Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 13373-1-2009 Контроль состояния и диагностика машин. Вибрационный контроль состояния машин. Часть 1. Общие методы

     4 Вибрационный контроль состояния

4.1 Общие положения

Контроль вибрации осуществляют для оценки технического состояния машины в процессе ее непрерывного длительного применения. В зависимости от вида машины и узлов, подлежащих контролю, измеряют один или несколько параметров вибрации с помощью соответствующих измерительных систем. Цель измерений - своевременно распознать отклонения состояния машины от нормального, чтобы выполнить корректирующие действия до того, как дефекты в различных частях машины приведут к ухудшению качества ее работы, сокращению срока службы или отказу.

Ниже описаны несколько видов систем контроля состояния. В зависимости от вида машины, ее состояния и других факторов может быть выбрана одна из этих систем или их сочетание.

4.2 Системы вибрационного контроля состояния
     


    4.2.1 Общие положения

Системы контроля состояния могут быть стационарными, полустационарными или предусматривать использование портативных сборщиков данных.

Выбор вида системы зависит от:

- степени важности машины;

- потерь от простоя машины;

- потерь в связи с неисправностью машины;

- стоимости машины;

- скорости развития возможных повреждений;

- доступности машины для технического обслуживания и ремонта (например, машина может быть установлена на атомной станции или в другом удаленном месте);

- доступности точек измерений вибрации;

- эффективности системы контроля (диагностики);

- режима работы машины (скорости, производительности);

- стоимости системы контроля;

- безопасности работы машины;

- возможных воздействий на окружающую среду.

4.2.2 Стационарные системы контроля

В системах данного вида датчики вибрации, согласующие усилители, устройства обработки и хранения данных установлены постоянно. Сбор данных может осуществляться непрерывно или периодически. Обычно такие системы используют для дорогостоящих или особо важных машин, а также в случае сложных задач контроля. На рисунке 1 показана типичная стационарная система, работающая в реальном масштабе времени.



1 - механизм привода; 2 - датчик перемещений вала; 3 - отметка фазы; 4 - датчик на опоре; 5 - приводной механизм; 6 - радиальное направление измерений; 7 - осевое направление измерений; 8 - принтер; 9 - компьютер с устройством хранения данных; 10 - устройство формирования сигнала


Примечание - На рисунке показан пример типичной системы контроля. Возможны другие конфигурации системы контроля (например, системы, где есть микропроцессор, часто имеют встроенное устройство формирования сигнала после его преобразования в цифровую форму).

Рисунок 1 - Типичная стационарная система контроля в реальном масштабе времени