Входные данные. Вся информация о рисках, полученная в результате деятельности по менеджменту риска (см. рисунок 1).
Действие. Должен осуществляться обмен информацией о риске или ее совместное использование лицом, принимающим решение, и другими причастными сторонами.
Руководство по реализации. Коммуникация риска представляет собой деятельность, связанную с достижением соглашения о том, как осуществлять менеджмент риска путем обмена и/или совместного использования информации о риске лицами, принимающими решения, и другими причастными сторонами. Информация включает в себя наличие, характер, форму, вероятность, серьезность, обработку и приемлемость рисков, но этими факторами не ограничивается.
Эффективная коммуникация между причастными сторонами имеет большое значение, поскольку она может оказывать существенное влияние на решения, которые должны быть приняты. С помощью коммуникации сотрудники, отвечающие за осуществление менеджмента риска, и лица, относящиеся к заинтересованным кругам, достигают понимания основы, на которой принимаются решения, и причины необходимости выполнения определенных действий. Коммуникация является двунаправленным процессом.
Осознание риска может быть разным из-за различий в предположениях, понятиях, потребностях, проблемах и беспокойствах причастных сторон, связанных с риском или обсуждаемыми проблемами. Причастные стороны, как правило, выносят суждения о приемлемости риска на основе своего осознания риска. Поэтому очень важно обеспечить, чтобы осознание риска причастными сторонами, а также осознание ими выгод могло быть определено и документировано, а лежащие в основе причины были четко поняты и учтены.
Коммуникация риска должна осуществляться с целью достижения следующего:
- обеспечения доверия к результатам менеджмента риска организации;
- сбора информации о риске;
- совместного использования результатов оценки риска и представления плана обработки риска;
- предотвращения или снижения возможности возникновения и последствий нарушений ИБ из-за отсутствия взаимопонимания между принимающими решения лицами и причастными сторонами;
- поддержки принятия решений;
- получения новых знаний об ИБ;
- координации с другими сторонами и планирования реагирования с целью уменьшения последствий какого-либо инцидента;
- выработки чувства ответственности по отношению к рискам у лиц, принимающих решения, и причастных сторон;
- повышения осведомленности.
Организация должна разрабатывать планы коммуникации риска как для повседневной работы, так и для чрезвычайных ситуаций. Следовательно, деятельность, связанная с коммуникацией риска, должна выполняться непрерывно.
Координация между лицами, принимающими окончательные решения, и иными причастными сторонами может быть достигнута путем создания комитета, который будет обсуждать проблемы возникновения рисков, назначать приоритеты и вырабатывать решения по обработке и принятию рисков.
Важно поддерживать сотрудничество с соответствующим отделом по связям с общественностью или информационным отделом организации, чтобы координировать все задачи, связанные с коммуникацией риска. Это крайне важно в случаях сообщения о действиях в кризисных ситуациях, например, в ответ на определенные инциденты.
Выходные данные. Постоянное понимание процесса менеджмента риска ИБ организации.