ОДМ 218.5.001-2009
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЕОСЕТОК И ПЛОСКИХ ГЕОРЕШЕТОК ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫХ ВИДОВ ПОКРЫТИЙ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН ГОУ ВПО СибАДИ (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия).
При разработке Рекомендаций учтены данные исследований ГП "РОСДОРНИИ", ФГУП "СОЮЗДОРНИИ", МАДИ (ГТУ), НИИНМ, ООО НТЦ "Геотехнологии", СПб. ВИТУ.
2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26.11.2009 г. N 502-р.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Росавтодора от 26.11.2009 N 502-р
Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных слоев усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог" является актом рекомендательного характера.
Методические рекомендации предназначены для применения геосеток (плоских георешеток) для армирования (усиления) асфальтобетонных (полимерасфальтобетонных) слоев при капитальном ремонте и ремонте усовершенствованных видов покрытий автомобильных дорог.
Методические рекомендации могут быть использованы при армировании (усилении) дорожных одежд городских улиц и дорог, автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий, при проектировании дорожных одежд на участках строительства и реконструкции.
В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:
Приказ Минтранса России от 01 ноября 2007 г. N 157;
Приказ Минтранса России от 12 ноября 2007 г. N 160;
ГОСТ 9128-97* Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия. - Введ. 1998-04-29. - М.: Изд-во стандартов, 1997. - 20 с;
ГОСТ 22245-90* Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия. - Введ. 1990-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2005. - 12 с;
ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия. - Введ. 2003-10-01. - М.: ФГУП ЦПП, 2004. - 17 с;
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. - Введ. 2006-05-01. - М.: Стандартинформ, 2006. - 4 с.
В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями.
а) Термины и определения
а) Армирующая прослойка - конструктивный элемент дорожной одежды из геосетки (геокомпозита), чаще располагаемый в асфальтобетонном покрытии для увеличения его прочности за счет восприятия и перераспределения растягивающих напряжений от воздействия транспортных средств и (или) температурных деформаций.
а) Геосетка - плоский полимерный рулонный материал сетчатой структуры, образованной эластичными ребрами из высокопрочных пучков нитей, скрепленными в узлах прошивочной нитью, переплетением, склеиванием, сплавлением или иным способом, с образованием ячеек, размеры которых больше образующих сетку ребер, обработанных специальными составами для улучшения свойств и повышения их стабильности.
а) Георешетка плоская - плоский полимерный рулонный материал сетчатой структуры, образованной монолитными ребрами, жестко скрепленными в узлах, с образованием ячеек, размеры которых больше образующих решетку ребер.
a) Геосетка (георешетка) двухосноориентированная - геосетка (георешетка плоская), имеющая близкие (отличающиеся не более чем на 20%) механические свойства в продольном и поперечном направлениях.
a) Геосетка (георешетка) композитная (геокомпозит) - многослойный материал из скрепленных в плоскости слоев (не менее двух слоев) геосетки (плоской георешетки) с геотекстильным (чаще нетканым иглопробивным или термоупрочненным) материалом.
а) Геотекстильный материал - поставляемое в рулонах сплошное водопроницаемое тонкое гибкое нетканое, тканое, трикотажное полотно, получаемое путем скрепления волокон или нитей механическим (плетение, иглопробивание), химическим (склеивание), термическим (сплавление) способами или их комбинацией.
a) Ребра геосетки - основные элементы геосетки из эластичных высокопрочных пучков нитей, объединенных в узлах с образованием ячеек.
а) Ребра плоской георешетки - основные элементы плоской георешетки в виде плоских пластин, объединенных в узлах с образованием ячеек.
а) Срок службы дорожной конструкции - период времени, в пределах которого происходит снижение ее прочности и надежности до расчетного уровня, предельно допустимого по условиям дорожного движения.
а) Трещинопрерывающая прослойка - высокодеформативная прослойка из геосинтетического материала, расположенная, как правило, между блочным основанием (старое покрытие со швами или разделенное трещинами на отдельные участки-блоки) и вновь устраиваемым покрытием, препятствующая передаче усилия, возникающего от температурной деформации основания к вновь устраиваемому покрытию.
a) Трещины температурные - трещины в покрытии, возникающие в материале от напряжений, появляющихся от температурных деформаций.
а) Трещины отраженные - трещины в покрытии, дублирующие швы, или трещины нижележащего слоя дорожной одежды.
а) Трещины усталостные - трещины в покрытии, образующиеся под воздействием многократных нагрузок в результате усталостного разрушения асфальтобетона.
а) Узлы геосетки (плоской георешетки) - места объединения ребер, имеющие (для георешеток) повышенную по отношению к ребрам толщину.
а) Размер ячеек в продольном (поперечном) направлении - расстояние между осями ребер в направлении длины (ширины) материала.
а) Ширина ребер в продольном (поперечном) направлении - минимальная ширина ребер, расположенных в направлении длины (ширины) материала.
a) Толщина ребер в продольном (поперечном) направлении - минимальная толщина ребер, расположенных в направлении длины (ширины) материала.
а) Прочность при растяжении в продольном (поперечном) направлении - максимальное растягивающее усилие при одноосном растяжении образца в направлении длины (ширины) материала с постоянной скоростью растяжения, отнесенное к ширине образца (выражается в кН/м, определяется по методике Приложения Б).
б) Условные обозначения
- число ребер геосетки на 1 пог.м материала по направлению длины. Может определяться не целым числом (с точностью до десятых долей). | ||||
- число ребер геосетки на 1 пог.м материала по направлению ширины. Может определяться не целым числом (с точностью до десятых долей). | ||||
- толщина узлов. | ||||
- ширина рулона. | ||||
- площадь сечения ребер, расположенных в направлении длины материала. | ||||
- площадь сечения ребер, расположенных в направлении ширины материала. | ||||
- относительная деформация в продольном направлении при разрыве, % (см. Приложение Б). | ||||
- относительная деформация в поперечном направлении при разрыве, % (см. Приложение Б). | ||||
- относительная деформация при максимальном растягивающем усилии в направлении длины материала, % (см. Приложение Б). | ||||
- относительная деформация при максимальном растягивающем усилии в направлении ширины материала, % (см. Приложение Б). | ||||
- усилие в образце в направлении длины материала, отнесенное к ширине образца, возникающее при определенной относительной деформации (в данных Рекомендациях при 2%, см. Приложение Б), кН/м. | ||||
- усилие в образце в направлении ширины материала, отнесенное к ширине образца, возникающее при определенной относительной деформации (в данных Рекомендациях при 2%, см. Приложение Б), кН/м. | ||||
- относительная прочность узлового соединения геосетки, % (см. Приложение Б). |
Рекомендации содержат требования к геосеткам (плоским георешеткам), предназначенным для армирования асфальтобетонных слоев, правила назначения конструктивных решений, рекомендации по расчету асфальтобетонных покрытий, усиленных геосетками, и технологию производства работ.
а) В соответствии с действующей Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них при капитальном ремонте и ремонте конструктивные слои из асфальтобетона, армированного геосинтетическими материалами, могут использоваться для усиления усовершенствованных покрытий при следующих видах работ:
- усилении дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия;
- устройстве более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания;
- перекрытии изношенных цементобетонных покрытий;
- ликвидации колейности с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона;
- уширении дорожной одежды до норм соответствующих категории ремонтируемого участка автомобильной дороги;
- восстановлении дорожной одежды в местах ремонта земляного полотна;
- устройстве защитных слоев и слоев износа путем укладки выравнивающего (или фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением требуемой ровности и сцепных свойств.
б) Следует различать функции армирующих и трещинопрерывающих прослоек (п.3а) и требования, предъявляемые к ним. В данных Рекомендациях рассматриваются только вопросы применения армирующих прослоек из геосеток, плоских георешеток и геокомпозитов на их основе для усиления асфальтобетонных покрытий. Рекомендации по устройству трещинопрерывающих прослоек даны в "Рекомендациях по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями", 1993.
в) Армирующий материал может выполнять свои функции только при соблюдении ряда основных условий:
- прочное сцепление арматуры с армируемым материалом для обеспечения перераспределения возникающих напряжений;
- прочность арматуры на растяжение значительно выше прочности армируемого материала с учетом усталостных явлений от многократных кратковременных силовых воздействий (в противном случае теряется смысл армирования материала);
- модуль упругости арматуры намного выше, чем у армируемого материала (иначе армируемый материал может получить избыточные горизонтальные деформации раньше, чем арматура воспримет и перераспределит растягивающие напряжения);
- прочность и деформативность армирующего материала стабильны во времени как при высоких положительных, так и при низких отрицательных температурах, при высокой влажности и агрессивных воздействиях (только в этом случае можно гарантировать длительный положительный эффект от армирования покрытия);
- арматура не обладает чрезмерной ползучестью для восприятия длительных напряжений (иначе арматура может либо не выдержать значительных длительных температурных напряжений, возникающих в асфальтобетоне при низких отрицательных температурах, либо релаксировать эти напряжения, утратив свое предназначение).
- арматура располагается в слое армируемого материала с наибольшими растягивающими напряжениями;