Общие положения
ГОСТ Р 50648-94 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к магнитному полю промышленной частоты. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.2-2010 (МЭК 61000-4-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.3-2006 (МЭК 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.4-2007 (МЭК 61000-4-4:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.5-99 (МЭК 61000-4-5-95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6-96) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.11-2007 (МЭК 61000-4-11:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.16-2000 (МЭК 61000-4-16-98) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам в полосе частот от 0 до 150 кГц. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51318.14.1-2006 (СИСПР 14-1:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Бытовые приборы, электрические инструменты и аналогичные устройства. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений
ГОСТ Р 51318.22-2006 (СИСПР 22:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений
ГОСТ Р 62236-1:2008 Железные дороги. Использование. Электромагнитная совместимость. Часть 1. Общие положения
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55176.1-2012. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 19542-93 Совместимость средств вычислительной техники электромагнитная. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты", опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 19542, ГОСТ Р 50397, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 полоса частот: Непрерывная область частот, заключенная между двумя пределами.
3.1.2 порт: Граница между техническим средством и внешней электромагнитной средой (зажим, разъем, клемма, стык и др.).
3.2 В настоящем стандарте также применено следующее сокращение:
ИРП - индустриальные радиопомехи.
4.1.1 Аппаратура железнодорожной электросвязи должна соответствовать требованиям помехоустойчивости, установленным в подразделе 4.2 применительно к различным портам аппаратуры железнодорожной электросвязи, при воздействии помех следующих видов:
- электростатические разряды в соответствии с ГОСТ Р 51317.4.2 (разделы 4 и 5);
- наносекундные импульсные помехи в соответствии с ГОСТ Р 51317.4.4 (разделы 4-7);
- микросекундные импульсные помехи большой энергии в соответствии с ГОСТ Р 51317.4.5 (разделы 3-5);
- динамические изменения напряжения электропитания в соответствии с ГОСТ Р 51317.4.11 (раздел 6, приложение Б);
- радиочастотное электромагнитное поле в соответствии с ГОСТ Р 51317.4.3 (раздел 5, приложение А);
- магнитное поле промышленной частоты в соответствии с ГОСТ Р 50648 (раздел 5);
- кондуктивные помехи в полосе частот от 0,15 до 80 МГц, наведенные радиочастотными электромагнитными полями, в соответствии с ГОСТ Р 51317.4.6 (раздел 5);
- кондуктивные помехи в полосе частот от 0 до 150 кГц в соответствии с ГОСТ Р 51317.4.16 (раздел 5 и приложение А).
4.1.2 При задании требований устойчивости к помехам согласно 4.1.1 устанавливают требования жесткости испытаний аппаратуры железнодорожной электросвязи на устойчивость к помехам (далее - испытания на помехоустойчивость) и критерии качества функционирования аппаратуры железнодорожной электросвязи при испытаниях на помехоустойчивость.
4.1.3 С учетом степени влияния нарушений функционирования аппаратуры железнодорожной электросвязи на безопасность движения поездов и жесткости электромагнитной обстановки при эксплуатации аппаратуры железнодорожной электросвязи устанавливают классы аппаратуры: I, II, III и IV по устойчивости к помехам.
Классы аппаратуры железнодорожной электросвязи по устойчивости к помехам приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Классы аппаратуры железнодорожной электросвязи по устойчивости к помехам
Степень влияния нарушения функционирования аппаратуры электросвязи на безопасность движения | Класс аппаратуры в зависимости от степени жесткости электромагнитной обстановки | |
Жесткая электромагнитная обстановка | Электромагнитная обстановка средней жесткости | |
Непосредственно влияет на безопасность движения | I | II |
Не влияет непосредственно на безопасность движения | III | IV |
Примечание - Качественные признаки классов жесткости электромагнитной обстановки при эксплуатации аппаратуры электросвязи приведены в приложении А настоящего стандарта. |
4.1.4 Классы аппаратуры железнодорожной электросвязи, степени жесткости испытаний на помехоустойчивость и критерии качества функционирования при испытаниях на помехоустойчивость должны быть указаны в стандартах на аппаратуру железнодорожной электросвязи и в технических условиях на аппаратуру железнодорожной электросвязи конкретного типа.
При этом показатели качества функционирования аппаратуры железнодорожной электросвязи при испытаниях на помехоустойчивость, соответствующие критериям качества функционирования А, В и С в соответствии с ГОСТ Р 55176.1 (МЭК 62236-1:2008), должны быть детализированы с учетом назначения, особенностей применения и режимов работы аппаратуры железнодорожной электросвязи конкретного типа.
4.1.5 Допускается применять аппаратуру железнодорожной электросвязи класса I в условиях, определенных для классов II, III и IV, аппаратуру железнодорожной электросвязи класса II - в условиях, определенных для классов III и IV, аппаратуру железнодорожной электросвязи класса III - в условиях, определенных для класса IV, в соответствии с ГОСТ Р 50932.
4.2.1 Устойчивость к электростатическим разрядам
Степени жесткости испытаний аппаратуры железнодорожной электросвязи на помехоустойчивость и критерии качества функционирования при воздействии контактных и воздушных разрядов в соответствии с ГОСТ Р 51317.4.2 (раздел 5) на порт корпуса должны быть установлены в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 - Устойчивость к электростатическим разрядам
Класс аппаратуры железнодорожной электросвязи | Критерий качества функционирования | |||
I, III | II, IV | |||
Степень жесткости испытаний | Испытательное напряжение, кВ | Степень жесткости испытаний | Испытательное напряжение, кВ | |
3 | 6 (контактный разряд) | 2 | 4 (контактный разряд) | А, В |
Применяют для классов I, II аппаратуры железнодорожной электросвязи. |