ГОСТ Р 53828-2010
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА
Технические требования и методы испытаний
Vehicles. System of microclimate. Technical requirements and test methods
ОКС 43.040.60
ОКП 45 0000
Дата введения 2010-09-15
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 156-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на применяемые на автомобильных транспортных средствах (АТС) системы микроклимата - отопления, вентиляции и кондиционирования (охлаждения) для обеспечения комфортных условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров, в том числе кузовах-фургонах для перевозки людей.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36) Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции
ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН N 52) Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М и М в отношении их общей конструкции
ГОСТ Р 50746-2000 Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства для атомных станций. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50779.30-95 Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования
ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования
ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества
ГОСТ Р ИСО/ТО 8550-1-2007 Статистические методы. Руководство по выбору и применению систем статистического приемочного контроля дискретных единиц продукции в партиях. Часть 1. Общие требования
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 17.2.6.02-85 Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования
ГОСТ 8711-93 (МЭК 51-2-84) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 2. Особые требования к амперметрам и вольтметрам
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 28261-89 (ИСО 4130-78, ИСО 6549-80) Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 климатическая установка: Устройство, в котором объединены системы отопления, кондиционирования (охлаждения) и вентиляции.
3.2 система отопления: Устройства, обеспечивающие регулируемый нагрев воздуха в кабине и пассажирском помещении АТС и обогрев ветровых стекол.
3.3 система кондиционирования воздуха (СКВ): Система, состоящая из функциональных элементов и обеспечивающая регулируемое охлаждение и влажность воздуха в заданном объеме кабины и пассажирского помещения АТС.
3.4 система вентиляции: Элементы фургона и климатической установки, обеспечивающие воздухообмен между наружным воздухом и внутренним помещением АТС, с удалением избытков тепла.
4.1 Общие положения
Требования, установленные настоящим стандартом, дифференцированы в зависимости от климатического исполнения У, УХЛ и ХЛ ГОСТ 15150. Границы и географическое положение климатических районов на территории РФ - в соответствии с ГОСТ Р 50992.
4.2 Климатические системы АТС должны работать на наружном и рециркуляционном воздухе, в которых применены воздушные фильтры для очистки подаваемого воздуха от пыли и твердых частиц от отработавших газов двигателей АТС с коэффициентом очистки не более 1% при перепаде давления не более 1,0 кПа.
4.3 Заборные отверстия для подачи наружного воздуха должны располагаться не ниже 50 мм подоконного пояса АТС.
4.4 Конструкция климатической системы должна обеспечивать предельно допустимое содержание вредных веществ в кузове (кабине), не более:
- СО - 2 г/м;
- СО - 20 мг/м;
- СН - 7000 мг/м;
- NO - 5 мг/м;
- CC - 300 мг/м.
4.5 На АТС, предназначенных для работы при температурах наружного воздуха ниже минус 30 °С, должна применяться резервная (аварийная) система отопления, не связанная с системой охлаждения двигателя или отключающаяся от нее, которую возможно применять для предвыездного прогрева кабины (пассажирского помещения) АТС.
4.6 Климатические системы должны обеспечивать очистку от запотевания и обмерзания ветрового стекла на площади очистки очистителями и боковых стекол для обзора зеркал заднего вида. Для автомобилей исполнения УХЛ и ХЛ возможно применение ветровых стекол с электроподогревом.
4.7 Элементы и агрегаты климатических систем должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов и иметь ресурс работы в соответствии с конструкторской документацией (КД), утвержденной в установленном порядке.
4.8 При работе климатических систем уровень шума не должен превышать (78±2) дБ, вибрации 9·10 м/с, инфразвука 100 дБ и соответствовать ГОСТ Р 51616.
4.9 Температура поверхностей ограждений фургона и распределительных устройств климатических систем, с которыми возможно соприкосновение водителя и пассажиров, должна быть не ниже 5 °С и не выше 50 °С.
4.10 Конструкция кабины (пассажирских помещений) должна обеспечивать теплозащиту:
- средний коэффициент теплопередачи 2,5 Вт/(м·К);
- темп охлаждения не более 0,4 °С/м;
- остаточная тепловая облученность от ограждений 35 Вт/м, от окон - 100 Вт/м.
4.11 Система электропитания АТС должна обеспечивать положительный баланс при работе на всех режимах систем микроклимата.
4.12 Система отопления
4.12.1 Система отопления должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине и пассажирском помещении:
- для АТС исполнения У в соответствии с таблицей 1 через 15 мин с начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °С;
- для АТС исполнения У, УХЛ и ХЛ в соответствии с таблицей 2 через 30 мин с начала движения при температуре окружающей среды от минус 25 °С до минус 60 °С.
Таблица 1 - Требования к параметрам микроклимата исполнения У до минус 25 °С
Место контроля | Наименование параметра | Значение параметра |
Рабочее место водителя | Подвижность воздуха, м/с, не более: | |
- в зоне головы | 0,6 | |
- в зоне пояса | 0,6 | |
Температура воздуха, °С, не менее: | ||
- в зоне головы | 10 | |
- в зоне ног | 16 | |
Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы, °С | 3-6 | |
Места пассажиров (экипажа) | Температура воздуха в зоне пояса, °С, не менее | 15 |
Таблица 2 - Требования к параметрам микроклимата исполнения УХЛ, ХЛ
Место контроля | Наименование параметра | Значение параметра | |
А | Б | ||
Рабочее место водителя | Подвижность воздуха, м/с, не более: | ||
- в зоне головы | 0,6 | 1,0 | |
- в зоне пояса | 1,0 | 1,0 | |
Температура воздуха, °С, не менее: | |||
- в зоне головы | 15 | 10 | |
- в зоне пояса | 17 | 12 | |
- в зоне ног | 19 | 13 | |
Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы, °С | 3-5 | 3-5 | |
Места пассажиров (экипажа) | Температура воздуха, °С, не менее: | ||
- в зоне головы | 10 | 0 | |
- в зоне пояса | 17 | 10 | |
Примечания 1 Требования колонки А применяются для всех АТС, кроме АТС, относящихся к классу I, в соответствии с ГОСТ Р 41.36 (Правила ЕЭК ООН N 36) или к классу А в соответствии с ГОСТ Р 41.52 (Правила ЕЭК ООН N 52). 2 Требования колонки Б применяются для АТС, относящихся к классу I в соответствии с ГОСТ Р 41.36 (Правила ЕЭК ООН N 36) или к классу А в соответствии с ГОСТ Р 41.52 (Правила ЕЭК ООН N 52). |