РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ И ТЕХНОЛОГИИ УСТРОЙСТВА
ОПТИМАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
С АРМИРУЮЩИМИ ПРОСЛОЙКАМИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ
И РЕМОНТЕ ДОРОГ С АСФАЛЬТОБЕТОННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ
"Рекомендации" одобрены нормативно-техническим отделом Федерального дорожного департамента Минтранса России (письмо от 12.04.93 N НТО-8-6/78)
Предназначены для нормативного обеспечения работ по устройству дорожных одежд нежесткого типа с армирующими прослойками из геосинтетических материалов в процессе строительства, реконструкции или ремонта автомобильных дорог. Они содержат материалы по конструированию, расчету и технологии производства работ, дополняя положения других нормативных документов, прежде всего ВСН 49-86*, в части армирования дорожных одежд (в том числе асфальтобетонного покрытия) геосинтетическими материалами. Использование положений данного документа позволяет добиться повышения трещиностойкости покрытий, увеличения срока службы дорожных одежд, снижения расхода материалов отдельных конструктивных слоев.
_______________
* На территории Российской Федерации действуют "Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог", здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
Составлены на основе теоретических, экспериментальных исследований, выполненных НПО Росдорнии, Союздорнии и с учетом исследований Омского и Ленинградского филиалов Союздорнии, Московского, Сибирского, Киевского автомобильно-дорожных институтов (МАДИ, СибАДИ, КАДИ). При создании Рекомендаций использован также опыт строительства конкретных объектов производственными подразделениями автодороги Москва-С.Петербург, Мосавтодора, Костромаавтодора, Ярославльавтодора, Тюменьавтодора, Комиавтодора.
Предназначены для инженерно-технических работников, занимающихся вопросами проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Разработчики Рекомендаций - канд. техн. наук Ю.Р.Перков, инж. А.П.Фомин, канд. техн. наук Н.М.Смуров при участии инженеров В.Н.Емельянова, Е.В.Никанычевой (НПО Росдорнии); канд. техн. наук А.Е.Мерзликин, инж. Г.Е.Коранкевич (Союздорнии). При разработке использованы данные документов докторов техн. наук Б.С.Радовского (КАДИ), A.M.Богуславского (МАДИ), канд. техн. наук В.В.Мозгового (КАДИ) и инженеров Г.Н.Кирюхина (Союздорнии), В.Н.Шестакова (СибАДИ), О.Г.Бабика (Омский ф-л Союздорнии) и Е.Т.Вакуленко (УФ ВНИИСПВ).
1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для нормативного обеспечения устройства дорожных одежд нежесткого типа с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования. Они развивают и уточняют положения Указаний по повышению несущей способности земляного полотна и дорожных одежд с применением синтетических материалов ВСН 49-86 (М., Транспорт, 1988. - 64 с.) в части армирования нижних слоев дорожных одежд и дополняют их в части армирования асфальтобетонных покрытий.
1.2. Рекомендации предусматривают использование в дорожных одеждах тонких (толщиной до 4-5 мм) не имеющих продольной жесткости прослоек, создаваемых из геосинтетических материалов (ГМ) различных типов: геотекстильных полотен из тканых и нетканых материалов, геосеток (в том числе из стекловолокна), геомембран (в том числе пленочных материалов), отвечающих требованиям приложения 1. Цель использования прослоек из таких материалов - повышение срока службы дорожной одежды (покрытия) или сокращение расхода дорожно-строительных материалов (толщин отдельных конструктивных слоев дорожной одежды).
1.3. Названная цель может быть реализована при соблюдении изложенных в настоящих Рекомендациях особенностей проектирования и технологии производства работ, а также требований действующих нормативно-технических документов (СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, ВСН 46-83*, BCH 49-86, ВСН 24-88**).
_______________
* На территории Российской Федерации действуют ОДН 218.046-01 и МОДН 2-2001, здесь и далее;
** На территории Российской Федерации действуют "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
При расчете и конструировании дорожных одежд с прослойками для достижения необходимого эффекта следует увязывать область применения, конструктивно-технологические решения и тип используемого геосинтетического материала (его свойства), создавая оптимальные условия для выполнения последним одной или нескольких из следующих возможных функций:
армирование - влияние на напряженно-деформированное состояние дорожной одежды, отдельных ее слоев, возникающее либо от действия транспортной нагрузки (армирующие прослойки в слоях покрытия или под слоем основания из крупнофракционных материалов), либо вследствие действия температурных деформаций, передающихся на покрытие от основания (трещино-прерывающие прослойки в слоях покрытия);
защита - предотвращение взаимопроникания материалов контактирующих слоев как в период строительства, так и в период эксплуатации (прослойки под слоем основания из крупнофракционных материалов или на контакте песчаный дренирующий слой - поверхность земляного полотна);
дренирование и капилляропрерывание - отвод воды из дорожной конструкции при совместной работе с песчаным дренирующим слоем (прослойки под дренирующим слоем);
гидроизоляция - защита от проникания поверхностных вод (прослойка под слоем основания).
1.4. Окончательный выбор конкретного решения по конструкции дорожной одежды осуществляют на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом проектных сроков службы по вариантам, наличия материально-технических ресурсов. Предварительный выбор или оценку возможности применения геосинтетического материала для создания армирующей прослойки ведут на основе требований приложения 1 в зависимости от поставленных целей (сокращение толщин отдельных конструктивных слоев, увеличение срока службы дорожной одежды или покрытия).
2.1.1. Дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями и трещино-прерывающими прослойками из ГМ необходимо проектировать согласно действующим нормативно-техническим документам (ВСН 46-83, СНиП 2.05.02-85) с учетом положений настоящих Рекомендаций.
2.1.2. Цель применения прослоек из ГМ - повышение температурной трещиностойкости асфальтобетонных покрытий эксплуатируемых автомобильных дорог, а на этой основе и срока их службы в случае, когда дорожная одежда разрушена трещинами температурного характера.
2.1.3. Названная цель осуществляется за счет создания высокодеформативной прослойки между блочным основанием (старая дорожная одежда, разбитая трещинами на отдельные участки-блоки) и вновь устраиваемым покрытием, препятствующей передаче усилия, возникающего от температурной деформации основания к вновь устраиваемому покрытию.
2.1.4. Эффект от создания трещино-прерывающей прослойки может быть получен при использовании геосинтетических материалов, отвечающих требованиям приложения 1 (в частности, п.5 таблицы). Это нетканые иглопробивные материалы толщиной около 3 мм при поверхностной плотности около 300 г/м (оптимальные параметры).
2.1.5. Область применения конструктивного решения - ремонт асфальтобетонных покрытий в случае, когда прочность дорожной конструкции в целом обеспечена и отсутствуют значительные сдвигающие нагрузки от транспортных средств. Решение может быть применено также при строительстве, если предусмотрено укрепление неорганическим вяжущим материалом одного из слоев дорожной одежды (щебня, гравия, песчано-гравийной смеси, грунта).
2.1.6. Следует исключить применение решения при продольных уклонах более 30‰, в местах изменения скорости транспортных средств (регулируемые перекрестки, автобусные остановки), а также при коэффициенте прочности дорожной одежды по результатам оценки состояния в соответствии с ВСН 6-90* ниже 0,75. В последнем случае следует выполнить предварительно мероприятия, направленные на усиление дорожной одежды, а при необходимости - и по регулированию водно-теплового режима земляного полотна.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ОДН 218.0.006-2002 . - Примечание "КОДЕКС".
2.1.7. Основной вариант конструктивного решения (рис.1а) - устройство трещино-прерывающей прослойки из ГМ непосредственно на блочном основании по всей площади с предварительной его подготовкой (очисткой, выполнением основных мероприятий по ремонту) и розливом битума. Такой вариант целесообразен при наличии на основании (старом асфальтобетонном покрытии) частых трещин с расстоянием между ними до 4 м и менее, сетки трещин при площади, ею занимаемой, до 20%. Он может быть применен также при строительстве, если нежесткая дорожная одежда имеет слои, укрепленные неорганическим вяжущим (рис.1б).
Рис.1. Основные конструктивные решения по устройству трещино-прерывающих прослоек из ГМ:
-г - объяснение см. в подп.2.1.7-2.1.9;
1, 2 - вновь устраиваемые асфальтобетонные слои усиления; 3 - трещино-прерывающая прослойка из ГМ;
4 - блочное асфальтобетонное основание (старое покрытие); 5 - основание дорожной одежды;
6 - песчаный подстилающий слой; 7 - земляное полотно; 8 - температурная трещина;
9 - слой дорожной одежды, содержащий неорганические вяжущие (цементогрунт, обработанный цементом щебень и др.);
- расстояние между трещинами; - ширина ГМ
2.1.8. В случае, когда дефекты старого покрытия настолько велики, что выполнение мероприятий по ремонту нецелесообразно (наличие сетки трещин при занимаемой ею площади более 20%, колейности, просадок или проломов), трещино-прерывающую прослойку из ГМ с предварительным розливом битума следует устраивать между слоями асфальтобетона (рис.1в).
2.1.9. При наличии на существующем покрытии температурных трещин с расстоянием между ними не менее 8 м трещино-прерывающая прослойка может быть устроена только в месте расположения трещин непосредственно над ними (рис.1г). Ширина создаваемой прослойки должна быть не менее 1,6 м, а ее устройство необходимо выполнять после заделки трещины и розлива битума.
2.1.10. Расчет нежесткой дорожной одежды с трещино-прерывающей прослойкой из ГМ выполняют по ВСН 46-83 и с учетом подп.2.1.11 настоящих Рекомендаций. При этом минимальную толщину асфальтобетонных слоев на блочном основании с трещино-прерывающей прослойкой следует назначать независимо от результатов расчета по критериям ВСН 46-83 в соответствии с табл.1 данного документа. Корректировка их допустима на основании расчетов на температурную трещиностойкость (пример расчета 1, приложение 4).
Таблица 1
Дорожно- климатическая зона | Тип асфаль- тобе- | Минимальная толщина | |||||||||||
I, II | III | IV | |||||||||||
при использовании битумов для покрытия: | |||||||||||||
БНД 60/ | БНД 90/ | БНД 130/ 200 | БНД 200/ 300 | БНД 60/ | БНД 90/ | БНД 130/ | БНД 200/ 300 | БНД 90/ | БНД 130/ | БНД 200/ 300 | БНД 130/ 200 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
А | 16 | 15 | 13 | 12 | 15 | 14 | 12 | 11 | - | - | - | - | |
I | Б | - | 16 | 15 | 13 | - | 15 | 13 | 12 | 13 | 12 | 11 | 9 |
В | - | - | 16 | - | - | - | 15 | 12 | - | 12 | 11 | 10 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 12 | 11 | |
Северная и центральная части подзоны I | А | - | 16 | 14 | 12 | - | - | 13 | 11 | - | - | - | - |
Б | - | - | 15 | 13 | - | - | - | 12 | - | - | 12 | 11 | |
В | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11 | 10 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11 | |
Южная часть подзоны I | А | 13 | 11 | 10 | 10 | 13 | 11 | 10 | 9 | - | - | - | - |
Б | - | 13 | 11 | - | - | 13 | 11 | 10 | 11 | 9 | 9 | 8 | |
В | - | - | - | - | - | - | 12 | - | - | 10 | 9 | 8 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | - | |
Северная и центральная части подзоны I | А | 13 | 12 | 11 | 10 | 13 | 11 | 10 | 9 | - | - | - | - |
Б | - | 13 | 12 | - | - | 13 | 12 | 10 | 11 | 9 | 9 | 8 | |
В | - | - | - | - | - | - | 13 | - | - | 10 | 9 | 8 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 9 | |
Южная часть подзоны I | А | 11 | 10 | 10 | 9 | 11 | 10 | 9 | 9 | - | - | - | - |
Б | 13 | 11 | 11 | 10 | 13 | 11 | 10 | 9 | 9 | 8 | 6 | 6 | |
В | - | 12 | - | - | - | - | 11 | 10 | 10 | 9 | 8 | 6 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | 10 | - | 10 | 9 | 8 | |
А | 10 | 9 | 8 | 7 | 9 | 8 | 6 | 5 | - | - | - | - | |
II | Б | 11 | 10 | 9 | 8 | 10 | 9 | 8 | 6 | 8 | 8 | 6 | 5 |
В | 12 | 11 | 10 | 9 | 11 | 10 | 9 | 8 | 9 | 9 | 8 | 6 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 10 | 9 | 8 | |
А | 13 | 12 | 11 | 10 | 13 | 12 | 10 | 9 | - | - | - | - | |
II | Б | - | 13 | 12 | - | - | 13 | 11 | 10 | 11 | 9 | 9 | 8 |
В | - | - | - | - | - | - | 12 | - | - | 10 | 9 | 8 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 9 | |
А | 11 | 10 | 10 | 9 | 11 | 10 | 9 | 9 | - | - | - | - | |
III | Б | 13 | 11 | 11 | 10 | 12 | 11 | 10 | 9 | 9 | 8 | 6 | 6 |
В | - | 12 | - | - | - | 12 | 11 | 10 | 10 | 9 | 8 | 6 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 9 | 8 |
Примечания: 1. Уточнение дорожно-климатических подзон представлено в приложении 3, табл.П3.1.