4.1 Оборудование железнодорожного подвижного состава для проверки соответствия требованиям по стойкости (устойчивости и/или прочности) к механическим ВВФ подвергают испытаниям установленной продолжительности, моделирующим условия эксплуатации за весь предполагаемый срок службы (испытания на вибропрочность).
Испытания на вибропрочность, моделирующие срок службы, проводят следующими наиболее общими методами:
- усиления: увеличение уровней вибрации и уменьшение временной базы;
- временного сжатия: сохранение развития уровней вибрации во времени и уменьшение временной базы;
- прореживания: удаление периодов времени при уровнях вибрации ниже установленного порогового значения*.
_______________
* В настоящем стандарте данный метод не рассматривается.
Испытания при воздействии случайной вибрации и удара проводят по настоящему стандарту методом усиления в соответствии с ГОСТ 28213, ГОСТ 28231, ГОСТ 30630.1.9.
Испытания при воздействии синусоидальной вибрации и ударов проводят по настоящему стандарту методами, соответствующими методу временного сжатия, в соответствии с ГОСТ Р 51371, ГОСТ 20.57.406, ГОСТ 16962.2, ГОСТ 28203, ГОСТ 28215, ГОСТ 28231, ГОСТ 30630.0.0, ГОСТ 30630.1.1, ГОСТ 30630.1.2.
При наличии эксплуатационных данных соответствие требованиям настоящего стандарта в части воздействия случайной вибрации проверяют в соответствии с приложением А.
Методы определения расчетных уровней вибрации при проектировании оборудования, соответствующего требованиям настоящего стандарта, приведены в приложении В.
Испытания проводят:
- при воздействии случайной вибрации по одной координатной оси (испытания при многокоординатном воздействии случайной вибрации выходят за область применения настоящего стандарта);
- при одновременном или последовательном воздействии синусоидальной вибрации по трем взаимно перпендикулярным направлениям.
При наличии требований по прочности и/или устойчивости к воздействию случайной вибрации оборудование, имеющее не менее четырех резонансов в рабочем диапазоне частот, испытывают на воздействие случайной вибрации; оборудование, имеющее менее четырех резонансов в рабочем диапазоне частот, испытывают на воздействие синусоидальной вибрации.
Испытания оборудования при воздействии случайной вибрации разделяют на категории в зависимости от размещения оборудования на железнодорожном подвижном составе. Категории испытаний оборудования на воздействие случайной вибрации, в зависимости от размещения на железнодорожном подвижном составе, приведены в таблице 1 и представлены в приложении С.
Таблица 1 - Категории испытаний оборудования на железнодорожном подвижном составе
Категория испытаний | Область распространения категорий испытаний |
Категория 1 | Оборудование, установленное в кузове |
Класс А | Ящики (шкафы), сборочные узлы, оборудование и элементы, устанавливаемые непосредственно в кузове (на кузове) или под кузовом |
Класс Б | Прочее оборудование, устанавливаемое внутри монтажного ящика (шкафа), который, в свою очередь, непосредственно установлен в кузове (на кузове) или под кузовом |
Категория 2 | Оборудование, установленное на тележке: ящики, сборочные узлы, оборудование и элементы |
Категория 3 | Оборудование, установленное на оси колесной пары: сборочные узлы, оборудование и элементы, которые устанавливают на собранной колесной паре |
Примечания 1 Класс Б применяют тогда, когда размещение оборудования не определено. 2 На подвижном составе с одной ступенью подвешивания, например грузовой вагон, устанавливаемое на оси колесной пары, оборудование испытывают по категории 3, а все остальное оборудование - по категории 2, если не оговорено иное. |
Соответствие категорий испытаний и групп механического исполнения приведено в таблице 2.
Таблица 2 - Соответствие категорий оборудования и групп механического исполнения оборудования
Категория испытаний | Группа механического исполнения | Область распространения групп механического исполнения |
1 | М25 | В кузовах (на кузовах) и под кузовами локомотивов, МВПС, СПС, вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта) |
2 | М26 | На тележках локомотивов, МВПС, СПС, вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта) для подрессоренного оборудования |
3 | М27 | На тележках локомотивов, МВПС, СПС, вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта) для неподрессоренного оборудования |
4.2 По заявке заказчика проводят дополнительные или специальные вибрационные испытания оборудования на воздействие случайной вибрации, в том числе:
- оборудования, устанавливаемого или соединяемого с оборудованием, которое создает возбуждение с фиксированной частотой;
- тяговых электродвигателей, пантографов, тормозных колодок, элементов подвески и механических узлов, предназначенных для передачи усилий и/или крутящего момента, на которые распространяются специальные требования на их применение на железнодорожном подвижном составе;
- оборудования, предназначенного для использования в специальных рабочих условиях, устанавливаемых заказчиком.
4.3 Число единиц оборудования в выборке для испытаний на воздействие вибрации и удара (испытаний на стойкость к механическим ВВФ) - одна единица оборудования, если иное не установлено в стандартах и ТУ на оборудование.