ГОСТ Р 53838-2010
Группа Д24
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двигатели автомобильные
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Automobile engines. Noise exposure limits and measurement techniques
ОКС 43.060
ОКП 45 0000
Дата введения 2010-09-15
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 166-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на двигатели внутреннего сгорания (ДВС), выпускаемые для комплектации автомобильных транспортных средств (АТС), предназначенных для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог Российской Федерации.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51401-99 (ИСО 3744-94) Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Технический метод в существенно свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью
ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 23941-2002 Шум машин. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования
ГОСТ 27408-87 Шум. Методы статистической обработки результатов определения и контроля уровня шума, излучаемого машинами
ГОСТ 30691-2001 (ИСО 4871-96) Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Настоящий стандарт устанавливает шумовые характеристики автомобильных двигателей:
- корректированный по частотной характеристике шумомера уровень звукового давления , дБА;
- уровни звукового давления в октавных или третьоктавных полосах частот , дБ;
- уровни звуковой мощности в октавных полосах частот с среднегеометрическими частотами от 125 до 8000 Гц, дБ;
- корректированный по частотной характеристике А шумомера (далее - корректированный по А) уровень звуковой мощности , дБА.
3.2 Шумовые характеристики по 3.1 подлежат определению и контролю при приемочных испытаниях двигателей, и их значения могут быть заявлены предприятием-изготовителем в соответствии с ГОСТ 30691. Способы определения шума двигателей по ГОСТ 30691 приведены в приложении А.
Шумовые характеристики по 3.1 определяют в исследовательских целях, при акустическом проектировании двигателей и сопоставлении их конструкций по акустическому излучению, для сравнения с нормами шума и т.д. При приемочных испытаниях двигателя должны определяться все шумовые характеристики, указанные в 3.1, а при контрольных испытаниях - только уровень звукового давления .
3.3 Шумовые характеристики определяют для единичных двигателей и видов (типов, моделей, марок) двигателей или их партий и включают в сопроводительные документы в форме заявления по ГОСТ 30691 и (или) в эксплуатационные документы (паспорт, этикетку, руководство по эксплуатации и другие по выбору предприятия-изготовителя).
3.4 Шумовые характеристики для партии двигателей определяют на основе статистической обработки результатов измерений выборки машин по ГОСТ 27408 или ГОСТ 30691.
4.1 Уровни звукового давления для двигателей, запущенных в производство до 01.01.2012 г., а также модернизируемых в этот период, измеренные при различных частотах вращения коленчатого вала и работе двигателя с полной нагрузкой, не должны превышать значений, приведенных в таблице 1.
4.2 Допустимые уровни звукового давления для двигателей, выпуск которых будет начат с 01.01.2012 г., при режимах работы ДВС, указанных в 4.1, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Допустимые значения уровней звукового давления
Тип двигателя | Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин | , дБА | Транспортные средства | |
До 01.01.2012 г. | После 01.01.2012 г. | |||
V-8 дизель | 1700-2100 | 98 | 96 | М, N |
V-6 дизель | 1700-2100 | 97 | 96 | М, N |
V-8 бензиновый | 3200 | 94 | 94 | М, N |
Р-6 дизель | 2500 | 97 | 95 | М, N, М, N |
Р-4 дизель | свыше 2500 | 98 | 96 | М, N |
Р-4 дизель | 2500 включ. | 96 | 94 | М, N |
Р-4 бензиновый | свыше 4000 | 99 | 97 | М, N |
Р-4 бензиновый | 4000 включ. | 96 | 94 | М, N |
Примечание Для заводов, выпускающих двигатели для автомобилей собственного производства, нормы на допустимые значения уровней звукового давления не устанавливают. Уровень внешнего и внутреннего шума этих автомобилей должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51616 и [1]. Это положение распространяется на автомобили и автобусы, выпускаемые другими предприятиями, где применяются упомянутые выше двигатели. |
4.3 Нормирование проводят на измерительном расстоянии 1 м. При измерении на другом измерительном расстоянии необходимо пересчитать полученный результат в соответствии с приложением Б настоящего стандарта.
5.1 Измерения шумовых характеристик двигателя проводят:
- в заглушенной камере с отражающим полом;
- в испытательных помещениях (со звукопоглощающими облицовками стен и потолка и без них).
5.2 Объем испытательного помещения без звукопоглощающих облицовок должен быть не менее 200 м.
5.3 Для оценки свойств звукового поля и учета влияния отраженного звука в испытательном помещении перед измерением шума двигателя определяют значение коэффициента акустических условий помещения , дБА по ГОСТ Р 51401 (ИСО 3744). Звуковое поле считают удовлетворительным, если 2 дБА. Если 2 дБА, то следует выбрать меньшую измерительную поверхность или уменьшить отражение звука от ограждающих конструкций. Определение значения приведено в приложении Б.
Для измерения шума двигателей применяют приборы:
- шумомеры по ГОСТ Р 53188.1;
- фильтры электронные октавные и третьоктавные по ГОСТ 17168.