ОСТ 32.17-92
Группа Д50
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ
Основные понятия. Термины и определения
ОКСТУ 4201
Дата введения 1993-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Управлением сигнализации, связи и вычислительной техники МПС и Петербургским институтом инженеров железнодорожного транспорта.
РАЗРАБОТЧИКИ: Вл.В.Сапожников, академик AT РФ, д-р техн. наук (руководитель), В.В.Сапожников, академик AT РФ, д-р техн. наук, Д.В.Гавзов, канд. техн. наук (ответственный исполнитель), В.И.Талалаев, Д.С.Марков, канд. техн. наук, , В.А.Гладков, канд. техн. наук, Е.В.Самонина, Д.М.Котельников.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС РФ от 22 июля 1992 г. N Г-640у.
3. СРОК ПРОВЕРКИ 1997 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ.
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
1.1 |
Настоящий отраслевой стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики, которые обязательны для применения в проектной и конструкторской документации, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Все термины и определения, которые используются в данном стандарте и не устанавливаются им, соответствуют ГОСТ 27.002-89 "Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения".
Понятия, определяемые стандартом, даются применительно к техническому объекту - элементу, устройству или системе железнодорожной автоматики и телемеханики (в дальнейшем просто - система). Железнодорожная автоматика и телемеханика - это комплекс технических систем, предназначенных для управления движением поездов и обеспечения безопасности движения.
Стандарт состоит из пяти разделов: общие понятия; показатели безопасности; безопасность дискретных систем; нормирование безопасности; обеспечение, определение и контроль безопасности.
Стандарт следует применять совместно с ГОСТ 27.002-89.
Термин | Определение | |
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ | ||
1.1. Надежность E. Dependability, reliability | Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования (по ГОСТ 27.002-89) | |
1.2. Безопасность системы железнодорожной автоматики E. Railroad automatic system safety | Свойство системы непрерывно сохранять исправное, работоспособное или защитное состояние в течение некоторого времени или наработки | |
1.3. Защитное состояние E. Protective state | Неработоспособное состояние системы, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации | |
1.4. Опасное состояние E. Hazardous state | Неработоспособное состояние системы, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации | |
1.5. Защитный отказ E. Protective failure | Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния системы при сохранении защитного состояния | |
1.6. Опасный отказ Е. Hazardous failure | Событие, заключающееся в нарушении работоспособного и защитного состояний системы | |
1.7. Критерий опасного отказа Е. Hazardous failure criterion | Признак или совокупность признаков опасного состояния системы, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской документации | |
1.8. Показатель безопасности E. Safety measure | Количественная характеристика свойства безопасности | |
1.9. Наработка до опасного отказа Е. Operating time to hazardous failure | Наработка системы от начала ее эксплуатации до возникновения первого опасного отказа | |
1.10. Наработка между опасными отказами Е. Operating time between hazardous failures | Наработка системы от окончания восстановления ее работоспособного состояния из опасного состояния до возникновения следующего опасного отказа | |
1.11. Концепция безопасности E. Safety conсeption | Совокупность положений, в соответствии с которыми осуществляется построение системы, отвечающей требованиям безопасности | |
1.12. Уровень безопасности Е. Safety level | Совокупность требований к системе, определяемая предельными значениями показателей безопасности и удовлетворяющая определенным требованиям безопасности | |
1.13. Безопасная система Е. Safety system | Система, построенная в соответствии с определенной концепцией безопасности и удовлетворяющая заданному уровню безопасности | |
2. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ | ||
2.1. Вероятность безопасной работы Е. Safety function | Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ системы не наступает | |
2.2. Вероятность опасного отказа Е. Hazardous failure probability | Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ наступит хотя бы один раз | |
2.3. Средняя наработка до опасного отказа E. Mean operating time to hazardous failure | Математическое ожидание наработки системы до первого опасного отказа | |
2.4. Средняя наработка на опасный отказ E. Mean operating time between hazardous failures | Отношение суммарной наработки восстанавливаемой системы к математическому ожиданию числа опасных отказов в течение этой наработки | |
2.5. Интенсивность опасных отказов E. Hazardous failure rate | Условная плотность вероятности возникновения опасного отказа невосстановливаемой системы, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник | |
2.6. Параметр потока опасных отказов Е. Hazardous failure intensity | Отношение математического ожидания числа опасных отказов восстанавливаемой системы за произвольно малую ее наработку к значению этой наработки | |
2.7. Коэффициент безопасности Е. Safety factor | Вероятность того, что система окажется в работоспособном или защитном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается | |
3. НОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ | ||
3.1. Нормирование безопасности Е. Safety specification | Установление в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации количественных и качественных требований к безопасности | |
3.2. Нормируемый показатель безопасности E. Specified safety measure | Показатель безопасности, значение которого регламентировано нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией на систему | |
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ | ||
4.1. Программа обеспечения безопасности E. Safety support programm | Документ, устанавливающий комплекс взаимосвязанных организационно-технических требований и мероприятий, подлежащих проведению на всех стадиях жизненного цикла системы и направленных на обеспечение заданного уровня безопасности | |
4.2. Безотказность E. Reliability, failure-free operation | Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки (по ГОСТ 27.000-89*) | |
_______________ * Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных. | ||
4.3. Отказоустойчивость E. Fault tolerance | Свойство системы продолжать выполнение заданных функций при наличии отказов ее элементов за счет резервных возможностей | |
4.4. Безопасное поведение при отказе Е. Safety failure behavior | Переход системы в защитное необратимое состояние при появлении отказа | |
4.5. Гарантоспособность E. Dependability | Свойство система, позволяющее обоснованно полагаться на выполнение функций, для которых она предназначена. | |
4.6. Деградация системы автоматики Е. Degradation | Свойство системы при появлении отказов отключать неисправные резервные элементы структуры | |
4.7. Реконфигурация системы автоматики Е. Reconfiguration | Свойство системы изменять структуру путем отключения неисправных или включения резервных (восстановленных) элементов | |
4.8. Контроль безопасности Е. Safety verification | Проверка соответствия системы заданным требованиям к безопасности | |
4.9. Расчетный метод определения безопасности Е. Analytical safety assessment | Метод, основанный на вычислении показателей безопасности по справочным данным о надежности компонентов и комплектующих изделий ЖАТ, по используемым мерам резервирования и контроля, по данным о безопасности объектов-аналогов и другой информации, имеющейся к моменту оценки безопасности | |
4.10. Расчетно-экспериментальный метод определения безопасности Е. Analytical-experimental safety assessment | Метод, при котором показатели безопасности всех или некоторых составных частей объекта определяют по результатам испытаний и (или) эксплуатации, а показатели безопасности системы в целом рассчитывают по математической модели | |
4.11. Экспериментальный метод определения безопасности Е. Experimental safety assessment | Метод, основанный на статистической обработке данных, получаемых при имитационных испытаниях или эксплуатации системы | |
Примечание к терминам 4.9-4.11. Аналогично определяют соответствующие методы контроля безопасности | ||
4.12. Сертификация безопасности Е. Safety certification | Действия третьей стороны, направленные на определение степени соответствия параметров системы конкретному стандарту и (или) нормативному документу по безопасности | |
4.13. Сертификат безопасности Е. Safety certificate | Документ, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная система соответствует заданному на основании стандартов уровню безопасности | |
4.14. Испытание на безопасность Е. Safety test | Испытания, проводимые с целью исследования безопасности системы Примечание. В отличие от испытаний на надежность по ГОСТ 27.002-89 при испытаниях на безопасность не проводятся определительные испытания, так как появление опасных отказов - событие редкое и для получения достоверных результатов требуется подвергнуть испытаниям большое число систем ЖАТ в течение длительного времени. Ускоренные испытания на безопасность проводятся, как правило, с помощью специализированных программно-аппаратных имитационных комплексов, позволяющих значительно сократить сроки испытаний при различных режимах и условиях эксплуатации | |
5. БЕЗОПАСНОСТЬ ДИСКРЕТНЫХ СИСТЕМ | ||
5.1. Ответственный объект управления Е. Responsible controlled device | Объект управления, технология работы которого не допускает ложного включения или выключения | |
5.2. Защитное состояние дискретной системы E. Protective state of digital system | Неработоспособное состояние системы, при котором не происходит опасного искажения алгоритма функционирования | |
5.3. Опасное состояние дискретной системы Е. Hazardous state of digital system | Неработоспособное состояние системы, при котором происходит опасное искажение алгоритма функционирования | |
5.4. Ответственная информация Е. Responsible Information | Информация, используемая в дискретной системе, искажение которой переводит систему в опасное состояние | |
5.5. Ответственная телемеханическая команда Е. Responsible telemechanic command | Команда телеуправления или телесигнализации, несущая ответственную информацию | |
5.6. Безопасная система телемеханики Е. Safety telemechanic system | Безопасная система, передающая ответственные телемеханические команды | |
5.7. Вид отказа дискретной системы Е. Failure kind of digital system | Изменение логических сигналов 01 или 10 на выходе дискретной системы в результате отказа ее элементов | |
5.8. Элемент с несимметричными отказами E. Nonsymmetrical failure component | Элемент, у которого интенсивность отказов разного вида различается на порядок и более | |
5.9. Элемент с симметричными отказами Е. Symmetrical failure component | Элемент, у которого интенсивность отказов разного вида имеет один порядок | |
5.10. Безопасный элемент Е. Safety component | Элемент с несимметричными отказами, у которого интенсивность возникновения менее вероятного вида отказов не более предельного значения при заданном уровне безопасности | |
5.11. Коэффициент асимметрии отказов Е. Failure asymmetric factor | Отношение интенсивности опасных отказов к интенсивности защитных отказов дискретной системы | |
5.12. Опасный входной набор Е. Hazardous input set | Множество значений переменных на входах комбинационной схемы, при наличии которых отказ вида 01 на его выходах приводит к опасному искажению алгоритма функционирования | |
5.13. Функция опасного отказа Е. Hazardous failure function | Функция алгебры логики, равная 1 на опасных входных наборах | |
5.14. Опасный отказ в комбинационной схеме Е. Hazardous failure in combinational scheme | Отказ, при котором функция, реализуемая неисправной комбинационной схемой, и функция опасного отказа равны 1 хотя бы на одном общем входном наборе | |
5.15. Безопасная комбинационная схема Е. Safety combinational scheme | Комбинационная схема, у которой с заданным уровнем безопасности отсутствуют опасные отказы | |
5.16. Опасная входная последовательность Е. Hazardous input sequence | Упорядоченное множество входных наборов, после поступления которых на вход автомата отказы вида 01 на его выходах приводят к опасному искажению алгоритма функционирования | |
5.17. Реализация входной последовательности Е. Input sequence realization | Появление логического сигнала 1 на выходе автомата после поступления на его входа данной входной последовательности | |
5.18. Опасное событие Е. Hazardous event | Множество опасных входных последовательностей | |
5.19. Опасный отказ в автомате Е. Hazardous failure in automaton | Отказ, при котором событие, реализуемое неисправным автоматом, и опасное событие содержат хотя бы одну общую входную последовательность | |
5.20. Ложный переход E. False transition | Переход автомата из одного состояния в другое под действием отказа | |
5.21. Опасный ложный переход Е. Hazardous false transition | Ложный переход, в результате которого в автомате реализуется хотя бы одна опасная входная последовательность | |
5.22. Безопасный ложный переход Е. Safety false transition | Ложный переход, в результате которого в автомате не реализуется ни одна опасная входная последовательность | |
5.23. Граф безопасных ложных переходов Е. Safety false transition graph | Ориентированный граф, вершины которого суть состояния автомата, а дуги соединяют одну вершину с другой, если соответствующий ложный переход безопасен | |
5.24. Граф безопасных искажений Е. Safety perversion graph | Ориентированный граф, определяющий множество допустимых ложных переходов в автом* | |
_______________ | ||
5.25. Граф возможных ложных переходов Е. Possible false transition graph | Ориентированный граф, определяющий множество возможных ложных переходов в схеме дискретного автомата | |
5.26. Безопасное кодирование автомата Е. Automaton safety encoding | Кодирование состояний автомата, при котором граф возможных ложных переходов является суграфом графа безопасных искажений | |
5.27. Безопасный автомат E. Safety automaton | Автомат, у которого с заданным уровнем безопасности отсутствуют опасные отказы | |
5.28. Отказ программы Е. Programm failure | Искажение символа программы, проявляющееся в процессе ее исполнения в вычислительной системе | |
5.29. Опасный отказ программы Е. Hazardous programm failure | Отказ программы, переводящий систему в опасное состояние | |
5.30. Безопасная программа E. Safety programm | Программа, у которой с заданным уровнем безопасности отсутствуют опасные отказы |