ОСТ 32.17-92

Группа Д50


ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ

Основные понятия. Термины и определения


ОКСТУ 4201

Дата введения 1993-01-01

     
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Управлением сигнализации, связи и вычислительной техники МПС и Петербургским институтом инженеров железнодорожного транспорта.

РАЗРАБОТЧИКИ: Вл.В.Сапожников, академик AT РФ, д-р техн. наук (руководитель), В.В.Сапожников, академик AT РФ, д-р техн. наук, Д.В.Гавзов, канд. техн. наук (ответственный исполнитель), В.И.Талалаев, Д.С.Марков, канд. техн. наук, , В.А.Гладков, канд. техн. наук, Е.В.Самонина, Д.М.Котельников.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС РФ от 22 июля 1992 г. N Г-640у.

3. СРОК ПРОВЕРКИ 1997 г.

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ.

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 27.002-89

1.1

4.2

4.4



Настоящий отраслевой стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики, которые обязательны для применения в проектной и конструкторской документации, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Все термины и определения, которые используются в данном стандарте и не устанавливаются им, соответствуют ГОСТ 27.002-89 "Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения".

Понятия, определяемые стандартом, даются применительно к техническому объекту - элементу, устройству или системе железнодорожной автоматики и телемеханики (в дальнейшем просто - система). Железнодорожная автоматика и телемеханика - это комплекс технических систем, предназначенных для управления движением поездов и обеспечения безопасности движения.

Стандарт состоит из пяти разделов: общие понятия; показатели безопасности; безопасность дискретных систем; нормирование безопасности; обеспечение, определение и контроль безопасности.

Стандарт следует применять совместно с ГОСТ 27.002-89.

Термин

Определение

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Надежность

E. Dependability, reliability

Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования (по ГОСТ  27.002-89)

1.2. Безопасность системы железнодорожной автоматики

E. Railroad automatic system safety

Свойство системы непрерывно сохранять исправное, работоспособное или защитное состояние в течение некоторого времени или наработки

1.3. Защитное состояние

E. Protective state

Неработоспособное состояние системы, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации

1.4. Опасное состояние

E. Hazardous state

Неработоспособное состояние системы, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации

1.5. Защитный отказ

E. Protective failure

Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния системы при сохранении защитного состояния

1.6. Опасный отказ

Е. Hazardous failure

Событие, заключающееся в нарушении работоспособного и защитного состояний системы

1.7. Критерий опасного отказа

Е. Hazardous failure criterion

Признак или совокупность признаков опасного состояния системы, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской документации

1.8. Показатель безопасности

E. Safety measure

Количественная характеристика свойства безопасности

1.9. Наработка до опасного отказа

Е. Operating time to hazardous failure

Наработка системы от начала ее эксплуатации до возникновения первого опасного отказа

1.10. Наработка между опасными отказами

Е. Operating time between hazardous failures

Наработка системы от окончания восстановления ее работоспособного состояния из опасного состояния до возникновения следующего опасного отказа

1.11. Концепция безопасности

E. Safety conсeption

Совокупность положений, в соответствии с которыми осуществляется построение системы, отвечающей требованиям безопасности

1.12. Уровень безопасности

Е. Safety level

Совокупность требований к системе, определяемая предельными значениями показателей безопасности и удовлетворяющая определенным требованиям безопасности

1.13. Безопасная система

Е. Safety system

Система, построенная в соответствии с определенной концепцией безопасности и  удовлетворяющая заданному уровню безопасности

2. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Вероятность безопасной работы

Е. Safety function

Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ системы не наступает

2.2. Вероятность опасного отказа

Е. Hazardous failure probability

Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ наступит хотя бы один раз

2.3. Средняя наработка до опасного отказа

E. Mean operating time to hazardous failure

Математическое ожидание наработки системы до первого опасного отказа

2.4. Средняя наработка на опасный отказ

E. Mean operating time between hazardous failures

Отношение суммарной наработки восстанавливаемой системы к математическому ожиданию числа опасных отказов в течение этой наработки

2.5. Интенсивность опасных отказов

E. Hazardous failure rate

Условная плотность вероятности возникновения опасного отказа невосстановливаемой системы, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник

2.6. Параметр потока опасных отказов

Е. Hazardous failure intensity

Отношение математического ожидания числа опасных отказов восстанавливаемой системы за произвольно малую ее наработку к значению этой наработки

2.7. Коэффициент безопасности

Е. Safety factor

Вероятность того, что система окажется в работоспособном или защитном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается

3. НОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Нормирование безопасности

Е. Safety specification

Установление в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации количественных и качественных требований к безопасности

3.2. Нормируемый показатель безопасности

E. Specified safety measure

Показатель безопасности, значение которого регламентировано нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией на систему

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Программа обеспечения безопасности

E. Safety support programm

Документ, устанавливающий комплекс взаимосвязанных организационно-технических требований и мероприятий, подлежащих проведению на всех стадиях жизненного цикла системы и направленных на обеспечение заданного уровня безопасности

4.2. Безотказность

E. Reliability, failure-free operation

Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки (по ГОСТ 27.000-89*)

_______________

* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.3. Отказоустойчивость

E. Fault tolerance

Свойство системы  продолжать выполнение заданных функций при наличии отказов ее элементов за счет резервных возможностей

4.4. Безопасное поведение при отказе

Е. Safety failure behavior

Переход системы в защитное необратимое состояние при появлении отказа

4.5. Гарантоспособность

E. Dependability

Свойство система, позволяющее обоснованно полагаться на выполнение функций, для которых она предназначена.

4.6. Деградация системы автоматики

Е. Degradation

Свойство системы при появлении отказов отключать неисправные резервные элементы структуры

4.7. Реконфигурация системы автоматики

Е. Reconfiguration

Свойство системы изменять структуру путем отключения неисправных или включения резервных (восстановленных) элементов

4.8. Контроль безопасности

Е. Safety verification

Проверка соответствия системы заданным требованиям к  безопасности

4.9. Расчетный метод определения безопасности

Е. Analytical safety assessment

Метод, основанный на вычислении показателей безопасности по справочным данным о надежности компонентов и комплектующих изделий ЖАТ, по используемым мерам резервирования и контроля, по данным о безопасности объектов-аналогов и другой информации, имеющейся к моменту оценки безопасности

4.10. Расчетно-экспериментальный метод определения безопасности

Е. Analytical-experimental safety assessment

Метод, при котором показатели безопасности всех или некоторых составных частей объекта определяют по результатам испытаний и (или) эксплуатации, а показатели безопасности системы в целом рассчитывают по математической модели

4.11. Экспериментальный метод определения безопасности

Е. Experimental safety assessment

Метод, основанный на статистической обработке данных, получаемых при имитационных испытаниях или эксплуатации системы

Примечание к терминам 4.9-4.11. Аналогично определяют соответствующие методы контроля безопасности

4.12. Сертификация безопасности

Е. Safety certification

Действия третьей стороны, направленные на определение степени соответствия параметров системы конкретному стандарту и (или) нормативному документу по безопасности

4.13. Сертификат безопасности

Е. Safety certificate

Документ, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная система соответствует заданному на основании стандартов уровню безопасности

4.14. Испытание на безопасность

Е. Safety test

Испытания, проводимые с целью исследования безопасности системы

Примечание. В отличие от испытаний на надежность по ГОСТ 27.002-89 при испытаниях на безопасность не проводятся определительные испытания, так как появление опасных отказов - событие редкое и для получения достоверных результатов требуется подвергнуть испытаниям большое число систем ЖАТ в течение длительного времени. Ускоренные испытания на безопасность проводятся, как правило, с помощью специализированных программно-аппаратных имитационных комплексов, позволяющих значительно сократить сроки испытаний при различных режимах и условиях эксплуатации

5. БЕЗОПАСНОСТЬ ДИСКРЕТНЫХ СИСТЕМ

5.1. Ответственный объект управления

Е. Responsible controlled device

Объект управления, технология работы которого не допускает ложного включения или выключения

5.2. Защитное состояние дискретной системы

E. Protective state of digital system

Неработоспособное состояние системы, при котором не происходит опасного искажения алгоритма функционирования

5.3. Опасное состояние дискретной системы

Е. Hazardous state of digital system

Неработоспособное состояние системы, при котором происходит опасное искажение алгоритма функционирования

5.4. Ответственная информация

Е. Responsible Information

Информация, используемая в дискретной системе, искажение которой переводит систему в опасное состояние

5.5. Ответственная телемеханическая команда

Е. Responsible telemechanic command

Команда телеуправления или телесигнализации, несущая ответственную информацию

5.6. Безопасная система телемеханики

Е. Safety telemechanic system

Безопасная система, передающая ответственные телемеханические команды

5.7. Вид отказа дискретной системы

Е. Failure kind of digital system

Изменение логических сигналов 01 или 10 на выходе дискретной системы в результате отказа ее элементов

5.8. Элемент с несимметричными отказами

E. Nonsymmetrical failure component

Элемент, у которого интенсивность отказов разного вида различается на порядок и более

5.9. Элемент с симметричными отказами

Е. Symmetrical failure component

Элемент, у которого интенсивность отказов разного вида имеет один порядок

5.10. Безопасный элемент

Е. Safety component

Элемент с несимметричными отказами, у которого интенсивность возникновения менее вероятного вида отказов не более предельного значения при заданном уровне безопасности

5.11. Коэффициент асимметрии отказов

Е. Failure asymmetric factor

Отношение интенсивности опасных отказов к интенсивности защитных отказов дискретной системы

5.12. Опасный входной набор

Е. Hazardous input set

Множество значений переменных на входах комбинационной схемы, при наличии которых отказ вида 01 на его выходах приводит к опасному искажению алгоритма функционирования

5.13. Функция опасного отказа

Е. Hazardous failure function

Функция алгебры логики, равная 1 на опасных входных наборах

5.14. Опасный отказ в комбинационной схеме

Е. Hazardous failure in combinational scheme

Отказ, при котором функция, реализуемая неисправной комбинационной схемой, и функция опасного отказа равны 1 хотя бы на одном общем входном наборе

5.15. Безопасная комбинационная схема

Е. Safety combinational scheme

Комбинационная схема, у которой с заданным уровнем безопасности отсутствуют опасные отказы

5.16. Опасная входная последовательность

Е. Hazardous input sequence

Упорядоченное множество входных наборов, после поступления которых на вход автомата отказы вида 01 на его выходах приводят к опасному искажению алгоритма функционирования

5.17. Реализация входной последовательности

Е. Input sequence realization

Появление логического сигнала 1 на выходе автомата после поступления на его входа данной входной последовательности

5.18. Опасное событие

Е. Hazardous event

Множество опасных входных последовательностей

5.19. Опасный отказ в автомате

Е. Hazardous failure in automaton

Отказ, при котором событие, реализуемое неисправным автоматом, и опасное событие содержат хотя бы одну общую входную последовательность

5.20. Ложный переход

E. False transition

Переход автомата из одного состояния в другое под действием отказа

5.21. Опасный ложный переход

Е. Hazardous false transition

Ложный переход, в результате которого в автомате реализуется хотя бы одна опасная входная последовательность

5.22. Безопасный ложный переход

Е. Safety false transition

Ложный переход, в результате которого в автомате не реализуется ни одна опасная входная последовательность

5.23. Граф безопасных ложных переходов

Е. Safety false transition graph

Ориентированный граф, вершины которого суть состояния автомата, а дуги соединяют одну вершину с другой, если соответствующий ложный переход безопасен

5.24. Граф безопасных искажений

Е. Safety perversion graph

Ориентированный граф, определяющий множество допустимых ложных переходов в автом*

_______________
     * Брак оригинала. -  Примечание изготовителя базы данных.

5.25. Граф возможных ложных переходов

Е. Possible false transition graph

Ориентированный граф, определяющий множество возможных ложных переходов в схеме дискретного автомата

5.26. Безопасное кодирование автомата

Е. Automaton safety encoding

Кодирование состояний автомата, при котором граф возможных ложных переходов является суграфом графа безопасных искажений

5.27. Безопасный автомат

E. Safety automaton

Автомат, у которого с заданным уровнем безопасности отсутствуют опасные отказы

5.28. Отказ программы

Е. Programm failure

Искажение символа программы, проявляющееся в процессе ее исполнения в вычислительной системе

5.29. Опасный отказ программы

Е. Hazardous programm failure

Отказ программы, переводящий систему в опасное состояние

5.30. Безопасная программа

E. Safety programm

Программа, у которой с заданным уровнем безопасности отсутствуют опасные отказы

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs