7.1 Общие положения
Измеряемые величины и виды измерений, рекомендуемые в целях вибрационного контроля состояния машин, указаны в разделе 5. Результаты измерений могут быть представлены и проанализированы многими способами, которые необходимо определить перед тем, как устанавливать базовый уровень вибрации. Эти способы включают в себя (но не ограничиваются):
- представление изменений (тренда) параметров широкополосной вибрации;
- спектральный анализ;
- анализ изменений частотных составляющих вибрации и вибрации в узких полосах частот;
- анализ каскадных спектров;
- представление данных в виде диаграмм Боде и Найквиста, векторный анализ;
- анализ орбиты движения вала.
Методы многопараметрического диагностирования и диагностические модели в виде нейронных сетей в настоящем стандарте не рассматриваются.
Примечание - Более подробная информация о методах анализа и представления данных - в [25].
7.2 Измерения базового уровня
7.2.1 Общие положения
Базовый уровень вибрации представляет собой данные (набор данных), полученных в момент, когда машина находится в хорошем состоянии, а ее работа может быть признана стабильной. Результаты всех последующих измерений сравнивают с базовым уровнем для выявления возможных изменений вибрационного состояния. Базовый уровень должен определять стабильное вибрационное состояние машины предпочтительно в нормальном режиме работы. Для машин с несколькими рабочими режимами может потребоваться установление базового уровня для каждого из них.
У новых машин и машин после капитального ремонта существует период приработки (обычно это первые несколько дней или недель работы), в течение которого имеет место изменение параметров вибрации. Поэтому сбор данных для определения базового уровня должен начинаться после завершения периода приработки.
Базовый уровень может быть определен и для машин, которые достаточно долгое время находились в эксплуатации, прежде чем были включены в программу контроля состояния. За этот уровень можно принять параметры вибрации на момент начала контроля.
Сбор данных о вибрации и эксплуатационных параметрах машины следует повторить несколько раз через определенные промежутки времени, чтобы убедиться в стабильности вибрационного состояния. После этого можно определить базовый уровень вибрации и сравнить его с рекомендациями соответствующих стандартов, чтобы оценить возможности дальнейшей эксплуатации машины. Следует также проверить вибрацию, для которой определен базовый уровень, на наличие характерных признаков, свидетельствующих об отклонениях в техническом состоянии.
Дальнейшие неисправности будут выявляться по результатам сравнения текущего вибрационного состояния с базовым уровнем. Данные, определяющие базовый уровень, должны быть надежно сохранены и легкодоступны.
В базовый уровень могут быть включены все параметры вибрации, которые используют для описания вибрационного состояния машины. Чем более полным будет это описание, тем больше вероятность своевременного определения, анализа и отслеживания возникающих неисправностей. Данные, используемые для определения базового уровня вибрации, могут включать:
- уровень широкополосной вибрации (перемещения, скорости или ускорения);
- сигнал вибрации;
- частоту вращения ротора;
- амплитуду составляющей оборотной частоты;
- векторы (амплитуду и фазу) частотных составляющих вибрации;
- частотный спектр вибрации в стационарном режиме;
- спектр огибающей высокочастотной случайной вибрации;
- частотные характеристики для режимов разгона и выбега (диаграмму Боде, каскадный спектр, диаграмму Найквиста);
- орбиту движения вала;
- положение оси вала.