Соглашение об обозначении точек измерений вибрации
D.1 Введение
Рекомендации в отношении информации, регистрируемой по результатам измерений, даны в приложении В. Настоящее приложение указывает способ представления информации о точках измерений вибрации в соответствии с соглашением Объединения открытых систем по управлению данными в машиностроении [Machinery Information Management Open Systems Alliance (MIMOSA)]. По соглашению MIMOSA, основанному на действующих нормативных документах (например, [20]), практике работ и логической взаимосвязи информации, позволяющей распространить соглашение на случаи нетипичных ситуаций (например, для вертикальных машин), представлению подлежат сведения о местах установки датчиков, их типе и ориентации.
В процессе подготовки соглашения было принято решение о включении дополнительно обозначений частей машин, таких как валы и зубчатые колеса. Применяемый код позволяет также идентифицировать датчики (преимущественно для измерений вибрации в осевом направлении), установленные на противоположных концах машины, так что движение машины в заданном направлении соответствует положительному сигналу с одного датчика и отрицательному с другого. Эти дополнения, подробное описание которых приведено ниже, не типичны для современных методов описания точек измерений. Однако можно ожидать, что необходимость в них возникнет с распространением автоматических экспертных систем диагностики. Если эти дополнения считают излишними или они не соответствуют практике сбора данных, то следует предусмотреть средства преобразования кода для удаления избыточной информации без возложения этой обязанности на пользователя.
D.2 Соглашение MIMOSA
D.2.1 Определение
Соглашение определяет способ указания местоположения датчика, его типа и ориентации. Шесть независимых идентификаторов объединены в 14-символьный (без пробелов) код (см. таблицу D.1).
Пример - Код SFTA003AC090RN содержит следующую информацию о точке и способе измерений: вал А, корпус подшипника 3, однокомпонентный акселерометр под углом 90° против часовой стрелки от нулевой отметки фазы, радиальное направление оси, нормальное направление колебаний
Иллюстрирующие соглашение примеры, приведенные ниже, не могут охватить все многообразие конструкций машин. Тем не менее, следуя общим принципам соглашения, можно надежно идентифицировать особенности проведения любых измерений на машинах любого вида.
Таблица D.1 - Правила применения соглашения MIMOSA для точек измерений
Описание части кода | Длина части кода | Пример |
Часть машины (вал, редуктор, барабан и т.п.) | Четыре буквенно-цифровых символа | См. D.2.2 Если не определена - ХХХХ |
Расположение (точка на конструкции машины) | Три цифры | От 001 до 999 |
Тип датчика | Две буквы | См. таблицу D.2 Если не определена - XX |
Угловое положение | Три цифры | От 000 до 360 Если не определена - XXX |
Направление оси датчика | Одна буква | См. таблицу D.3 Если не определена - X |
Направление движения | См. D.2.7 |
D.2.2 Части машин
Комбинация из четырех произвольно задаваемых буквенно-цифровых символов позволяет идентифицировать часть машины, на которой проводят измерения. Примеры таких комбинаций: для вала А электродвигателя - MTRA, для вала В насоса - РМРВ, для редуктора с валами С и D - GBXC и GBXD, для отдельного барабана - ROLL. Возможны другие комбинации, если для точного определения типа измерений нужна дополнительная информация.
D.2.3 Расположение датчика на корпусе машины
D.2.3.1 Общие положения
Последовательность цифр указывает подшипник, на котором проводят измерения. Комбинации из трех цифр достаточно, чтобы охватить возможные точки измерений практически любой машины.
D.2.3.2 Горизонтальные машины
Примерами горизонтальных машин (машин с горизонтальным расположением ротора) являются: турбины, электродвигатели, насосы, вентиляторы, компрессоры, редукторы.
Нумерацию (точка 001) начинают с крайнего подшипника неприводного конца привода и продолжают для подшипников ведущего вала последовательно до последнего подшипника. Для машин с несколькими валами, соединенными механизмами передачи, нумеруют последовательно подшипники ведущего вала, продолжают нумерацию для подшипников ведомого вала и так до последнего ведомого вала машины (см. рисунок D.1).
Рисунок D.1 - Обозначение подшипников турбины
Подшипники каждого промежуточного вала нумеруют в том же порядке (см. рисунок D.2).