ОСТ 32.41-95

Группа Д50

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики

Методы доказательства безопасности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики

Дата введения 1995-10-01

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Управлением сигнализации, связи и вычислительной техники МПС, Петербургским государственным университетом путей сообщения

РАЗРАБОТЧИКИ: Вл.В.Сапожников, академик AT РФ, д-р техн. наук (руководитель), В.В.Сапожников, академик AT РФ, д-р техн. наук, Д.В.Гавзов, канд. техн. наук (ответственный исполнитель), В.И.Талалаев, О.А.Наседкин, канд. техн. наук, А.Б.Никитин, канд. техн. наук, Е.Н.Розенберг, канд. техн. наук

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС РФ N Г-519-у от 28 июня 1995 г.

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на все виды систем и устройств (в дальнейшем - систем) железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), к которым в нормативной (НД) и конструкторской (КД) документации предъявляются требования безопасности в соответствии с ОСТ 32.17 и ОСТ 32.18. Стандарт может быть использован при проведении сертификационных работ.

Стандарт распространяется на системы, разрабатываемые по заказам Министерства путей сообщения РФ и поставляемые другими ведомствами и организациями для железнодорожного транспорта.

Стандарт устанавливает виды и методы доказательства безопасности систем, порядок их применения и определяет структуру документа "Доказательство безопасности".

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения приводятся в соответствии с Руководством ИСО/МЭК 2, ГОСТ 27.002 и ОСТ 32.17.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и руководящие документы:

- Руководство ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности;

- ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения;

- ОСТ 32.17-92 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Основные понятия. Термины и определения;

- ОСТ 32.18-92 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Выбор и общие правила нормирования показателей безопасности;

- ОСТ 32.19-92 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Общие требования к программам обеспечения безопасности;

- ОСТ 32.27-93 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Организация сбора и обработки информации о безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики;

- РТМ 32 ЦШ 1115842.01-94 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы и принципы обеспечения безопасности микроэлектронных СЖАТ;

- РТМ 32 ЦШ 1115843.02-94 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы расчета показателей безотказности и безопасности СЖАТ;

- РТМ 32 ЦШ 1115842.03-94 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Правила и методы обеспечения безопасности релейных схем;

- РД 32 ЦШ 1115842.01-93 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы испытаний на безопасность;

- РД 32 ЦШ 1115842.02-93 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Порядок и методы контроля показателей безопасности, установленных в нормативно-технической документации;

- РД 32 ЦШ 1115842.03-93 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Критерии опасных отказов;

- РД 32 ЦШ 1115842.04-93 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы расчета норм безопасности;

- РД 32 ЦШ 03.07-90 Аппаратура железнодорожной автоматики и связи. Общие технические условия;

- РД 32 ЦШ 03.08-90 Аппаратура железнодорожной автоматики и связи. Технические условия (ТУ). Методика испытаний (МИ). Типовая форма построения и изложения.

     3 Общие положения

3.1 Доказательство безопасности должно состоять из теоретической и экспериментальной частей. Оно является результатом мероприятий, проводимых в соответствии с программой обеспечения безопасности. Требования к программе обеспечения безопасности определены в ОСТ 32.19-92.

3.2 Доказательство безопасности осуществляется на всех стадиях разработки, сертификационных испытаний, пусконаладочных работ и эксплуатации системы железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ).

3.3 Целями доказательства безопасности являются:

- проверка выполнения концепции обеспечения безопасности:

- проверка соответствия СЖАТ качественным требованиям безопасности, сформулированным в нормативной и конструкторской документации;

- проверка соответствия показателей безопасности заданным в соответствии с РД 32 ЦШ 1115842.02-93 нормам.

3.4 Проверка выполнения концепции обеспечения безопасности системы должна быть направлена на доказательство:

- выполнения алгоритмических условий обеспечения безопасности движения поездов;

- выполнения конструктивных требований безопасности;

- защищенности от перехода в опасное состояние при ошибках в программном обеспечении, появлении отказа в аппаратных средствах или воздействии электромагнитных помех;

- защищенности от механических и климатических воздействий;

- защищенности от ошибочных и несанкционированных действий обслуживающего и оперативного персонала;

- защищенности от опасного искажения ответственной информации.

3.5 В документе "Доказательство безопасности" следует в письменной форме обосновать, что устройство или система являются безопасными в соответствии с ОСТ 32.17-92, 32.18-92.

3.6 Разработка документа "Доказательство безопасности" осуществляется организацией-разработчиком системы и устройств. Документ утверждается руководителем этой организации и представляется для независимого экспертного заключения в организацию, которая будет производить сертификационные испытания. При наличии положительного экспертного заключения система может быть допущена к эксплуатационным испытаниям.

3.7 "Доказательство безопасности" является обязательным документом при проведении сертификации соответствия требованиям безопасности.

     4 Виды доказательства безопасности

4.1 Доказательство безопасности основывается на шести видах доказательства, применяемых на различных стадиях создания, испытаний и эксплуатации системы:

- экспертных методах;

- расчетных методах;

- испытаниях на машинных моделях;

- стендовых испытаниях;

- испытаниях системы в условиях эксплуатации;

- сборах статистических данных об отказах в процессе эксплуатации.

4.2 Последовательность применения видов доказательства безопасности, используемые методы и программы испытаний по РД 32 ЦШ 1115842.01-93, РД 32 ЦШ 03.08-90 включаются в программу обеспечения безопасности, выполненную в соответствии с ОСТ 32.19-92.

4.3 Указанные в 4.1 виды доказательства должны носить законченный характер для подтверждения показателей безопасности или являться промежуточными этапами интегральной оценки показателей безопасности по результатам нескольких видов испытаний (см. приложение Б).

4.4 С учетом специфики устройств ЖАТ возможно исключение некоторых видов доказательства безопасности. При этом должна быть приведена мотивировка, которая является составной частью доказательства безопасности.

     5 Экспертные методы

5.1 Экспертные методы применяются на всех этапах разработки системы: при разработке технических предложений и технического задания, при эскизном и техническом проектировании, составлении рабочей документации [6].

5.2 Экспертами являются, как правило, сотрудники независимой организации, выполняющей сертификационные испытания систем и устройств. Независимые эксперты должны оценить: концепцию обеспечения безопасности, принятую разработчиками данной системы; критерии опасных отказов, определенные в соответствии с РД 32 ЦШ 1115842.03-93; требования и нормируемые показатели безопасности, их значения и методы расчета по РД 32 ЦШ 1115842.04-93; предлагаемые программно-технические решения. Эксперты проверяют технические решения на соответствие утвержденным правилам и методам построения безопасных схем (например РТМ 32 ЦШ 1115842.01-94, РТМ 32 ЦШ 1115842.03-94) с учетом возможных отказов. Объективность экспертизы определяется личным опытом экспертов, их знаниями в соответствующей области техники.

Для работы экспертам предоставляются научно-исследовательские отчеты, выпущенные разработчиками, ТЗ, ТУ, техническое описание, инструкции по обслуживанию и эксплуатации, рабочие программы и методики испытаний и т.п.

5.3 Основные задачи, которые должны решать эксперты на различных стадиях разработки и проектирования системы, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Этап

Задача

Технические предложения

Оценка концепции безопасности

Техническое задание

Оценка принятых норм и требований безопасности

Эскизное проектирование

Оценка уровня безопасности выбранного варианта системы

Технический проект

Оценка принятых технических решений и списка опасных отказов

Рабочая документация

Оценка результатов испытаний имитационной модели СЖАТ и достигнутого проектного уровня безопасности



     6 Расчетные методы

6.1 Расчетные методы реализуются на основе утвержденных методик, например РТМ 32 ЦШ 1115842.02-94, и используются для обоснования предполагаемого уровня безопасности на разных этапах разработки системы.

6.2 В зависимости от требуемой точности при расчетах уровня безопасности должны учитываться [7]:

- отказы (сбои) основной и резервной аппаратуры;

- отказы и сбои внешних контрольных устройств;

- эффективность средств контроля;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs