ОСТ 32.27-93
Группа Д50
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ
Организация сбора и обработки информации о безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики
Дата введения 1994-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Управлением сигнализации, связи и вычислительной техники МПС, Петербургским государственным университетом путей сообщения
РАЗРАБОТЧИКИ: Вл.В.Сапожников, академик AT РФ, д-р техн. наук (руководитель), В.В.Сапожников, академик AT РФ, д-р техн. наук, Д.В.Гавзов, канд. техн. наук (ответственный исполнитель), В.И.Талалаев, Д.С.Марков, канд. техн. наук, Р.Ш.Ягудин, Я.Ю.Плавник, Т.А.Чугуй
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС РФ N Г-598у от 2 августа 1993 г.
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на все виды систем и устройств (в дальнейшем - изделий) железнодорожной автоматики и телемеханики и устанавливает организационные и методические принципы учета, сбора и обработки информации о безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики, формы документов по сбору и обработке информации.
Стандарт распространяется на изделия, разрабатываемые по заказам Министерства путей сообщения РФ и поставляемые другими ведомствами для железнодорожного транспорта.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения по ОСТ 32.17.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и руководящие документы:
- ОСТ 32.17-92. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Основные понятия. Термины и определения;
- РД 50-690-89. Надежность в технике. Методы оценки показателей по экспериментальным данным.
1.1 Система сбора и обработки информации представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий по получению необходимых и достоверных сведений о безопасности изделий.
1.2 Целями системы сбора и обработки информации о безопасности изделий являются:
- конструктивное и схемное усовершенствование изделий для повышения их безопасности;
- усовершенствование технологии изготовления, сборки, контроля, испытаний и проектирования, направленное на обеспечение и повышение безопасности изделий;
- разработка мероприятий, направленных на соблюдение правил эксплуатации, повышение качества технологического обслуживания и ремонта, а также снижение затрат на их проведение.
1.3 Задачами системы сбора и обработки информации о безопасности изделий являются:
- определение и оценка показателей безопасности изделия;
- выявление конструктивных и технологических недостатков изделий, снижающих их безопасность;
- установление элементов, ограничивающих безопасность изделий;
- определение причин и закономерностей возникновения опасных отказов;
- установление влияния условий и режимов эксплуатации на безопасность изделий;
- корректировка нормируемых показателей безопасности изделий;
- выявление недостатков эксплуатации и совершенствование системы технического обслуживания и ремонта;
- определение эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности изделий.
2.1 Система сбора и обработки информации распространяется на:
- Управление сигнализации, связи и вычислительной техники МПС РФ;
- Центральную станцию связи МПС РФ;
- службы сигнализации, связи и вычислительной техники железных дорог;
- отделы сигнализации, связи и вычислительной техники отделений железных дорог;
- дистанции сигнализации и связи железных дорог;
- организации (предприятия)-разработчики;
- предприятия-изготовители;
- проектные организации.
Схема организации системы сбора и обработки информации приведена в приложении А.
2.2 Управление сигнализации, связи и вычислительной техники как головная организация по сбору и обработке информации о безопасности изделий должна координировать свою работу с организациями (разработчиками, изготовителями, проектными организациями), являющимися головными по сбору и обработке информации о безопасности изделий.
2.3 Система сбора и обработки информации должна предусматривать проведение постоянных наблюдений, учет, сбор, накопление, периодическую (ежемесячную, ежеквартальную, ежегодную) обработку и анализ информации, разработку мероприятий, направленных на повышение безопасности изделий.
2.4 Функционирование системы сбора и обработки информации должно регламентироваться нормативно-технической документацией, устанавливающей:
- условия распространения системы сбора и обработки на конкретные изделия;
- условия обмена информацией и порядок ее прохождения между организациями;
- методы обработки информации;
- методы планирования наблюдений;
- необходимость применения технических средств наблюдения и требования к ним;
- порядок разработки мероприятий по повышению безопасности изделий.
3.1 Сбор информации о безопасности изделий осуществляется на основании данных учета информации, проводимого дистанциями сигнализации, связи и вычислительной техники.
3.2 Сбор информации осуществляется составлением и передачей сообщений о безопасности изделий в организацию, проводящую сбор информации (см. приложение А).
3.3 Информация об опасных отказах должна содержать сведения согласно приложению Б.
3.4 Последствия опасных отказов определяются в соответствии с [2].
3.5 Информация о причине опасного отказа, приведшего к крушению (аварии), берется из формы РБУ-1 и РБУ-6, а приведшего к случаю брака - из формы РБУ-1, РБУ-3 или РБУ-7.
4.1 Информация о безопасности изделий должна соответствовать требованиям достоверности и полноты.