ГОСТ Р 53838-2010
Группа Д24
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двигатели автомобильные
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Automobile engines. Noise exposure limits and measurement techniques
ОКС 43.060
ОКП 45 0000
Дата введения 2010-09-15
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 166-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на двигатели внутреннего сгорания (ДВС), выпускаемые для комплектации автомобильных транспортных средств (АТС), предназначенных для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог Российской Федерации.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51401-99 (ИСО 3744-94) Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Технический метод в существенно свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью
ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 23941-2002 Шум машин. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования
ГОСТ 27408-87 Шум. Методы статистической обработки результатов определения и контроля уровня шума, излучаемого машинами
ГОСТ 30691-2001 (ИСО 4871-96) Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Настоящий стандарт устанавливает шумовые характеристики автомобильных двигателей:
- корректированный по частотной характеристике шумомера уровень звукового давления , дБА;
- уровни звукового давления в октавных или третьоктавных полосах частот , дБ;
- уровни звуковой мощности в октавных полосах частот с среднегеометрическими частотами от 125 до 8000 Гц, дБ;
- корректированный по частотной характеристике А шумомера (далее - корректированный по А) уровень звуковой мощности , дБА.
3.2 Шумовые характеристики по 3.1 подлежат определению и контролю при приемочных испытаниях двигателей, и их значения могут быть заявлены предприятием-изготовителем в соответствии с ГОСТ 30691. Способы определения шума двигателей по ГОСТ 30691 приведены в приложении А.
Шумовые характеристики по 3.1 определяют в исследовательских целях, при акустическом проектировании двигателей и сопоставлении их конструкций по акустическому излучению, для сравнения с нормами шума и т.д. При приемочных испытаниях двигателя должны определяться все шумовые характеристики, указанные в 3.1, а при контрольных испытаниях - только уровень звукового давления .
3.3 Шумовые характеристики определяют для единичных двигателей и видов (типов, моделей, марок) двигателей или их партий и включают в сопроводительные документы в форме заявления по ГОСТ 30691 и (или) в эксплуатационные документы (паспорт, этикетку, руководство по эксплуатации и другие по выбору предприятия-изготовителя).
3.4 Шумовые характеристики для партии двигателей определяют на основе статистической обработки результатов измерений выборки машин по ГОСТ 27408 или ГОСТ 30691.
4.1 Уровни звукового давления для двигателей, запущенных в производство до 01.01.2012 г., а также модернизируемых в этот период, измеренные при различных частотах вращения коленчатого вала и работе двигателя с полной нагрузкой, не должны превышать значений, приведенных в таблице 1.
4.2 Допустимые уровни звукового давления для двигателей, выпуск которых будет начат с 01.01.2012 г., при режимах работы ДВС, указанных в 4.1, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Допустимые значения уровней звукового давления
Тип двигателя | Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин | , дБА | Транспортные средства | |
До 01.01.2012 г. | После 01.01.2012 г. | |||
V-8 дизель | 1700-2100 | 98 | 96 | М, N |
V-6 дизель | 1700-2100 | 97 | 96 | М, N |
V-8 бензиновый | 3200 | 94 | 94 | М, N |
Р-6 дизель | 2500 | 97 | 95 | М, N, М, N |
Р-4 дизель | свыше 2500 | 98 | 96 | М, N |
Р-4 дизель | 2500 включ. | 96 | 94 | М, N |
Р-4 бензиновый | свыше 4000 | 99 | 97 | М, N |
Р-4 бензиновый | 4000 включ. | 96 | 94 | М, N |
Примечание Для заводов, выпускающих двигатели для автомобилей собственного производства, нормы на допустимые значения уровней звукового давления не устанавливают. Уровень внешнего и внутреннего шума этих автомобилей должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51616 и [1]. Это положение распространяется на автомобили и автобусы, выпускаемые другими предприятиями, где применяются упомянутые выше двигатели. |
4.3 Нормирование проводят на измерительном расстоянии 1 м. При измерении на другом измерительном расстоянии необходимо пересчитать полученный результат в соответствии с приложением Б настоящего стандарта.
5.1 Измерения шумовых характеристик двигателя проводят:
- в заглушенной камере с отражающим полом;
- в испытательных помещениях (со звукопоглощающими облицовками стен и потолка и без них).
5.2 Объем испытательного помещения без звукопоглощающих облицовок должен быть не менее 200 м.
5.3 Для оценки свойств звукового поля и учета влияния отраженного звука в испытательном помещении перед измерением шума двигателя определяют значение коэффициента акустических условий помещения , дБА по ГОСТ Р 51401 (ИСО 3744). Звуковое поле считают удовлетворительным, если 2 дБА. Если 2 дБА, то следует выбрать меньшую измерительную поверхность или уменьшить отражение звука от ограждающих конструкций. Определение значения приведено в приложении Б.
Для измерения шума двигателей применяют приборы:
- шумомеры по ГОСТ Р 53188.1;
- фильтры электронные октавные и третьоктавные по ГОСТ 17168.
Микрофон должен быть предназначен для измерений в свободном звуковом поле.
7.1 Испытательный стенд и его оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТ 14846.
7.2 Двигатель должен быть расположен таким образом, чтобы его боковые поверхности находились на расстоянии не менее 2 м от ограждающих конструкций. Двигатель устанавливают на моторный стенд на типовых подмоторных стойках.
7.3 Двигатель должен быть закреплен на испытательном стенде при помощи виброизоляторов, применяемых на автомобиле для данного двигателя или эквивалентных им по упругой характеристике.
7.4 Двигатель должен быть укомплектован в соответствии с приложением В. Вспомогательные устройства и оборудование, необходимые для специальных целей в условиях эксплуатации автомобиля (компрессор сервомеханизмов, система кондиционирования, элементы, предназначенные для отопления кузова и т.п.), должны быть отключены или демонтированы.
7.5 Двигатель, поступивший на акустические испытания, должен пройти обкатку в установленном объеме и иметь показатели, соответствующие требованиям конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.
7.6 Калибровку шумоизмерительных приборов, включая измерительный микрофон, проводят до и после проведения серии измерений, в соответствии с ГОСТ Р 51401. При калибровке применяют источник звукового сигнала, уровень звукового давления которого известен и погрешность не превышает ±0,1 дБ.
7.7 Выбор измерительной поверхности
7.7.1 Строят огибающий параллелепипед - воображаемую поверхность, представляющую собой прямоугольный параллелепипед наименьших размеров, полностью вмещающий источник шума и опирающийся на одну звукоотражающую плоскость. Выступающие части источника шума, про которые известно, что они не дают заметного вклада в шум, допускается не включать в огибающий параллелепипед.
7.7.2 Измерительная поверхность служит местом размещения точек измерений, охватывает огибающий параллелепипед и опирается на звукоотражающую плоскость.
Измерительная поверхность в виде параллелепипеда имеет грани, параллельные огибающему параллелепипеду, и удалена от него на измерительное расстояние , м.
7.7.3 Измерительное расстояние измеряют по перпендикуляру между соответствующими гранями измерительной поверхности и огибающего параллелепипеда и выбирают из ряда 0,5; 1,0; 2,0 м, насколько это позволяет испытательное пространство. Предпочитаемое значение 1,0 м.